Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
_____________Бородина Маргарита Львовна_____________
Фамилия, имя, отчество
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Иркутской области «Центр развития дополнительного образования детей»
Образовательное учреждение, район
На тему:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся
(методические рекомендации)
Слайд 2Данная работа подготовлена на базе ГБУ ДО ЦРДОД, целью деятельности которого
является организационно-методическая поддержка системы дополнительного образования детей на территории Иркутской области
В рамках реализации этой цели, Центр систематически организует методические семинары для педагогов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией, позволяющей не только получать новые знания, но и овладевать навыками получения, обработки и представления информации. Широкому развитию проектно-исследовательской деятельности препятствует низкий уровень знаний о данной технологии у педагогов – организаторов детской поисково-краеведческой деятельности. Углубить свои знания о методике организации детской краеведческой работы позволят данные методические рекомендации.
В рекомендациях в тезисной форме рассматриваются следующие вопросы:
1. Роль проектно-исследовательской деятельности в современном образовании.
2. Исследования в современном мире.
3. Исследовательская деятельность как образовательная технология.
4. Как организовать исследовательскую деятельность?
5. Основы исследовательской деятельности.
6. Метод учебных проектов в исследовательской работе.
Слайд 31. РОЛЬ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
«Национальный воспитательный идеал –
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России»
(Федеральный государственный образовательный стандарт)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой совокупность требований к результатам освоения учащимися программы образования
Результаты образовательного процесса
предметные метапредметные
личностные
Слайд 4Если предметные результаты отражают уровень освоения образовательной программы по определенной области
знаний, то личностные и метапредметные результаты являются универсальными, т.е. могут быть применены в различных областях знаний.
Чем может помочь проектно-исследовательская краеведческая работа в формировании «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России»?
Слайд 5Выдержки из ФГОС:
Личностные результаты отражают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Слайд 6Краеведение – это социокультурный феномен, который не только оказывает заметное влияние
на мировоззрение и культуру людей, но и является эффективной образовательной технологией, которая формирует:
комплексные знания о родном крае;
научное мировоззрение;
патриотизм и гражданскую ответственность;
навыки и умения решать творческие, нестандартные задачи;
творческое оригинальное и многовариантное мышление;
коммуникативные навыки;
навыки представления результатов своего труда;
навыки практической реализации своих идей.
Фактически, краеведческая проектно-исследовательская деятельность как форма педагогической работы способствует достижению целого ряда личностных и метапредметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС
Слайд 72. ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Исследования – деятельность людей, связанная с
получением новой информации, новых знаний.
В современном мире информация становится самым важным товаром, самым важным фактором производства, а получение информации, её обработка и использование – самой большой индустрией и сферой занятости людей в мире!
Ценность информации определяется:
Достоверностью – соответствием реальным событиям;
Объективностью - независимостью от исследователя, его мнения и мировоззрения;
Значимостью – возможностью практического использования полученной информации.
Слайд 8Краеведческие и экологические исследования выполняются по правилам проведения научных исследований.
Научные исследования – это получение новой информации об основных закономерностях окружающего мира, с целью:
познать и объяснить, как устроен мир, по каким законам он развивается (познавательно-объяснительная функция науки);
создать целостную систему представлений о мире (мировоззренческая функция науки);
прогнозировать изменения в окружающем мире и обществе (прогностическая функция науки);
находить возможности решения, стоящих перед человечеством проблем, путем использования новых знаний (прагматическая функция науки).
Слайд 93. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Тождественны ли учебно-исследовательская деятельность (УИД),
которой занимаются дети, и научные исследования?
Вывод: УИД ≠ Научная работа
Слайд 10УИД – это образовательная технология, которая позволяет решать образовательные задачи, а
попытки организовать исследовательскую деятельность детей «по образу и подобию» науки не приносят ожидаемых положительных результатов.
УИД – это деловая игра, имитация научной деятельности, с целью обретения учащимися опыта и навыков решения информационных и творческих задач.
Предпосылки высокой эффективности учебно-исследовательской деятельности, как образовательной технологии:
Творческая деятельность, благодаря чему обладает большой мотивирующей силой, высоким познавательным интересом и высокой познавательной активностью детей.
Гибкая личностно- и практико-ориентированная технология.
Слайд 114. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Познакомиться с основами исследовательской деятельности. Понять
логику и систему исследовательской работы.
Выбрать форму организации УИД (кружок, факультатив, научное общество учащихся, детские клуб, детская исследовательская лаборатория, краеведческая экспедиция, краеведческая акция, конструкторское бюро и др.)
Сформировать методику педагогической работы.
Ключевым элементом организации УИД является исследовательский проект (краткосрочный, долгосрочный, индивидуальный, коллективный, и т.д.), который должен входить составной частью при любой форме работы с детьми!
Методические вопросы организации исследований:
участники исследований и роль педагога в проекте;
форма и объем работы, которую выполняют учащиеся;
сроки и продолжительность всего проекта и его отдельных этапов;
ресурсы (источники информации, приборы и оборудование, специалисты, и др.);
необходимая помощь для выполнения проекта;
ожидаемый результат и перспективы развития проекта.
Слайд 125. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Весь процесс исследования можно условно разделить на 5
основных этапов:
Слайд 13Как выбрать тему исследования?
Тема – это лаконичное изложение деятельности, нацеленной
на решение исследовательской проблемы, т.е. на получение отсутствующей информации. В качестве темы исследования можно выбрать:
А) изучение интересного, необычного, загадочного, объекта или явления, с которым столкнулся автор;
Б) исследовательскую задачу в рамках более крупного исследовательского проекта (мегапроекта);
В) решение выявленной исследовательской проблемы в интересующей автора области знаний.
Основные принципы выбора темы исследования:
Тема должна быть лично интересна автору, а не только руководителю.
Тема должна соответствовать потенциальным возможностям, знаниям и навыкам юного исследователя, поэтому локальная исследовательская проблема предпочтительней глобальной.
Желательно, чтобы тема была связана с окружающим юного исследователя миром.
Исследование должно быть нацелено на получение практического результата, например: на решение социально-значимой или научной проблемы.
Детское исследование должно иметь не только научное, но и развивающее, образовательное и воспитательное значение.
Важно помнить, что в ходе работы тема исследования может существенно изменяться, и корректироваться, а от того, насколько четко и понятно сформулирована тема исследования, будет зависеть его результат.
Слайд 146. МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектирование – деятельность, направленная на
разработку алгоритма реализации идеи (замысла).
Проект – форма организации целенаправленной деятельности, направленной на реализацию идеи.
Метод учебных проектов – технология, основанная на постановке социально-значимой цели, и её практическом достижении, в определенных временных рамках и с использованием определенных ресурсов.
Проекты могут быть разнообразными по своей направленности:
Социальными
Конструкторскими
Экологическими
Художественно-эстетическими
Образовательными
Информационными
Просветительскими
Исследовательскими и др.
Слайд 15Надеемся данные рекомендации помогут Вам в организации детской проектно-исследовательской деятельности.
Желаем
успехов!