Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Швечкова Андрея Евгеньевича
МКОУ «Санаторная школа-интернат № 82» г. Новокузнецка
Кемеровской области
На тему:
Разработка программы дополнительного образования «Робототехника» с элементами исследовательской и проектной деятельности
Слайд 2Краткая характеристика образовательного учреждения
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат
№ 82» находится
в городе Новокузнецке. Создана школа-интернат, позднее преобразованная в МКОУ «Санаторная школа-интернат № 82», в 1961 году.
Количество обучающихся – 200 человек.
Школа–интернат № 82 города Новокузнецка обеспечивает проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития 200 детей, нуждающихся в длительном лечении. Согласно лицензиям учреждение имеет право осуществления образовательной и медицинской деятельности. Образовательная деятельность осуществляется по образовательным программам начального и основного общего образования.
Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: начальное общее образование, основное общее образование, дополнительное образование детей, предоставление
социальных услуг с обеспечением проживания, врачебная практика.
Слайд 3Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена
в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей».
Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или
явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому
его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных
знаний (отчужденная от личности самого учащегося) не имеет
определяющего значения.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста.
Слайд 4Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод,
позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т.д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом.
Учебный (ученический) проект - организационная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение законченной учебной темы или учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.
Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается поэтапно, совместно с руководителем. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получении представлений о том или ином явлении.
Слайд 5Цель программы:
создание условий для успешного освоения учащимися основ исследовательской и
проектной деятельности в процессе изучения и освоения робототехники.
Задачи программы:
формировать у учащихся представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучение учащихся общей методологии исследования и проектирования, изучение состава и последовательности этапов их выполнения;
выполнение каждым обучающимся индивидуальной исследовательской работы.
Слайд 6Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию. Актуальность программы также обусловлена её методологической значимостью. ФГОС нового поколения предполагает использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в процессе дальнейшего обучения и в практической работе по избранному направлению.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Программа дополнительного образования «Робототехника» предназначена для учащихся 4-6 классов, посещающих ОУ.
Программа курса рассчитана на 1 год обучения (34 часа). Занятия проводятся во внеурочное время по 1 часу в неделю.
Слайд 7Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания; способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей.
Слайд 8Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять учебную задачу; читывать
выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Слайд 9Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного
исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
Слайд 10 устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать
(выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
Коммуникативные универсальные учебные действия
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Слайд 11Содержание программы
Тема 1: «Введение. Роботы на службе человеку» (1ч).
Знакомство с основами
робототехники, её историей, современным состоянием и перспективами развития.
Тема 2: «Основы алгоритмики. Алгоритмы и исполнители» (3 ч).
Понятия «алгоритм» и «исполнитель алгоритмов». Виды алгоритмов. Свойства алгоритмов. Система команд исполнителя. Алгоритм и программа.
Тема 3: «Роботы - исполнители алгоритмов. Знакомство с роботом. Элементарное программирование робота» ( 6 ч).
Робот, как один видов исполнителей алгоритмов. Знакомство с системой команд робота Intelligent Bluetooth Robot BTR-01. Исследование возможностей робота Intelligent Bluetooth Robot BTR-01 и его команд.
Тема 4: Исследование на тему «Линейные алгоритмы. Программирование робота на достижение поставленной цели» (6 ч).
Выбор и обоснование учащимися темы для программы реализующей линейный алгоритм. Постановка цели создаваемой программы и разработка поэтапных шагов для её достижения. Создание программы для робота с использованием методики линейных алгоритмов. Проверка созданной программы. Анализ работы созданной программы и выводы.
Слайд 12Тема 5: Исследование на тему «Алгоритмы с ветвлением. Робот в
лабиринте» (6 ч).
Выбор и обоснование учащимися темы для программы реализующей алгоритм с ветвлением. Постановка цели создаваемой программы и разработка поэтапных шагов для её достижения. Создание программы для выхода робота из лабиринта с использованием методики алгоритмов с ветвлением. Проверка созданной программы. Анализ работы созданной программы и выводы.
Тема 6: Исследование на тему «Циклические алгоритмы. Робот в нестандартной ситуации» (6 ч).
Выбор и обоснование учащимися темы для программы реализующей циклический алгоритм. Постановка цели создаваемой программы и разработка поэтапных шагов для её достижения. Создание программы для робота с использованием методики циклических алгоритмов и включающей использование инфракрасных сенсоров робота. Проверка созданной программы. Анализ работы созданной программы и выводы.
Тема 7: Исследование на тему «Программа для робота с использованием всех видов алгоритмов». (6 ч).
Выбор и обоснование учащимися темы для программы реализующей все виды алгоритмов. Постановка цели создаваемой программы и разработка поэтапных шагов для её достижения. Создание программы для робота с использованием всех видов алгоритмов и включающей использование инфракрасных сенсоров робота. Проверка созданной программы. Анализ работы созданной программы и выводы.
Слайд 14Учебно-методическое обеспечение
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников.
5–11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016.–160с. – (Современная школа: управление и воспитание).
Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь. В сб. «Алхимия проекта». Методические разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего». М., 2004.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.