Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность
как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Шацких Марины Алексеевны
учителя биологии
МБОУ СОШ № 40 г. Воронежа
на тему
«Программа внеурочной деятельности
«Мир проектов»
Слайд 2Особенности
образовательного
учреждения
МБОУ СОШ № 40 города Воронежа
обычная общеобразовательная
школа, углубленных и специализированных классов нет.
Контингент учащихся очень разнообразен.
Проектная и исследовательская деятельность осуществляется в основном на старшей и средней ступени обучения в рамках школьного экологического объединения «Родник».
Программа внеурочной деятельности в 5 классе была апробирована в 2015-2016 учебном году.
Слайд 3Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью, так как направлена на
обеспечение основных целей, выдвинутых в ФГОС. Знания и умения, а также результаты проектной деятельности должны быть логично увязаны с содержанием предметных областей, дополнять и расширять знания по предмету, обеспечивать условия личностного развития, создавать условия для развития коммуникативных качеств личности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, системно - деятельностный подходы в образовании школьников.
Слайд 4Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Слайд 5Основные принципы реализации программы
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.
Слайд 6Формы организации учебного процесса
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия;
уроки-тренинги;
групповые исследования;
игры-исследования;
творческие проекты.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Слайд 7Методы контроля
консультация,
доклад,
выступление,
выставка,
презентация,
мини-конференция,
защита исследовательских работ,
научно-исследовательская
конференция,
участие в конкурсах исследовательских работ.
Слайд 8Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности
с уроками русского языка: диалект
местного населения; сказания и былины о малой родине; значение и написание слов местного диалекта.
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
с уроками истории: история моего края, леса, села, моей семьи или дома;
с уроками биологии: малый заказник; история флоры и фауны; фенологические наблюдения;
с уроками географии: географические объекты малой родины в историческом развитии;
с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
Слайд 9Требования к уровню знаний, умений и навыков
учащиеся должны знать:
основные этапы организации
проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Слайд 10Требования к уровню знаний, умений и навыков
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять
учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Слайд 11СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (3 ч)
Школьный проект. Понятие о проектах и исследовательской
деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Предварительный выбор темы. Определение объекта и предмета исследования. Выявление основных направлений исследования. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования Беседа «Что мне интересно?». Памятка «Как выбрать тему». Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Анализ понравившихся проектов. «Секрет успеха проекта». Групповые проекты.
Слайд 12СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Творческие проекты (3 ч.)
Формулирование цели, задач исследования. Постановка цели
проекта. Определение задач для достижения поставленной цели. Планирование работы . Составление плана работы над проектом. Фотографирование объектов природы.
Исследовательские проекты (3 ч).
Выдвижение гипотез. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Знакомство с методами и предметами исследования. Анализ проектов. Оформление работы. Построение графиков, диаграмм. Словесное описание результатов. Формулировка выводов.
Слайд 13СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Практико-ориентированный проекты (3 ч)
Отбор и составление списка литературы по теме
исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Правила составления списка используемой в проекте литературы и источников. Составление библиографического списка. Как сделать сообщение о результатах исследования. Требования к сообщению.
Слайд 14СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Продуктивные проекты ( 9ч.)
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи,
выделять главное и второстепенное. Составить рассказ по готовой концовке. Суждения, умозаключения, выводы. Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Презентация и мультфильм, как результат продуктивного проекта. Оформление презентации. Этапы работы над мультфильмом.
Слайд 15СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Социальные проекты ( 5 ч.)
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью. Правили публичного выступления.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 1 ч.)
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.