Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Зозуля Елены Алексеевны
МАОУ лицей №3 г.Кропоткин
Краснодарского края
На тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и во внеклассной работе
Слайд 2Повышение качества образования – актуальная проблема не только для России, но
и всего мирового сообщества. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках.
Наш лицей имеет физико-математический профиль, поэтому для достижения высоких результатов мы применяем разные методы работы с детьми.
Слайд 3Достижению данных целей позволяет организация внеклассной ,внеурочной, факультативной работы, которая является
неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в нашей школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, разнообразная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Для реализации поставленных целей и задач разработана программа «Наглядная геометрия»
Слайд 4Цель программы:
научить решать задания, целенаправленно развивающие логическое мышление;
повысить уровень успеваемости
учащихся, обусловленный недостаточно развитым мышлением, развитие одаренных детей.
Создать условия для развития интереса учащихся к математике
формировать способность и готовность к созидательному научно-техническому творчеству в окружающем мире.
Слайд 5Задачи программы:
создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и
личных достижений учащихся на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных мотивов, интереса к техническому творчеству на основе взаимосвязи технологических знаний с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
развитие регулятивной структуры деятельности в процессе реализации проектных работ (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики) через формирование практических умений;
воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
Слайд 6Ведущими методами организации деятельности учащихся на занятиях «Наглядная геометрия» являются метод
проектов, мозговой штурм, творческая работа с конструкторами ТИКО.
Слайд 7СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из двух модулей – «Плоскостное моделирование» и «Объемное
моделирование». Каждый модуль имеет свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Слайд 8Задачи:
изучение и конструирование разных видов многоугольников;
исследование и сравнение свойств многоугольников, в
т.ч. треугольников (медиана, высота, биссектриса);
исследование и сравнение «периметра» и «площади» многоугольников;
расширение знаний о симметрии: переносной (трансляционной), поворотной; скользящей поверхности;
изучение углов, образованных параллельными и секущими прямыми (признаки параллельности прямых);
изучение и применение формул для составления паркетов из правильных многоугольников;
обучение планированию процесса создания собственной конструкторской модели и совместного проекта;
обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
развитие комбинаторных способностей;
обучение конструированию по схемам и алгоритмам.
Слайд 9Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
исследование
предметной среды окружающего мира с целью выделения разных видов многогранников;
исследование и моделирование многогранников с помощью разверток (призмы, пирамиды, правильные многогранники, Архимедовы тела, звездчатые многогранники, тела Кеплера-Пуансо);
изучение и расчет площади боковой и полной поверхности многогранников;
исследование и сравнительный анализ «объемов», «симметрий» и «сечений» многогранников;
знакомство с изометрическими проекциями многогранников на плоскость (метод трех проекций);
усвоение алгоритма планирования и организации проектной деятельности;
развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Слайд 10Учащиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер.
Научатся видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор.
Слайд 11 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1.Личностные:
проявлять понимание и уважение к ценностям культур;
проявлять интерес истории
развития науки геометрия;
выражать положительное отношение к процессу изучения геометрии: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Слайд 12ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
2. Метапредмедметные
планировать решение учебной задачи: развивать умение объективно оценивать свои
силы и возможности, поводить самоанализ деятельности;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
корректировать деятельность на основе рейтинговой системы: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?» и «что мне для этого нужно»).
развивать логическое мышление, так как логика – это искусство рассуждать, умение делать правильные выводы;
развивать творческое мышление учащихся через решение задач исследовательского характера;
Слайд 13ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3. Предметные:
Учащиеся должны иметь представление:
о плоских фигурах и их свойствах,
а также о простейших пространственных телах.
Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Построение конфигураций из прямой, ее частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.
Треугольники и их виды. Прямоугольник, квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.
Слайд 14В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
—
распознавать и изображать геометрические фигуры;
знать названия многогранников, фигур вращения и т.д.;
производить простейшие измерения и построения при помощи линейки, угольника, циркуля и транспортира;
иметь четкие представления о понятиях: прямая, отрезок, луч, точка, угол;
знать определения и уметь выполнять построения высоты, медианы, биссектрисы треугольника;
уметь выполнять несложные модели пространственных фигур;
используя понятие симметрии, уметь строить несложные узоры.
Слайд 15В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать:
Простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч,
многоугольник, квадрат, треугольник,, угол), пять правильных многогранников (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр), свойства геометрических фигур.
Уметь:
Строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами, измерять длины отрезков, находить площади многоугольников, находить объемы многогранников, строить развертку куба.
Слайд 16Данная программа развивает навыки пространственного мышления школьников как в плане пропедевтики
к курсу геометрии, так и для общего интеллектуального развития детей. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, а также помогает легко, в игровой форме освоить абстрактные геометрические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Программа « Наглядная геометрия» помогает педагогам и школьникам включиться в увлекательную творческую деятельность по ТИКО-моделированию, основанную на практической работе с конструктором ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Объемного моделирования). Методика работы с конструктором ТИКО помогает развивать у воспитанников навыки конструкторской и проектной деятельности, основанной на исследовании геометрических фигур и применении полученных знаний для моделирования объектов окружающего мира. В процессе обучения дети учатся создавать собственные конструкторские проекты и готовят их презентации для участия в выставках, конкурсах, фестивалях.
Слайд 17Проекты 5 кл
Проект «Летят перелетные птицы»
Проект «Узоры на плоскости»
Проект
«Здравствуй, Новый год!»
Проект «Паркет»
Проект «Моя комната»
Проект «Крепость»
Проект «Пирамиды Египта»
Проект «Мой город»
Проект « Мой загородный дом» и др.
Слайд 18
Я считаю ,что данная программа целиком себя оправдала, т.к в классах,
в которых она реализовывалась, значительно выше уровень успеваемости, дети активнее участвуют в различных олимпиадах , конкурсах, конференциях, умеют работать в команде и у детей шире кругозор.