Слайд 1
«Эффективное использование интерактивного материала в коррекционно-логопедической работе с детьми
с ЗПР»
Учитель-логопед: Исакова В.В.
МОУ «Морозовская средняя
общеобразовательная школа»
2017
Слайд 2Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» - играем с пользой!
Слайд 3Игры «Мерсибо» в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Ударный гласный
Звуковой анализ слова Твердые и мягкие звуки
Лишний звук
Место звука в слове
Парные слоги
Слайд 4Игры «Мерсибо» в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Звуковой анализ слова
Пространственное ориентирование Фонетический анализ
Все наоборот Чтение предложений
Слайд 5Игры «Мерсибо» в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Интерактивные игры Мерсибо
с веселыми героями – это отличный стимул для ребенка идти на занятие с радостью, а для логопеда – возможность использовать качественное интерактивное пособие как фрагмент занятия или материал для обследования.
Распечатав дополнительное задание к игре, можно продолжить занятие вне компьютера.
Словомер Родительный падеж Слоговой анализ
Печатное задание к
диску «Зимняя сказка»
Слайд 6Интерактивное оборудование в помощь педагогам и внимательным родителям
Слайд 7Videouroki.net
(дистанционное обучение)
А Б В Г Д й к а «
Как хорошо уметь читать! »
34 видео урока, 34 презентации, 33 упражнения, 33 картинки с буквами
Слайд 8Дизорфография у школьников
(система работы)
О.В.Елецкая
Слайд 9Дизорфография у школьников
(продолжение)
О.В.Елецкая
Слайд 10
Дети с ЗПР в общеобразовательной школе
Большую часть контингента детей с
трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития».
Это многочисленная группа, составляющая около 30% среди неуспевающих младших школьников.
Начиная с 1965-1970 годов велось комплексное изучение проблем и причин неуспеваемости силами специалистов разного профиля: клиницистами, физиологами, психологами, дефектологами.
Исследования Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, В.И.Лубовского, К.С.Лебединской позволили выделить среди неуспевающих младших школьников особую категорию, у которой трудности в обучении были обусловлены задержкой темпа психического развития.
Слайд 11
Дети с ЗПР в общеобразовательной школе
Термин «задержка психического развития» был предложен
Г.Е.Сухаревой.
ЗПР- это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста , продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринять школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.
У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой, счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.
Слайд 12Дети с ЗПР в общеобразовательной школе
На всем протяжении школьного обучения школьники
с ЗПР обнаруживают выраженное и стойкое отставание от нормы практически по всем вербальным характеристикам.
Выраженную и стойкую несформированность всех психических функций.
Трудности программирования и контроля произвольных форм деятельности и переработки зрительно-пространственной информации, что особенно проявляется в младшем школьном возрасте.
Формы ЗПР связаны с мозаичными органическими повреждениями ЦНС.
церебрастеническая;
конституционная;
соматогенная;
психогенная.
Слайд 13Устная речь
Фонетика – у детей затруднен процесс автоматизации и дифференциации поставленных
звуков, так как этот этап требует интеллектуальных усилий – мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
Фонематический слух – нарушен практически у каждого ребенка с ЗПР, причина, видимо, в нарушении межанализаторных связей.
Звуковой анализ у детей данной категории нарушен не всегда.
Словарь узок, ограничен обиходно-бытовыми рамками, не могут описать свои представления. Причина этого в своеобразии восприятия и в том, что дети с ЗПР испытывают затруднения в переводе своих зрительных впечатлений или представлений в словесную форму по причине ограниченного словарного запаса.
Слайд 14Грамматический строй
Связная речь
Для ребенка с ЗПР характерна стойкая дизорфография, стойкое неусвоение
орфографических правил. Речь здесь идет именно о неусвоении, а не о незнании.
Из-за недостаточности гибкости мыслительных операций, эти дети не связывают некоторые явления между собой, и они существуют как бы изолированно.
Связная речь
- активное жестикулирование – ребенку явно не хватает слов.
- в рассказе нет ни имен главных героев, ни места и времени событий.
Постоянные повторы, возврат к уже сказанному, говорят о нарушении динамики речевого высказывания.
И самое главное – в рассуждениях ребенка с ЗПР не прослеживается главная мысль.
Слайд 15Дети с ЗПР в общеобразовательной школе
Первые рекомендации по организации коррекционной работы
с детьми с ЗПР в помощь учителю были даны Т.А.Власовой и М.С.Певзнер.
Данные занятия могут иметь и общеразвивающие цели:
- повышение уровня общего, сенсорного и интеллектуального развития;
- развитие памяти и внимания;
- коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Слайд 16
Первичное обследование включает в себя три аспекта:
Артикуляционный – выяснение особенностей произношения
звуков, функционирования органов артикуляции в процессе разговорной речи;
Фонологический – изучение того, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем в различных фонематических условиях);
Лексико-грамматический – уточнение словарного запаса, умения употреблять слова в нужной форме, правильно строить предложения.
Слайд 17
Этапы формирования самоконтроля
1 этап – ориентировка в задании;
2 этап – выполнение
задания;
3 этап – оценка полученного результата с точки зрения предъявленного задания.
Этапы коррекционно-логопедической работы с детьми с ЗПР:
(начало)
Max коммуникативная направленность всех логопедических занятий через оптимальное сочетание речи логопеда и учащихся;
активизация мыслительной и речевой деятельности;
использование всех видов речевой деятельности(слушание, говорение, чтение, письмо);
четкие инструкции, конкретные целевые установки, постепенное их нарастание и усложнение;
Слайд 18Этапы коррекционно-логопедической работы с детьми с ЗПР(продолжение)
учет индивидуальных особенностей и темпов
психической деятельности;
формирование контроля как средства развития внимания;
использование игровых и занимательных приемов работы;
выразительная речь педагога с умелым понижением и повышением голоса;
необычность, новизна предметов и явлений;
чередование напряжения и расслабления;
эмоциональная насыщенность занятия, большой объем образного материала;
разнообразие содержания и видов деятельности;
необходимо постоянное управление вниманием.
Слайд 19Рекомендации коллегам
P.S.
Представленный интерактивный материал (Мерсибо) может быть
использован как на индивидуальных, так и на групповых занятиях логопедами, дефектологами, психологами начальной школы, развивающими педагогами.
Диск АБВГДйка является современным инструментом для работы по ознакомлению детей с буквами и звуками русского алфавита и обучению чтению.
Система работы по дизорфографии (О.В.Елецкой) кроме тетрадей, методичек, включает диск с практическим материалом по данной теме.
УСПЕХОВ!