Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Лоскутова Ирина Владимировна
Фамилия, имя, отчество
МБОУ «Лицей «Эврика» МО г.Саяногорск, Республика Хакасия
Образовательное учреждение, район
На тему:
Образовательная программа «Учебно-исследовательская деятельность школьников»
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
Образовательная программа «Учебно-исследовательская деятельность школьников» направлена на
формирование исследовательской культуры школьников, призвана вооружить учащихся знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельной исследовательской работы, дополняет базовую учебную программу, расширяет и
углубляет знания,
полученные на уроке,
развивает активность и
самостоятельность,
адаптирует к будущему
учебно-научному процессу
в школе.
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
Наш лицей - один из самых прогрессивных. Практически
в каждом классе есть проектор для облегчения работы учителя. Учителя могут подготовить план урока на компьютере и четко, грамотно провести урок, без «устаревшего» писания на доске и испачканных мелом рук. Все компьютеры лицея связаны локальной сетью. Теперь не надо носиться по школе с пачкой конспектов в руках, пара «кликов» мышью - и они уже в нужном классе.
В лицее широко используется проектная деятельность. Это помогает учителям оценить знания и навыки учеников, не пользуясь «устаревшими» зачетами, после которых учителя долго и мучительно их оценивают. Все оценки выставляются после защиты проектов. Ведь гораздо проще оценить не несколько страниц сплошного текста, а иллюстрированную презентацию. Удобно!
Слайд 4Краткая характеристика ОУ
Итак, пожалуй, наш лицей все же школа будущего.
В нем сказали «нет» устаревшим технологиям обучения, в нем готовят не просто будущих представителей рабочего класса, а высококвалифицированных специалистов, владеющих высокими технологиями, граждан будущего. Возможно, эти граждане будущего совершат переворот в науке, что не так часто случается в эру компьютера. Возможно, они войдут в историю как первооткрыватели чего-то нового, принципиально нового.
Слайд 5Цель и задачи работы
Цель программы «Учебно-исследовательская деятельность школьников»: пробудить познавательный интерес
школьников к исследовательской деятельности.
Задачи программы:
научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект и предмет;
заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами;
научить выбирать адекватные задачам методы исследования;
научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования;
способствовать формированию общей культуры учащихся и гуманитаризации их образования.
Слайд 6Применяемые автором формы исследовательской/проектной деятельности
Формы научно исследовательской и проектной деятельности применяемые
мной в учебном процессе можно разделить на 2 группы:
1. Исследовательская работа, включенная в учебный процесс:
выполнение заданий «за страницами учебника»;
проблемные уроки и семинары;
поисково-исследовательские и проектные методы на уроках, лабораторных и практических работах, применение метода «кейс-технологий»;
творческие задания, расширенного вида;
Слайд 7Применяемые автором формы исследовательской/проектной деятельности
2. Исследовательская работа, дополняющая учебный процесс:
научные кружки,
научные клубы; научные клубы;
научные ученич.общества, занятия в «Малых академиях наук»;
участие в предметных олимпиадах и конкурсах;
научно-практические конференции, семинары;
Дни науки, Недели науки;
предметные недели;
творческие лаборатории;
поисковая работа;
экспедиции; походы и экскурсии по родному краю;
профильный лагерь;
выставки достижений и изобретений;
аукционы эрудиции, Интеллектуальные биржи, круглые столы; защита проектов;
подготовка рефератов и сообщений по темам;
подготовка публикаций по результатам исследований в журналах и на сайтах Интернета
и другие формы.
Слайд 8Основное содержание
В результате изучения программы курса «Учебно-исследовательская деятельность школьников» учащиеся получают
возможность развивать следующие исследовательские умения и навыки:
выявление и постановка проблемы;
формулирование гипотезы;
планирование и разработка гипотезы исследовательских действий;
сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
анализ и синтез собранных данных;
сопоставление данных и умозаключений;
подготовка и написание сообщений;
переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
проверка гипотезы;
построение обобщений и выводов;
разработка проекта;
защита проекта.
Слайд 9Основное содержание
Методическое обеспечение программы
В работе с учащимися применяются разнообразные психолого-педагогические методы.
Наряду с традиционными формами программа реализуется путем:
решения и обсуждения задач, закрепляющих лекционный материал;
индивидуальной работы с учащимися по определению проблемы исследования;
индивидуальной работы по организации исследования;
практических занятий.
Отбор содержания учебного материала основан на следующих принципах:
соответствие цели и задачам;
учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
научность;
системность.
Слайд 10Методы диагностики образовательного результата
Ожидаемые результаты работы:
В
результате реализации программы учащиеся должны:
Находить проблему, над которой будут работать, обосновывать её актуальность;
Определять объект и предмет исследования;
Ставить цель работы, определять методы работы на каждом конкретном этапе;
Обосновывать новизну исследования и намечать пути и формы применения данного исследования;
Анализировать литературные источники;
Проводить собственные полевые исследования;
Проводить мониторинг, сравнивать полученные результаты;
Делать самостоятельные выводы;
Определять перспективу работы.
Слайд 11Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и проф. деятельности автора
В качестве перспективных вижу
ряд направлений развития проектной деятельности.
Во-первых, необходимо усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся. Большинство наших проектов относится к информационным.
Во-вторых, намерена усилить методическую подготовку учителей, участвующих в проектной работе, прежде всего путем участия в семинарах, конкурсах, в том числе и по обмену опытом с другими учебными заведениями.
В-третьих, планирую продолжить включение в проектные работы там, где это уместно, в социальных акциях, благотворительных.
В – четвёртых, хочу активизировать участие обучающихся в различных конкурсах проектных работ, тем самым будем транслировать свой опыт и познавать новое.
Дальнейшее развитие проектной деятельности будет способствовать подготовке развитых, целеустремлённых учащихся, современных и компетентных учителей и учащихся.