Формирование универсальных учебных действий младших школьников презентация

Содержание

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Асмолов А.Г. – руководитель группы Карабанова О.А., Бурменская Г.В. Володарская И.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В.

Слайд 1Формирование универсальных учебных действий младших школьников


Слайд 2ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Асмолов А.Г. –

руководитель группы
Карабанова О.А.,
Бурменская Г.В.
Володарская И.А.,
Салмина Н.Г.
Молчанов С.В.

Слайд 3В широком значении

Универсальные учебные действия (УУД)

Способность
учащегося
к саморазвитию и
самосовершенствованию




В узком значении

Сознательное и активное
присвоение ребенком
нового социального опыта


Освоение детьми
компонентов
учебной деятельности

Самостоятельное усвоение
новых знаний,
формирование умений,
самостоятельная организация
этого процесса



Слайд 4Программа формирования УУД








Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные







Слайд 5Критерии оценки уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие

свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.


Слайд 6Личностные УУД


Слайд 7 Критерии развития личностных УД Ценностный-эмоциональный компонент

Самооценка

Внутренняя позиция
школьника

Мотивация учебной
деятельности
Самоопределение
Смыслообразование
Представленность в Я-концепции


социальной роли ученика

Осознание своих
возможностей в учении



Способность адекватно судить
о причинах своего успеха/
неуспеха в учении



Слайд 8Типовые задания, нацеленные на личностные результаты
Окружающий мир
1. На каких рисунках человек

ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь.
(Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хоро­шие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных пра­вил.)
2. Объясни, что означают для тебя слова: «Моя Родина — Россия!». (Осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордо­сти за свой народ, свою Родину.)
3. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл. (Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности береж­ного отношения к здоровью человека и к природе.)

Слайд 9Познавательные УУД


Слайд 10Критерии развития общеучебных УД

Формулирование
познавательной
цели
Поиск и выделение
необходимой
информации
Структуриро-
вание знаний

Осознанная

и
произвольная
устная и письменная
речь

Смысловое
чтение

Контроль и
оценка

Рефлексия

Знаково-символические
действия(моделирование,
преобразование модели)

Постановка и
формулирование
проблемы


Слайд 12Критерии развития умений
постановки и решения проблемы
Формулирование проблемы
Создание способов
решения проблем


Слайд 13Типовые задания, нацеленные на развитие познавательных универсальных учебных действий
1. Извлечение, преобразование

и использование текстовой информации.
Русский язык
Примеры заданий:
Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. Если … 4. Найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с. 140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.»

2. Что ты можешь рассказать о словах …? Тебе поможет схема на стр. 5.

Слайд 143. Ты прочитал учебно-научный текст. Из скольких частей он состоит? 2.

На какой вопрос отвечает каждая часть? 3. Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текста. 4. Перескажи этот текст по плану».

4. Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарём, словарём иностранных слов.

5. Запиши слова в нужной последовательности и проверь по словарю С.И. Ожегова.

Слайд 152. Перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Окружающий мир
 
Примеры заданий:
Сравнивать и группировать

предметы
Какие свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов? А какими свойствами живых организмов они не обладают? Найди общие черты и различия в каждой паре рисунков.
Наблюдать и делать самостоятельные выводы
Представь, что ты попал на необитаемый остров. Как ты узнаешь время без часов? Как ты определишь стороны света?
Определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний
Представь, что ты ощущаешь все сигналы, поступающие от внутренних органов, и должен следить за их работой. Какие трудности и преимущества появились бы у тебя при этом?

Слайд 16Коммуникативные УД


Слайд 17Критерии развития коммуникативных УД
Строить понятные
для партнера
высказывания
Договари-
ваться
в совместной
деятельности
Формулировать


собственное
мнение
и позицию

Учитывать
разные
мнения

Ориентироваться
на позицию
партнера
в общении и
взаимодействии

Задавать
вопросы

Контролиро-
вать действия
партнера

Использовать
речевые средства
для решения
коммуникативных
задач


Слайд 18Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия
Русский язык
Примеры заданий:
Поработай над

своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером.

2. Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои (вспомни уроки риторики!). Тебе придётся употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми.

Слайд 19Литературное чтение
Примеры заданий:

1) слушание чтения (рассказа) учителя, фиксирование его темы,

ключевых слов;
2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);
3) инсценирование и драматизация;
4) устное словесное рисование;
5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;
6) сочинение по личным впечатлениям (3–4 кл.) и по прочитанному (4 кл.);
7) интервью с писателем;
8) письмо авторам учебника и др.
 

Слайд 20Математика

Задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ».

2. Задания, нацеленных на

организацию общения учеников в паре или группе:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).

Слайд 21Регулятивные УД


Слайд 22Критерии развития регулятивных УД
Осуществлять
итоговый
и пошаговый
контроль
Оценивать
правильность
выполнения

действия

Осуществлять
коррекцию
действия


Выполнять учебные
действия в матери-
ализованной, громко-
речевой и умствен-
ной форме

Адекватно
воспринимать
оценку учителя

Различать способ
и результат действия

Планировать
свое действие
(в т.ч. во внутреннем
плане)

Учитывать
выделенные
учителем
ориентиры действия

Принимать
и сохранять
учебную задачу


Слайд 23Типовые задания, нацеленные на регулятивные универсальные учебные действия
1. Определять цель учебной

деятельности
Русский язык
1. Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»
2. Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».
 
Окружающий мир
Пример проблемной ситуации:
Учебник 2 класса, ч.1, § 10. «Где на земле теплее?»
Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.
Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!
А ты как думаешь: где теплее?
 

Слайд 242. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему
 
Окружающий мир
Пример проблемной ситуации:
Учебник 4

класса, ч.1 (с. 12)
Лена: Клетки нашего тела такие нежные! Внутри тела они, наверное, хорошо себя чувствуют. А каково же приходится тем, которые снару­жи?!
Миша: Как раз на самой поверхности тела клеткам ничего не страшно: ведь они мёртвые.
На какое противоречие ты обратил внимание? (Что ожидала Лена и о чём ей рассказал Миша?)
Какой возникает вопрос? Сравни свой вариант с авторским (с. 135).

Слайд 253. Составлять план выполнения задач, решения проблем
 
Русский язык
1. Найди глаголы.

Как будешь действовать? …
 
4. Осуществлять действия по реализации плана
 
Русский язык
Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова.
 
5. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его
Русский язык
Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану: …. Прочитай определение в рамке. Всё ли было верно в твоем рассказе?

Слайд 26Свойства действий,
подлежащие оценке:
уровень (форма) выполнения действия;
полнота (развернутость);
разумность;
осознанность;

обобщенность;
критичность и освоенность.

Слайд 27Технология формирования универсальных учебных действий
в начальной школе

I. Выделение цели формирования

универсальных учебных действий, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств.

II. Определение ориентировочной основы и организация ориентировки учащихся при его
реализации.

Слайд 28III. Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий:

от выполнения действия с опорой

на материальные средства к умственной форме;

от совместного выполнения действия (сорегуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).

IV. Создание системы задач, обеспечивающих формирование свойств универсальных учебных действий.



Слайд 29УМЕНИЕ СТАВИТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ

1. Что я узнаю на уроке?

2. Чему научусь?

3.

Где могут пригодиться эти умения и знания?
 


Слайд 30САМОКОНТРОЛЬ

1. Сравни свою работу с образцом.

2. Найди ошибки и исправь их.

3.

Дай качественную оценку своей работе.

Слайд 31Алгоритм самооценки (Образовательная система «Школа 2100»)

1. Какова была цель задания (задачи)?
2.

Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?


Слайд 32 Алгоритм формирования у детей действия самооценки (ОС «Школа 2100)

1-й шаг (на

первых уроках). Обозначаем своё настроение.
2-й шаг (через 2-4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу
6-й шаг. Используем умение самооценки.





Слайд 33КАК РАБОТАТЬ С ПОНЯТИЕМ
Работать с понятием - это, значит, сказать, что

обозначает слово, ответить на вопрос: «Что это такое?»

1. Прочитай или прослушай определение изучаемого понятия.

2. Найди в определении общие свойства изучаемого понятия.

3. Отбери из общих свойств основные свойства понятия.

4. Сформулируй определение понятия сам.


Слайд 34КАК ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ

Главное - это мысль, которая отражает основной смысл.
1.

Внимательно прочитай или прослушай текст.

2. Вспомни, что тебе известно о прочитанном или услышанном.

3. Ответь на вопросы по содержанию текста или задай их себе сам.

4. Прочитай или прослушай текст ещё раз.

5. Раздели его на логические части, выдели в каждой из них основную мысль, запиши её.

6. Пользуясь своими записями, установи главную мысль всего текста.

7. Запиши главную мысль и проверь, выражает ли она содержание каждой части текста.

8. Проговори вслух главную мысль текста.


Слайд 35КАК СРАВНИВАТЬ
Сравнивать - это, значит, найти общие и различные свойства предметов,

явлений, вещей.
1. Найди все свойства сравниваемых предметов, вещей, явлений.

2. Назови найденные свойства.

3. Среди всех свойств выбери основные, т.е. существенные.

4. Сравни предметы по существенным свойствам, чтобы найти различия сравниваемых предметов.

5. Назови сходные и различные свойства в сравниваемых предметах.

6. Подведи итог сравнения.


Слайд 36ЧТО ЗНАЧИТ ОБОБЩАТЬ
Обобщать - это, значит, найти общие признаки и свойства

изучаемого явления.

1. Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы).

2. Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изученных явлений (темы).

3. Выбери существенные свойства.

4. Сделай вывод о применении основных свойств изучаемого явления в практической деятельности.

5. Начни со слов - следовательно, таким образом, итак.


Слайд 37НАУЧИСЬ СЛУШАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ СВОЮ РЕЧЬ

Уметь слушать и исправлять свою речь

- значит, уметь сравнивать звучащую речь с нормами литературного языка.

1. Внимательно прослушай звучащую речь, вникая в её содержание.

2. Слушая себя, обращай внимание на:
 произношение звуков,
сочетаемость слов в словосочетании,
грамматические особенности построения предложений,
использование стиля и типа речи,
дикцию и выбор интонации.



Слайд 383. Проанализируй свою речь, учитывая пункт 2.

4. С помощью учителя или

консультанта зафиксируй ошибки, опираясь на образец (нормы литературного языка).

5. Проговори высказывание ещё раз.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика