Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Сорокиной Элеоноры Иозасовны
учителя начальных классов
МБОУ «Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области»
на тему: «Методическая разработка по выполнению исследовательской работы в начальной школе».
Слайд 2Общая численность учащихся - 1116 человек
Численность учащихся по образовательной программе начального
общего образования - 417 человек
Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования - 510 человек
Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования - 189 человек
Численность учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации - 593 человек (57,7%)
МБОУ «Городская гимназия города Димитровграда» существует с 1994г.
МБОУ Городская гимназия вошла в ТОП-500 лучших школ России!
Слайд 3Методическая разработка
издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо
мероприятия,
сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения,
с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Слайд 4ЦЕЛЬ работы
описание методики по выполнению исследовательской работы в начальной школе.
Слайд 5 АКТУАЛЬНОСТЬ
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает
учебная исследовательская деятельность.
Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.
Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Слайд 6Исследовательская деятельность учащихся
– это образовательная технология, использующая в качестве главного
средства учебное исследование.
Предполагает
выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира.
Под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы
Слайд 7Проведение учебного исследования предполагает:
выделение в учебном материале проблемных точек
проблемная
подача материала
выделения нескольких версий, гипотез
развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа (методики сбора материала, сравнения и др.);
работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий;
развитие навыков анализа и принятия решения на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Слайд 8Главная задача учителя:
стимулирование исследовательской активности
поддержка любознательности
стремления экспериментировать
самостоятельно искать
истину
Слайд 9Необходимо сформировать у детей умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
–
давать определения понятиям;
Слайд 10– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
—
корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Слайд 11ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении
определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
Слайд 12Виды учебных исследований:
по количеству участников:
индивидуальные (самостоятельные)
групповые
коллективные;
по месту проведения:
урочные
внеурочные;
по времени:
кратковременные
долговременные;
по теме:
предметные
свободные.
Слайд 13Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
1. Выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской
работой,
2. Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
3. Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
4. Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
5. Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
Слайд 14Список литературы.
Сухаревская Е. Проекты и исследования. 1 сентября . -
2006
.- №11. – с. 10 — 24
Чебыкина Л.Г. Готовность младшего школьника к исследовательской работе. Начальная школа -. 2010. - № 12. –с. 58- 60
Давыдова Е.Р.. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа -. 2012. - № 12. –с. 61- 62
Шацкий С.Т.: работа для будущего.Книга для учителя. Сост. В.И. Малинин, М.: Просвещение, 1989.
Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа -. 2006. - № 2. –с. 45- 49
Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе. Начальная школа -. 2007. - №3. – с. 28 -33
Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. Начальная школа -. 2000. - №12 . – с.101-108
Слайд 15
ВЫВОДЫ
Исследовательская деятельность является актуальной и эффективной формой работы в начальной школе.
У
обучающихся формируется опыт исследовательской работы.
Совершенствуются умения работать индивидуально, в парах и группах, тем самым развиваются элементарные навыки самообразования, контроля и самооценки.
Формируется правильное отношение к окружающему миру, этические и нравственные нормы, эстетические чувства, желание и умение участвовать в разнообразной творческо-исследовательской деятельности.