Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
учителя начальных классов
Давлетшиной Гульназ Хайдаргалиевны
МБОУ СОШ №5 г. Сургута
Ханты-Мансийского автономного окруаг-Югры
На тему: Программа внеурочной деятельности
во 2 классе «Я-исследователь».
Слайд 2МБОУ СОШ №5
Школа была открыта в 1964 г.
В 2006-2011 гг. -
в рамках Приоритетного национального проекта школа была отмечена грантами губернатора ХМАО – Югры за разработку программ и грантами главы города Сургута за разработку проектов.
С сентября 2011 г. школа является «пилотной» площадкой регионального уровня по опережающему введению ФГОС на ступени ООО, а с 2013 года - стажировочной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО.
С 2013 г. – является «пилотной» площадкой по апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности».
С 2014 г. школе присвоен статус «пилотной» площадки по вопросам государственно-общественного управления.
С 2015 г. школе присвоен статус «пилотной» площадки опережающего введения ФГОС НОО обучающимся с ОВЗ.
МБОУ СОШ №5 - участник международных проектов «SEED» и «Успешное чтение».
Слайд 3МБОУ СОШ №5 – школа развития:
в образовательной сфере – повышение квалификации
педагогов, повышение качества обучения;
в воспитательной – развитие системы дополнительного образования и внеурочной деятельности учащихся;
в материальной – оснащение оборудованием в соответствии с требованиями ФГОС.
Слайд 4Программа «Я-исследователь»
Программа «Я – исследователь» – интеллектуальной направленности. Она является продолжением
урочной деятельности, опирается на методику организации проектной деятельности младших школьников, методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И. Савенкова.
Программа составлена в соответствии:
с требованиями ФГОС НОО;
с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011 г.;
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Слайд 5Цель программы:
трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования
его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
развитие познавательных потребностей младших школьников;
обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Слайд 6Актуальность программы
Особенно актуальна проблема формирование исследовательской культуры для учащихся начальной школы,
поскольку в этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Сущность развития личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен.
Поэтому поисковая деятельность учащегося будет опираться на присущего ребенка от природы потребность познания действительности. А исследовательский интерес является качеством личности, свойственном ребенку в особенно сильной степени.
Слайд 7Принципы построения программы
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной
политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Слайд 8Формы и режим занятий
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ
ситуации, работа со стимульным материалом) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).
Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю, проводятся в группе по 12-13 человек. Время занятия 45 минут.
Слайд 9Методы и технологии работы
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,
экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Слайд 10Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией
по темам курса, умение пользоваться литера-турой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Слайд 13Календарно-тематическое планирование, 2 класс
Слайд 14Календарно-тематическое планирование, 2 класс
Слайд 15Методы диагностики
образовательного результата
Основным методом диагностики образовательного результата является выступление ученика
на научно- практических конференциях. Также эффективной формой оценивания и подведения итогов проектной деятельности является создание портфолио проектов.
Слайд 16Перспективы развития
исследовательской/проектной деятельности
в учреждении
и профессиональной деятельности автора
Расширить теоретические
знания и практические навыки работы по данной технологии на очных и в заочных дистанционных курсах;
участвовать в методических выставках, профессиональных конкурсах и фестивалях на муниципальном, региональном уровнях;
распространять педагогический опыт через Интернет – ресурсы, публикации различного уровня;
организовывать работу с одаренными детьми и принимать участие в научно- практических конференциях, конкурсах, олимпиадах.