Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Протасовой Оксаны Васильевны
Фамилия, имя, отчество
МБОУ г. Астрахани «Лицей № 2 имени В.В. Разуваева»
Образовательное учреждение, район
На тему:
«Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках музыки и искусства, а также во внеурочной деятельности»
Слайд 2Вид жанра - эссе
о значении включения в программу занятий со
школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации.
Жанр эссе позволяет систематизировать накопленный педагогический материал, оценить вид работы, которую я выполняла как руководитель проектной деятельности моих учащихся на уроках музыки и искусства, а также во внеурочной деятельности. В данной работе определяется важность включения в программу занятий материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации. Это даёт возможность спланировать работу по данному направлению для моей последующей педагогической деятельности.
В лицее я работаю учителем музыки и искусства. Концепция ФГОС предполагает включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность как на уроках, так и во внеурочное время. В школе реализуются проекты не только в рамках образовательного процесса, но и интегрируются в воспитательном аспекте.
Слайд 3Цель: определить значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного
в рамках курса повышения квалификации
Задачи:
систематизировать педагогический материал и дать оценку тому виду работы, которую я выполняла как руководитель проектной деятельности среди учащихся 4-8 классов за предыдущие годы;
определить важность включения в программу занятий материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации;
спланировать работу по данному виду деятельности для последующей работы
Слайд 4Краткая характеристика образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Астрахани
«Лицей №
2 имени В.В. Разуваева»
Численность учащихся на 2016-2017 уч. год
составляет 1319 человек
Слайд 5 Здание построено в 1938 году. Первого сентября
1938 г. школа № 47 распахнула свои двери. В конце 40-х годов средняя школа становится мужской. В годы Великой Отечественной войны школа закрывалась: в здании находился военный госпиталь. В 1992 году на базе средней школы № 47 открывается первая в области школа – лицей педагогического профиля. На 90-е годы приходится инновационное развитие образовательного учреждения: на ступени начального общего образования внедряется система развивающего обучения академика Л.В. Занкова. В 2000-х годах лицей становится дипломантом международного конкурса инновационных проектов. В эти годы лицеем руководит заслуженный учитель России В.В. Разуваев. В 2006 году лицей получает грант Президента РФ. С 2009 года образовательное учреждение носит имя первого директора лицея В.В. Разуваева. С 2011 г. - Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Астрахани "Лицей № 2 имени В.В. Разуваева"
Краткая характеристика образовательного учреждения
Историческая справка
Слайд 6Актуальность проектно - исследовательской деятельности учащихся
Происходящие изменения в современном обществе
требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую активность, выработку навыка самостоятельно ориентироваться в потоке информации, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Очень важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Слайд 7Элементы исследования в рамках учебных предметов
Предметы в рамках базисного компонента
Группы дополнительного
образования
Экскурсии
Общешкольные проекты
Конференции, конкурсы
Клубы и молодежные объединения
Мною применялись следующие
формы организации проектно-исследовательской деятельности школьников:
Степень желания и заинтересованности школьников заниматься проектной деятельностью выявлялись
при помощи методов диагностики образовательного результата (беседы, анкетирования, рисунки и др.)
Слайд 8В соответствии с психолого-возрастными особенностями школьников на уроках мною применялись игровые
технологии, организовывались уроки-путешествия, уроки-концерты, музыкальные викторины, конкурсы, и т.д.
В соответствии с требованиями ФГОС, внедрение проектной деятельности предполагается уже с младшего школьного возраста как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Как правило, ребята с огромным интересом вовлекаются в разного рода проекты. Но так как рамки урока не позволяют уделить достаточно времени этому виду работы, проектная деятельность ведётся в основном в виде домашнего задания или в свободное от уроков время.
Многие проекты осуществляются в тесном сотрудничестве с учителями других предметов, родителями, Информационно-библиотечным центром, Центром воспитательной работы, а также с другими учреждениями образования и культуры.
Слайд 9В рамках предмета «Музыка» ученикам 3-4 классов предлагаются такие групповые проекты
как «В стране музыкальных инструментов» или «Любимые песни нашего класса». Эти работы рассчитаны на сотрудничество детей друг с другом, вызывают у них большой интерес и поэтому быстро и успешно выполняются большинством учеников.
Слайд 10
Для ребят основной школы авторами программы, по которой я работаю («Музыка»
5-7 кл. Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской) предлагаются такие интересные темы для индивидуальных и групповых проектов как: «Образы защитников Отечества в искусстве», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «Что такое современность в музыке?» ; «Жизнь даёт для песни образы и звуки», «Классика на мобильных телефонах», «Есть ли у симфонии будущее», и др. Одну из этих тем ребята выбирают по желанию. Такие проекты, как правило, успешно проходят публичную защиту на обобщающих уроках каждого полугодия.
Слайд 11Однако, талантливых ребят, которые в рамках предмета не могут полностью раскрыть
свой творческий потенциал, можно увлечь более серьёзной научно-поисковой работой
во внеурочной деятельности.
В нашем лицее реализуется немало глобальных общешкольных проектов, таких как «Полотно Победы», «Фронтовой огонёк», «Любимый город», «День семьи», «День национальных культур» и др., в работу над которыми вовлекаются все классы лицея.
Слайд 12Работа над проектом «История одного праздника» была начата учащимися 4-5 классов
в результате опроса и анкетирования, выявившего почти полное отсутствие знаний младших школьников о празднике «День народного единства». В рамках этого проекта ребята изучали исторические события, а также анализировали произведения искусства, в которых они отразились.
В направлении научно-поисковой деятельности удалось осуществить много других интересных проектов.
На основе полученных знаний подготовили и провели цикл просветительских мероприятий в младших классах с использованием репродукций картин и фрагментов музыкальных произведений.
Слайд 13Не менее интересным стал проект «Астрахань колокольная», в рамках которого учащиеся
5-6 кл. изучали историю колоколов и колокольных звонов на Руси. Ребята узнали о строении колокола, видах и способах колокольного звона, исследовали астраханские храмы и колокольни. Результатом проекта стал красочный альбом с фотографиями колоколен и СD с аудиозаписями астраханских колокольных звонов.
Слайд 14 С целью лучшего знакомства с культурой и историей родного края
учащимися 6 кл. был успешно выполнен проект «Память астраханцев, воплощённая в камне» (о монументальной скульптуре Астрахани). Работая над ним, учащиеся фотографировали монументы города, изучали историю их создания, биографию и творчество людей, изображённых в скульптуре. Во время защиты проекта на областной научно-исследовательской конференции при АГАСУ ребята представили презентацию, буклеты с фотографиями и краткой историей возведения монументов, заняв I место.
Работая над проектом «У каждой птицы музыка своя» шестиклассники с увлечением вслушивались в пение разных птиц, определяли значение образа птиц в классической музыке, анализировали музыкальные средства выразительности. Публичная защита получилась очень яркой, с красочной презентацией и исполнением песни В.-А.Моцарта «Весенняя».
Слайд 15
С огромным энтузиазмом учащиеся 7-8 классов трудились над социальным проектом «Будь
человеком – помоги другу!», вовлекая в него учащихся разных классов и их родителей: собирали корм, посуду и медикаменты для бездомных животных, помогали доставлять стройматериалы для возведения вольеров, проводили благотворительные и просветительские мероприятия, направленные на формирование доброго и ответственного отношения к животным.
Слайд 16Среди успешных проектов музыкально-литературные гостиные «Песней гоним мы печали…» (о творчестве
Р.Бернса) и «Портрет Оскара Уайльда», экскурсии в картинную галерею с мастер-классами «Азбука искусства» и «Язык живописи», клубы «Русский рок», «Великие земляки» и др., которые являются долгосрочными и работа над ними продолжится и далее. Планируются и новые проекты, которые будут в данный момент полезны и актуальны.
Считаю, что включение организации проектно-исследовательской деятельности в программу занятий со школьниками обосновано и перспективно, так как является одним из наиболее плодотворных способов формирования метапредметных результатов.
Спасибо за курс!