Экспериментальное исследование процесса развития речи младших школьников при работе с фразеологизмами презентация

Содержание

Данное исследование должно проходить в 3 этапа: Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития речи у учащихся данного класса. Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие речи

Слайд 1Экспериментальное исследование процесса развития речи младших школьников при работе с фразеологизмами
1

Диагностика уровней сформированности развития речи у детей младшего школьного возраста

Слайд 2Данное исследование должно проходить в 3 этапа:
Констатирующий этап - цель, которого

выявить уровень развития речи у учащихся данного класса.
Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие речи младших школьников при работе с фразеологизмами.
Контрольный этап - цель, которого определить эффективность комплекса упражнений на развитие речи.

Слайд 3Львов М.Р. выделяет семь критериев речи:
1. Содержательность 2. Логичность 3. Точность

4. Языковая правильность речи 5. Ясность 6. Коммуникативная целесообразность 7. Выразительность.

Слайд 4Для определения уровня развития речи учащимся можно предложить задание распределить предложения

в их логической последовательности.
Задание 1. Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами).
1. Осень.2. Дети сажают молодые деревца.3. Дети копают ямки вдоль улицы.4. Весна. Деревья зазеленели.5. Взрослые забивают в землю колья вокруг посаженных деревьев.

Слайд 5Обобщив полученные результаты учащиеся, распределяются на следующие уровни:
1. Низкий уровень -

в речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые не сложные предложения.
2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.
3. Высший уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно.

Слайд 6Для определения ригидности словарного запаса исследуемых нами учащихся мы использовали тексты

речевых образцов, т.е. сочинения на тему «Что я люблю».
По вышеописанной методике в сочинениях мы подсчитали:
Общее количество слов в речевом образце.
Количество слов, которые были употреблены только один раз.
После этого определили ригидность словарного запаса
Таким образом исследование покажет уровень развития речи у испытуемых.

Слайд 7На констатирующем этапе мы также ставим следующие задачи:
- определение примерного объема

фразеологического словаря детей младшего школьного возраста;
- выявление понимания семантики фразеологизмов;
- изучение особенностей употребления фразеологических единиц в детской речи.

Слайд 8Для решения поставленных задач можно использовать различные методики обследования детской речи

на основе методов, применяемых в лингвистических, психолингвистических, и педагогических исследованиях.

Слайд 9В частности, была использована методика изучения фразеологической лексики, разработанная в исследованиях

И.Н. Митькиной.

Слайд 10В качестве ведущей методики можно использовать метод наблюдения за речью детей

и три серии заданий, предлагавшиеся детям в форме игры.
Первая серия заданий была направлена на определение объема фразеологического словаря младших школьников. Она включает в себя следующие методы:

Слайд 11а) наблюдения за детской речью в различных видах деятельности в целях

выяснения наличия у детей фразеологической лексики.
б) ассоциативный эксперимент на слово, словосочетание-компонент фразеологизма (выявление устойчивых связей слов в речи детей). Задание «Я скажу, а ты продолжи».
в) ассоциативный эксперимент на фразеологизм (выявление присутствия фразеологических единиц в пассивном словаре). Задание «Кто больше назовет необычных выражений».

Слайд 12Цель данного эксперимента: определить наличие фразеологических единиц с высокой степенью смысловой

связанности компонентов в пассивном словаре детей.

Слайд 13Вторая серия заданий направлена на выявление понимания детьми значений фразеологизмов. Предложить

младшим школьникам объяснить смысл предложенных фразеологических единиц, исходя из контекста, в следующих видах деятельности:
а) задание «Скажи по-другому».
б) определение знакомых фразеологизмов из контекста в игровой ситуации.

Слайд 14Третья серия заданий направлена на изучение особенностей употребления фразеологической лексики родного

языка детьми младшего школьного возраста.
Предложить такие речевые ситуации, как:
а) сравнение двух рассказов (1-ый с синонимами, 2-ой с фразеологизмами).
б) пересказ рассказа с фразеологизмами «Приключение мальчика Пети».
в) составление сказки по заданному фразеологизму «повесить нос».
Задание «Придумай для Незнайки».
г) подбор фразеологизма к иллюстрации.

Слайд 15Обследование на констатирующем этапе исследования можно провести в форме индивидуальных и

групповых бесед. Условиями проведения выбрать игровые и речевые ситуации.

Слайд 16В ходе наблюдений записывать интересные с точки зрения исследования высказывания детей

в повседневной жизни: во время занятий, перемены, приема пищи, игр и т.д.
Исходя, из данного исследования перед нами стоит задача поднять уровень развития речи у учащихся , для чего необходимо разработать задания и упражнения при работе с фразеологизмами.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика