Слайд 1Диагностика младших школьников
Канд.пед.наук, доц.
Годовникова Л.В.
Слайд 2Диагностика структуры учебной мотивации
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен
нравиться учитель.
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10. Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д,
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20. Учеба в моем возрасте - самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
Ключ
Познавательные 2 9 15 Коммуникативные 3 10 16 Эмоциональные 1 8 21 Саморазвития 6 13 19
Позиция школьника 7 14 20 Достижения 5 12 18 Внешние (поощрения, наказания) 4 11 17
Слайд 3Типология мотивов учения «Лесенка побуждений»
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8
утверждений, соответствующие вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
1. Я учусь, чтобы быть полезным людям.
2. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.
3. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.
4. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Обработка.
Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном сочетании. Если эти места внимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.
Слайд 4Социометрия: исследование межличностных отношений в группе
Учащимся предлагается инструкция: «Напишите на бумажках
под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второго». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
1.а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
2. а) если бы все ваши одноклассники жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы весь ваш класс переформировали, кого из одноклассников Вы не хотели бы оставить в своей группе?
Учащимся предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек, что делает возможным сопоставление материала по различным группам.
Когда социометрические собраны, начинается этап их математической обработки. Используется табличный способ обработки.
Слайд 5Методика А.И. Липкиной «Три оценки»
«Три учительницы из разных школ проверяли ваши
работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
– совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;
– характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Слайд 8Роза
Мясник
Дрозд
Брюки
Фиалка
Пекарь
Синица
Рубашка
Гвоздика
Столяр
Воробей
Куртка
Слайд 10Бук
Ель
Тополь
Гитара
Флейта
Барабан
Слива
Персик
Лимон
Заяц
Лиса
Косуля
Слайд 12Смысловая память
шум – вода
дуб – желудь
стол – обед
дичь – выстрел
мост –
река
рой – пчела
рубль – копейка
час – время
лес – медведь
гвоздь – доска
Слайд 13Смысловая память
шум –
дуб –
стол –
дичь –
мост –
рой –
рубль –
час –
лес –
гвоздь
–
Слайд 14Сложение чисел с переключением
Инструкция: учащемуся предлагается быстро и правильно складывать два
однозначных числа, написанных одно под другим. Эта работа продолжается 10 минут. За это время ученик должен произвести сложение заданных чисел двумя различными способами.
Первый способ: сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строчку ставят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают, пишут число единиц.
Второй способ: сумму ставят в нижнюю строчку, а вверх переносят предыдущее нижнее слагаемое.
Например:
1 способ
549325729
954932572…
2 способ
5943707741
9437077415...
Надо объяснить и показать сначала эти способы. Затем сказать, что в течение 1 минуты должны действовать по 1-му способу, а потом по сигналу – по 2-му способу, поставив вертикальную черту, затем через минуту перейти к 1-му способу и т. д.
Слайд 15Найди ошибки
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели
яблони.
Взрослые и дети топились на берегу.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
Сорняки шыпучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Слайд 16Выдели существенные признаки
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)
Река (берег, рыба, тина,
рыболов, вода)
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
Слайд 17Сравни
книга – тетрадь
солнце – луна
лошадь – корова
сани – телега
линейка – треугольник
дождь
– снег
Слайд 18Обобщи (назови одним словом)
дождь – град
жидкость – газ
нос – глаз
предательство –
трусость
сумма – произведение
водохранилище – канал
сказка – былина
ученик – учитель
Слайд 19Укажи лишнее слово
приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
дождь,
снег, осадки, иней, град
запятая, точка, двоеточие, тире, союз
сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание
Слайд 27Угадай слово
п-ро з-р-о
к-са д-р-во
р-ка к-м-нь
г-ра х-л-д
п-ле
к-в-р
Слайд 28Найди сходные слова по анаграмме
1) лбко
2) раяи
3) упкс
4)
еравшн
5) ркдети
6) ашнрри
Слайд 29Аналогии
1) школа : обучение = больница : ?
а) доктор б) ученик
в) лечение г) учреждение д) больной
2) песня : глухой = картина : ?
а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
3) нож : сталь = стол : ?
а) вилка б) дерево в) стул г) пища д) скатерть
4) паровоз : вагоны = конь : ?
а) поезд б) лошадь в) овёс г) телега д) конюшня
5) лес : деревья = библиотека : ?
а) город б) здание в) книги г) библиотекарь д) театр