Слайд 1Аттестационная работа
На тему:
«Планирование работы школы в области исследовательской/проектной деятельности»
Слайд 2КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА РАБОТЫ
Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Аттестационная работа представлена в виде программы работы гимназии в области исследовательской/проектной деятельности на ступени начального общего образования.
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого» - образовательная организация,
осуществляющая деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеет конфессиональную аттестацию. Преподавательская практика гимназии основана на современных достижениях педагогики и традициях русской школы с православными мировоззрением и ценностями. Реализуются программы общего образования и программы дополнительного образования.
Слайд 4Цель работы
Создать условия для саморазвития младшего школьника, раскрытия творческого потенциала и
развития его творческих способностей, интенсивно стимулировать исследовательскую активность, поддерживать в ребенке любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Слайд 5Задачи работы
1. Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
освоение социальных ролей,
необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость, готовность преодолевать трудности;
освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской и инновационной деятельности;
развитие коммуникативной компетентности.
Слайд 6Задачи работы
2. Овладение обучающимися практико-ориентированной деятельностью при помощи:
основных этапов, характерных
для исследовательской и проектной деятельности;
методов исследования и определения конкретного результата.
3. Развитие творческих способностей обучающихся на основе:
предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания,
владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения различного рода задач.
Слайд 7Формы исследовательской/проектной деятельности
уроки в нетрадиционной форме;
игры;
экскурсии;
работа в библиотеке с каталогами;
практические занятия;
работа в компьютерном классе;
участие в гимназической
научно-исследовательской конференции;
беседы;
участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, интеллектуальных марафонах и др.
Слайд 8Структура образовательной программы
1 класс
На первых этапах работы исследовательская деятельность не
соответствует возрастным возможностям, поэтому в 1-2 классах основная цель – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.
Основные задачи:
Сформировать творческие группы;
Познакомиться с источниками информации и использовать их под руководством учителя;
Научиться выделять предмет исследования;
Научиться делать выводы по исследованиям;
Научиться представлять результаты деятельности в виде проектов.
Слайд 92 класс
Основные задачи:
Слушать и читать на основе поставленной цели и
задачи;
Осваивать материал опираясь на внутренний план действий;
Вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
Вести рассказ от начала до конца;
Творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
Работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой;
Оформлять групповые проекты и представлять их одноклассникам.
Слайд 103 класс
Основные задачи:
Наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях
и процессах;
Пересказывать подробно и выборочно;
Выделять главную мысль на основе анализа текста;
Делать выводы из фактов, совокупности фактов;
Выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части;
Выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
Оформлять групповые проекты и представлять их.
Слайд 114 класс
Основные задачи:
Научиться переносить знания с одного явления на другое;
Отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
Конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
Пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
Высказывать содержательно свою мысль, идею;
Формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
Решать самостоятельно творческие задания.
Слайд 12Критерии эффективности реализации программы
в отношении обучающихся:
Организовано и реализуется обучение целеполаганию, планированию
и контролю;
Овладение обучающимися приёмами работы с информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, реферирование);
Организовано и реализуется обучение методам творческого решения проектных задач;
Формируются умения представления результатов деятельности;
Формируется конструктивное отношение к работе, планированию своей деятельности.
Слайд 13Критерии эффективности реализации программы
в отношении учителя:
Педагогами применяются педагогические приёмы, обеспечивающие
самостоятельность обучающегося в процессе работы;
Ориентированность на результат и инновационная направленность исследований и проектных работ;
Организовано обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработан банк заданий, проблем и тем для обеспечения многообразия видов деятельности;
Владение методами организации учебного и проектного сотрудничества;
Осуществляется мониторинг по формированию универсальных учебных действий обучающихся в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Слайд 14Критерии эффективности реализации программы
в отношении администрации образовательного учреждения:
созданы организационные условия
для учебно-исследовательской и проектной деятельности: расписание, циклограмма, часы школьного компонента, общественные работы;
разработаны локальные акты, соглашения о сотрудничестве с учебными и социальными организациями с целью привлечения экспертов, консультантов и дополнительных ресурсов;
организована инфраструктура;
созданы условия для поощрения и практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Слайд 15Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении
Учебно-исследовательская работа в начальной школе
позволяет учителю открыть способности учащихся к тому или иному предмету, побуждает самооткрытие собственных способностей и возможностей как первой ступени к самореализации личности. На этой основе в основной школе продолжится работа по проектированию как совместной формы деятельности взрослых и детей, для формирования способности подростков к осуществлению ответственного выбора. В образовательном пространстве основной школы формируются несколько подпространств – подготовки, опыта и демонстрации, поскольку именно эти три этапа выделяются как в структуре проекта, эксперимента, так и в структуре индивидуального проекта.