Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Шехурдина Надежда Николаевна
Фамилия, имя, отчество
МОУ «Лычёвская СШ», Великолукского района
Образовательное учреждение, район
Эссе по теме: «Проектно-исследовательская деятельность в системе работы учителя русского языка и литературы»
Слайд 2В качестве итоговой работы я выбираю эссе и постараюсь определить роль
проектно-исследовательской деятельности в системе работы учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС, раскрыть значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации.
Слайд 3
Я работаю в МОУ «Лычёвская СШ», Великолукского района.
Адрес : 182180,
Псковская область, Великолукский район, Лычёвская волость, п. Дубрава
E-mail: org58@pskovedu.ru
МОУ «Лычёвская общеобразовательная школа имени М.К. Кузьмина» основана в 1925 году. Здание школы было построено в 1953 году, пристройка к зданию - в 1968 году (двухэтажное здание со спортивным залом). Школа рассчитана на 260 мест. МОУ «Лычёвская средняя общеобразовательная школа имени М.К. Кузьмина» расположена в пригородной зоне, в поселке Дубрава.
Слайд 4Ученик в современной школе должен не только достаточно освоить программный материал
предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Поэтому в настоящее время в рамках реализации ФГОС наиболее актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, принимать самостоятельные решения. Достичь этого, на мой взгляд, можно через организацию проектно-исследовательской деятельности на уроке и вне урока. Именно поэтому в своей работе я стараюсь создать условия для интеллектуального и творческого развития учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности по русскому языку и литературе в рамках урочной и внеурочной работы.
Слайд 5Проектная и исследовательская деятельность, по моему мнению, способствует развитию творческого и
интеллектуального потенциала учащихся, социальной адаптации, формирует у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных); различных ключевых компетенций. Учащимся предоставляется уникальная возможность: демонстрировать свои достижения в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли).
Слайд 6
Проектный метод возник ещё в начале XX века в США. Основоположником
считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Оба метода, что очень важно, ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Слайд 7Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на
выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. Учащиеся 7-8 классов любят работать над практико-ориентированными проектами. Старшие подростки, учащиеся 9-х и10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся охотно выполняют творческие проекты.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме.
Слайд 8
Исследовательская деятельность на уроках русского языка развивает и формирует у учащихся
коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, которые ФГОС основного общего образования относит к метапредметным компетенциям. Исследовательская деятельность на уроках русского языка ставит учащихся перед необходимостью работы с различными источниками информации (справочной, научно-учебной и научной литературе), направлена на ознакомление и переработку полученной информации в научный текст. Защита исследовательской работы по русскому языку обязывает учащихся к публичному выступлению и общению на лингвистические темы, отстаиванию собственных взглядов на ту или иную лингвистическую проблему.
Слайд 9Таким образом, грамотно организованная исследовательская деятельность на уроках русского языка и
во внеурочной деятельности способствуют развитию и формированию как метапредметных, так и предметных компетенций (коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой), что является неотъемлемым требованием реализации ФГОС. Для проектной работы в школе есть два пути: 1) интегрированность в урочную деятельность; 2) внеклассная форма. В 5 – 7 классах я использую работу над мини-проектами: написание сочинений, сказок, составление кроссвордов, словарей. В 8 – 9 классах проекты чаще всего носят творческий характер. Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 –11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. И часто продукт проектной работы становится исходным материалом для исследовательской работы.
Слайд 10
В результате активного внедрения проектной и исследовательской деятельности на уроках и
во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения и обобщенные способы деятельности. Учащиеся, на мой взгляд, лучше усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач, приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественных произведений, опыт работы с большим объемом информации из различных источников. Метод проектов и исследовательский востребованы школой, так как они демонстрируют высокую эффективность, мотивированность обучения, повышение творческого потенциала учащихся. Учащиеся ежегодно выступают на Научно-практической конференции, где с удовольствием представляют свои работы.
Слайд 11В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация
проектно-исследовательской деятельности обеспечивает формирование интеллектуальной активности, собственной значимости. Участие в проектной и исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Именно поэтому я считаю, что значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации трудно переоценить. Я вынесла для себя много интересной информации, которую надеюсь в дальнейшем применять в своей работе.