Слайд 1ЕГЭ – 2016.
Л И Т Е Р А Т У Р
А
Н.Е. Кутейникова,
канд. пед. наук, доцент,
профессор кафедры филологического
образования МИОО
Слайд 2ЕГЭ по литературе – 2016.
ДЕМОВЕРСИЯ (проект):
Кодификатор
элементов содержания и требований
к уровню подготовки выпускников
образовательных организаций для проведения
единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ:
Слайд 3ЕГЭ по литературе – 2016.
ПРЕДСТАВЛЕНЫ:
сведения по теории и истории литературы;
произведения из
древнерусской литературы;
произведения из литературы XVIII в.;
произведения из литературы первой половины XIX в.;
произведения из литературы второй половины XIX в.;
произведения из литературы конца XIX – начала XX в.;
произведения из литературы первой половины XX в.;
произведения из литературы второй половины ХХ в.;
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 4ЕГЭ по литературе – 2016.
Спецификация
контрольных измерительных материалов
В структурном отношении два комплекса
заданий части 1 выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (1–7 и 10–14), к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (8, 9 и 15, 16).
Часть 2 содержит альтернативное задание высокого уровня сложности (17.1–17.3), в наибольшей степени отражающее требования стандарта профильного уровня.
Слайд 5ЕГЭ по литературе – 2016.
Спецификация
контрольных измерительных материалов
Экзаменационная работа по литературе требует
владения следующими видами деятельности:
• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий);
• различные виды пересказа (17.1–17.3);
• определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (1–7, 10–14);
• анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий);
Слайд 6ЕГЭ по литературе – 2016.
Спецификация
контрольных измерительных материалов
• письменные
интерпретации художественного произведения (8, 9, 15, 16, 17.1–17.3);
• выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий);
• самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (8, 9, 15, 16–19);
• написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (17.1–17.3);
• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления (9, 16).
Слайд 7ЕГЭ по литературе – 2016 (проект)
Экзаменационная работа по литературе состоит из
2 частей, включающих в себя 17 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут
(235 минут).
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1–17.3), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
Разработчиками КИМ рекомендовано не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Слайд 8ЕГЭ по литературе – 2016
В экзаменационной работе выделены две части и
принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.
Слайд 9ЕГЭ по литературе – 2016
Часть 1 включает в себя два комплекса
заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
Слайд 10ЕГЭ по литературе – 2016
Например:
1. Назовите литературное направление, в русле которого
развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».
Ответ: реализм
Слайд 11ЕГЭ по литературе – 2016
7. В начале приведённого фрагмента герои общаются
между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
Ответ: диалог
Слайд 12ЕГЭ по литературе – 2016
При выполнении заданий 8–9 необходимо опираться на
авторскую позицию, при необходимости излагать свою
точку зрения. При аргументации ответа надо опираться на текст произведения.
8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?
9. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
Слайд 13ЕГЭ по литературе – 2016
Выполняя задание 9, экзаменуемый должен подобрать для
сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);
указать названия произведений и фамилии авторов; обосновать свой выбор и сопоставить произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
Слайд 14ЕГЭ по литературе – 2016
Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению:
5
заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений (15, 16).
Слайд 15ЕГЭ по литературе – 2016
10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из
ярких представителей которого являлся
А.А. Блок.
Ответ: символизм
Слайд 16ЕГЭ по литературе – 2016
13. Из приведённого ниже перечня выберите три
названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гипербола
2) инверсия
3) ирония
4) эпитет
5) звукопись
Ответ: 2 4 5
Слайд 17ЕГЭ по литературе – 2016
При выполнении заданий 15–16 необходимо опираться на
авторскую позицию, при необходимости излагать свою точку зрения. При аргументации ответа надо опираться на текст произведения / произведений.
15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? («Россия», 1908.)
16. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём сходство и различие этих произведений со стихотворением А.А. Блока?
Слайд 18ЕГЭ по литературе – 2016
При выполнении задания 16 необходимо подобрать для
сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); указать названия произведений и фамилии авторов; обосновать свой выбор и сопоставить произведения с предложенным текстом в заданном
направлении анализа.
Слайд 19ЕГЭ по литературе – 2016
Ответом к заданиям 1–7 и 10–14 является
слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Необходимо сначала указать ответы в тексте работы,
а затем перенести их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) записать в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Слайд 20ЕГЭ по литературе – 2016
Общая структура части 1 подчинена задаче широкого
содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности, 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.
Слайд 21ЕГЭ по литературе – 2016
Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить
место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
Слайд 22ЕГЭ по литературе – 2016
Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ
написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему (таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагаются 3 вопроса (17.1–17.3), охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 17.1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 17.2 – по произведениям второй половины XIX в.; 17.3 – по произведениям XX в.
Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).
Слайд 23ЕГЭ по литературе – 2016
Для выполнения задания части 2 необходимо выбрать
только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3).
В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 указать номер выбранной темы, а
затем написать сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
При этом необходимо опираться на авторскую позицию и формулировать свою точку зрения.
Экзаменуемый должен аргументировать свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Также необходимо использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения / произведений.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Слайд 24ЕГЭ по литературе – 2016
Работа такого типа дает выпускнику возможность показать
свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.
Слайд 25ЕГЭ по литературе – 2016.
Основные проблемы и ошибки
при написании сочинения
на литературную тему
При выполнении заданий 17.1–17.3 необходимо написать сочинение-рассуждение по проблемному вопросу, поэтому
композиция должна соответствовать типу текста-рассуждения:
– тезис;
– аргументы;
– вывод.
Слайд 26ЕГЭ по литературе – 2016.
Основные проблемы и ошибки
при написании
сочинения
В ЕГЭ 2012 – 2015 гг. в задании С5 (сочинение) экзаменуемые писали всё, что известно о данном произведении. У 60% писавших сочинение в 2015 г. тема просто не была раскрыта.
Вывод: отсутствие навыка написания сочинения на литературную тему и сочинения-рассуждения на литературном материале.
Слайд 27ЕГЭ по литературе – 2016.
Основные проблемы и ошибки
при написании
сочинения
Одной из самых распространенных ошибок являлся перенос требований к сочинению в ЕГЭ по русскому языку на требования к сочинению в ЕГЭ по литературе:
1. Высказывание свой точки зрения по предложенной теме, в то время как требуется дать развернутый ответ на проблемный вопрос с опорой на конкретное художественное произведение и выраженную в нем авторскую позицию.
Слайд 28ЕГЭ по литературе – 2016.
Основные проблемы и ошибки
при написании
сочинения
2. Привлечение аргументов из других произведений – литературы, киноискусства, публицистики.
Требуется проанализировать заявленную проблему в данном художественном произведении или творчестве писателя / поэта.
При этом необходимо аргументировать свой тезис / свои тезисы примерами из текста заявленного в вопросе произведения / текстов художественных произведений, иллюстрирующих развитие данной проблемы в творчестве конкретного автора.
Слайд 29ЕГЭ по литературе – 2016.
Основные проблемы и ошибки
при написании
сочинения
17.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
17.2 В чём противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары?
(По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
17.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека?
(По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)
Слайд 30ЕГЭ по литературе – 2016.
Основные положения, которые должны быть освещены
в сочинении
17.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
Романтическая поэма
Романтический идеал
Романтический герой
«Трагическое двоемирие»
Авторская позиция
Слайд 31ЕГЭ по литературе – 2016.
Основные положения, которые должны быть освещены
в сочинении
17.2 В чём противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары?
(По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
Род, жанр
Тематика, проблематика
Система образов
Антитеза
Психологизм
Реализм
Позиция автора
Слайд 32ЕГЭ по литературе – 2016.
Основные положения, которые должны быть освещены
в сочинении
17.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека?
(По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)
Род, жанр
Тематика, проблематика
Композиция
Сюжет
Система образов
Идея произведения
Авторская позиция