Слайд 1Аттестационная работа
На тему:
Программа дополнительного образования по краеведению: «Зеленоград: прошлое, настоящие, будущее»
Слайд 2Краткая характеристика образовательного учреждения
Детско-юношеский центр "Восток" начал свою деятельность как учреждение
дополнительного образования в 1994 году. До 1999г. имел статус филиала Зеленоградского Дворца творчества детей и юношества ДЮК "Восток". В 1999г. был реорганизован в Детско-юношеский центр "Восток". В 2001г. ДЮЦ "Восток" получил лицензию Московского комитета образования, в 2004г. прошел аттестацию. Все эти годы Центр располагается в 2-ух этажном здании. В настоящее время в Центре занимаются 1617 детей от 6 до 18 лет и работают 40 педагогов. Деятельность Центра направлена на развитие познавательных способностей у детей, удовлетворение их разнообразных интересов и потребностей, становление у них мотивационных установок положительной направленности.
Слайд 3Краткая характеристика жанра работы
Данная дополнительная образовательная программа носит туристко – краеведческую
и военно- патриотическую направленность.
Программа авторская, разработана с привлечением краеведческого материала.
Программа носит образовательное- развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, на развитие их познавательных, творческих, коммуникативных способностей средствами туристско - краеведческой деятельности.
Программа «Зеленоград: прошлое, настоящее, будущее», являясь, по сути, первой ступенью овладения детьми знаниями, умениями, навыками в области краеведения, характеризуется своей профессиональной ориентированностью.
Сроки реализации. Программа рассчитана на три года, предназначена для воспитанников в возрасте с 11 лет до 16
Слайд 4Содержание программы.
Пояснительная записка
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Содержание программы 1-го года обучения.
Предполагаемый результат 1 –го года обучения.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
Содержание программы 2-го года обучения
Предполагаемый результат 2 –го года обучения
Методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Список литературы, рекомендуемой педагогу
Список литературы, рекомендуемой учащимся…
Слайд 5Актуальность
Без знания своего прошлого, сложно отчетливо видеть будущее. Для современного общества
характерно обращение к прошлому в связи с возникшей надеждой найти в прошлом основания для моделирования будущего, что выражает определенную общественную потребность. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Образовательная программа по краеведению «Зеленоград: прошлое, настоящие, будущее» является актуальной т.к. занимается данной проблемы – воспитания юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, с улицы и с дома, в котором он живёт.
Слайд 6Цель: формирование знаний о природе, географии, истории и культуре родного края
Задачи:
Образовательные.
Научить детей:
знаниям о природе, истории и культуре родного края
системно усваивать и классифицировать краеведческую терминологию
определять значимость источника для исследования
практическим умениям и навыкам, необходимым для успешного участия в конференциях,
Воспитательные. Воспитать
патриотизм и культуру юных граждан.
потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;
психологически здорового человека, способного без конфликтных ситуаций работать в любом коллективе;
способность к самоидентификации и адаптации в социуме
Развивающие. Развить:
творческие способности воспитанников
интеллект
устойчивый интерес к истории своего края
Слайд 7Отличительная особенность программы дополнительного образования
подготовка и развитие самостоятельной исследовательско – поисковой
деятельности, способствующей:
- развитию интеллектуальных способностей,
- расширению представления воспитанников о характере современной исторической науки, неоднозначности исторических знаний,
- выработке критического подхода к ним;
- овладению обучающимися приемами исторического анализа; помогает становлению гуманитарной культуры обучающихся.
Слайд 8Первый год обучения - «Летопись родных мест».
«Летопись родных мест». Представляет
собой введение в краеведение и носит ознакомительно –познавательный характер. Ее назначение –вызвать у детей интерес к краеведению через изучение истории семьи, города, близлежащих населенных пунктов. Основная форма организации учебной деятельности воспитанников на данном этапе – это проведение экскурсий по музеям, по историческим местам края, изучение собственной родословной. Программа построена так, что теоретические знания по истории и культуре родного края учащиеся приобретают во время «погружения» в прошлое во время практических занятий.
Слайд 9По окончании 1-го года обучения учащиеся будут
знать:
- основные этапы исторического
развития города и близлежащих населенных пунктов;
- старинные населенные пункты в округе и их достопримечательности;
- базовые понятия по генеалогии;
Уметь:
- рассказывать о своем городе и его достопримечательностях;
- составлять генеалогическое древо;
- ориентироваться в основных периодах развития города;
- слушать экскурсовода и задавать вопросы по экскурсиям.
Слайд 10Второй год обучения - «Зеленоград –моя история».
Этот блок носит практико
– ориентировочный характер: обучающиеся осваивают практическую деятельность через собственную собирательно - поисковую деятельность. Назначение этого курса формирование мотивации к самообразованию, созданию условий для проявления творческой активности воспитанников, развитие индивидуальных способностей. Большое внимание уделяется работе с краеведческими источниками под руководством педагога и самостоятельно. Обучение на этом этапе предполагает создание готового проекта в виде выставки, экскурсии, путеводителя.
Слайд 11После 2-го года обучения воспитанники будут
Знать:
- основные понятия музееведения;
- правила
сбора, обработки и хранения материалов;
- общие особенности работы с устным источником;
- основные приемы введения экскурсии;
-краеведческий материал по подготовленным проектам
Уметь:
-отбирать материал для проекта;
-находить и запрашивать краеведческую литературу;
-оформлять материалы проектов;
- планировать поисково- собирательскую деятельность;
- проводить интервью.
Слайд 12Третий год обучения - «Мы - исследователи».
Выводит воспитанников на углубленно
– исследовательский уровень. Он предполагает углубление знаний учащихся о родном крае в процессе исследовательской деятельности. Основная форма организации – разработка индивидуальных исследовательских тем по истории города, топонимике, церковному краеведению, истории усадьб, ВОВ, литературному краеведению. Обучение на этом этапе завершается участием в конференциях, конкурсах исследовательских работ.
Слайд 13После 3-го года обучения дети будут
знать:
- отличия исследовательской работы от
других видов творческой деятельности;
- основные этапы исследования;
- правила оформления исследовательской работы
Уметь:
- формулировать тему и цель исследования;
- определять круг источников исследования;
- работать с устными и письменными источниками;
- оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями;
- логично, последовательно, выразительно излагать содержание доклада в устном выступлении.
Слайд 14Критерии и формы оценки.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
включает промежуточный контроль по окончании каждого раздела, а также итоговый за текущий год обучения.
Для первого года занятий основным способами оценки результатов является:
- собеседование;
- зачет; зачетный лист;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Для второго этапа характерной формой проведения контроля является создание творческих проектов и смотр знаний, умений и навыков.
Третий – заключительный, проявляется в виде смотра знаний, защиты исследовательской работы на конференции, участие в викторинах.