Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Федяевой Анастасии Владимировны
Фамилия, имя, отчество
Учителя истории и обществознания
МКОУ Буланихинской СОШ им.М.М.Мокшина Зонального района Алтайского края
Образовательное учреждение, район
На тему:
Эссе о значении включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации
Слайд 2Краткая характеристика жанра эссе.
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и
свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
«Большой энциклопедический словарь»: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь".
"Краткая литературная энциклопедия" уточняет: "Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные".
Слайд 3Краткая характеристика учебного заведения.
Наименование: МКОУ Буланихинская СОШ им. М.М. Мокшина Зонального
района Алтайского края
Дата создания: 1971 год.
Адрес образовательной организации: 659405, Алтайский край, Зональный район, с. Буланиха, ул. Школьная, д. 1а/1.
Сайт: http://bulanschool.org.ru/
Количество учеников- 297.
Слайд 4Мы живем в непростое время, время когда особенно важным ресурсом становится
информация. И умение добывать информацию- очень важное умение, которое мы получаем не иначе как в школе. Современное общество нуждается в образованных,
деятельных людях, которые могут самостоятельно
принимать решения в ситуации выбора, способны к
сотрудничеству, умеют оперативно работать с
постоянно обновляющейся информацией. Поэтому
для сегодняшних учащихся важно уметь
ориентироваться в огромном потоке информации,
самостоятельно добывать и применять на практике
полученные знания. И система образования должна предлагать все возможности для овладения этими умениями, развития этих способностей.
Слайд 5Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (образовательный стандарт второго поколения)
утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года.
В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности, что предполагает масштабные структурные, институционные, организационно-экономические изменения, которые касаются и содержания образования. Значительное обновление содержания образования направлено на то, чтобы привести его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в целом. Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования.
Слайд 6В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То
есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода на уроках вполне реализуется метод проектов.
Образовательный (учебный) проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Слайд 7Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации
самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Метод проектов целесообразно применять, если:
Существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся
Возможно структурирование (этапность) проекта
Используются исследовательские методы
В результате имеем материальный продукт
Слайд 8Решающее звено в реализации проекта - учитель.
Однако в современной школе меняется
его роль: из
простого носителя и транслятора знаний и
информации учитель превращается в организатора
совместной деятельности, консультанта и коллегу по
решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников, способствуя переходу к
реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Проекты различаются:
по предметно-содержательной области
по характеру контактов
по количеству участников
по продолжительности выполнения проекта
по доминирующей в проекте деятельности
Слайд 9Плюсы проектной деятельности
+ навыки самообразования и самоконтроля
+ моделируется реальная технологическая цепочка:
задача-результат
+ навыки групповой деятельности
+ индивидуальный подход
+ интерес к познавательной деятельности
Минусы проектной деятельности
- возрастает нагрузка на учителя
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки)
- психологические, коммуникативные проблемы
- проблема субъективной оценки
Слайд 10Теоретической основой метода проектов была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи
(1859 – 1952).
Основные концептуальные положения его теории:
• истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
• усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
• ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Слайд 11Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
•
познавательная активность ребенка;
• связь обучения с жизненным опытом ребенка;
• организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.
Слайд 12Конечно,степень активности учащихся и учителя на разных этапах различна. Степень самостоятельности
учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Роль учителя велика на первом и последнем этапах. От того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика потому, что учащиеся не способны сделать обобщение всей работы над проектом, придти к неожиданным умозаключениям и т.д.
В заключение хочется добавить, что метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.