Слайд 1
КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж»
«Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе
средствами конструктивной деятельности»
Выполнила: Федоренко Алина Олеговна студентка 241 группы
Руководитель: Комендантов В. С.
Барнаул - 2018
Слайд 2Актуальность исследования:
подготовка детей к успешному обучению в школе является приоритетной проблемой,
которая в современной ситуации приобретает особую актуальность и интерес, к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Это связано с постоянным совершенствованием системы школьного образования, с усложнением учебных требований. Новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.
Слайд 3Проблема исследования:
Каким образом взаимодействие детского сада и семьи по конструктивной деятельности
влияет на формирование интеллектуальной готовности, направленной на подготовку детей к обучению в школе.
Слайд 4По проблеме представлены разработки следующих авторов:
Л.И. Божович
Л.А. Венгер
Л.С. Выготский
Н.Г. Салмина
В.В. Холмовская
Д.Б. Эльконин и др.
Слайд 5
Объект исследования: процесс формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Предмет исследования:
заключается в выявлении эффективности взаимодействия детского сада и семьи по конструктивной деятельности в подготовке детей к обучению в школе.
Слайд 6
Цель выпускной квалификационной работы: изучение формирования интеллектуальной готовности к обучению в
школе средствами конструктивной деятельности.
Слайд 7
Гипотеза исследования: уровень интеллектуальной готовности к школьному обучению, возможно, изменится, если
разработать и реализовать модель формирования интеллектуальной готовности.
Слайд 8Задачи:
– Рассмотреть теоретические основы формирования интеллектуальной готовности к школе;
– Изучить проблему
готовности к школьному обучению у дошкольников в психолого-педагогических исследованиях;
– Выделить особенности интеллектуальной готовности к школьному обучению;
– Изучить развитие конструктивной деятельности;
– Подобрать диагностические методики определения уровня формирования интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами конструктивной деятельности на констатирующем этапе;
– Подобрать игры способствующие формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами конструктивной деятельности и провести их на формирующем этапе.
– Провести оценку интеллектуальной готовности к обучению в школе на контрольном этапе сделать выводы по проделанной работе.
– Подготовить рекомендации для воспитателей по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами конструктивной деятельности.
Слайд 9Методы исследования:
Теоретические методы: анализ и синтез педагогической и научно-методической литературы в
аспекте изучаемой проблемы; методы конкретизации, систематизации и классификации теоретической информации.
Эмпирические методы: беседы с родителями, диагностики, консультации, анкетирование
Слайд 10Методики исследования:
- Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керн - Я. Йерасека;
-
Тест «Вербальное мышление» Я. Йерасек;
- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
- Методика диагностики конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста Л.В. Куцаковой
Слайд 11База практики
Диагностика проводилась на базе детского сада г.Барнаула №101 «Солнышко» в
подготовительной группе.
Слайд 12Задачи опытно-экспериментальной работы:
Этап 1:
Пронаблюдать и проанализировать работу воспитателя по формированию
интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами конструктивной деятельности.
Выяснить уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе
Этап 2
Создать условия для формирования у воспитанников интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами конструктивной деятельности.
Этап 3
Выяснить, повысился ли у воспитанников уровень сформированности интеллектуальной готовности к обучению в школе
Проанализировать полученные результаты.
Слайд 13Методики используемые на 1 этапе
Слайд 14Задача: Пронаблюдать и проанализировать работу воспитателя по формированию интеллектуальной готовности к
обучению в школе средствами конструктивной деятельности.
Фрагмент беседы с воспитателем.
Вопрос: Используется ли на занятиях задания, формирующие интеллектуальную готовность к обучению в школе?
Ответ: Целенаправленная работа по подбору заданий формирующих интеллектуальную готовность к обучению в школе не проводится.
Вопрос: По другим темам курса используется ли задания, направленные на формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе?
Ответ: Нет, такие задания не используются.
Вопрос: Проводите ли Вы в сбоводной деятельности целенаправленную работу по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами конструктивной деятельности?
Ответ: В настоящее время, в свободной деятельности осуществляется подготовка к контрольным мероприятиям по проверке знаний за время обучения в ДОО.
Слайд 15Задача: Выяснить активность работы воспитанников на занятиях по формированию интеллектуальной готовности
Критерии
активности воспитанников были следующие:
Четкий ответ на вопрос;
Постановка вопроса воспитателю;
Высказывание предположений;
Исправление ошибок своих товарищей
Слайд 16
Результаты по методике «Ориентировочный тест школьной зрелости» на 1 этапе исследования.
Слайд 17Этап 2
Создать условия для формирования у воспитанников интеллектуальной готовности к обучению
в школе средствами конструктивной деятельности.
Задание для формирования интеллектуальной готовности
Цель: развитие дисциплинированности, организованности; развития внимания, речи, памяти и темпа мышления Упражнение 1. «Слушай и исполняй»
Цель: создание условий для развития внимания, памяти.
Упражнение 2. «Тропинка»
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности. Упражнение 3. «Мячик-смягчитель»
Цель: создание условий для развития внимания, речи, темпа мышления.
Упражнение 4. «Хитрая лиса»
Цель: воспитывать дисциплинированность, организованность, учить соблюдать правила игры, развивать выдержку, наблюдательность.
Слайд 18Этап 3
Выяснить, повысился ли у воспитанников уровень сформированности интеллектуальной готовности к
обучению в школе.
Результаты по методике «Ориентировочный тест школьной зрелости» на 3 этапе исследования.
Слайд 19Результаты по методике «Ориентировочный тест школьной зрелости»
Слайд 20
Рекомендации воспитателю по формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе средствами
конструктивной деятельности
- Нужно доносить до детей о необходимости каждого знания, формировать у них осознанности в получении знаний.
- Постарайтесь организовать деятельность так, чтобы отдельные звенья её отчётливо выступали перед дошкольником как ступеньки, ведущие к цели.
- Подбирайте такой материал на занятия, который отвечает интересам, потребностям, а главное их психологическим особенностям.
- Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, расстроен или вообще устал. Для это необходимо определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.