Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность
как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Ходоровской Любови Юрьевны ,
педагога дополнительного образования
МКОУ «Медвежьегорская средняя общеобразовательная школа №1»
Эссе на тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности»
Слайд 2Характеристика жанра работы
Моя итоговая работа это эссе на
тему: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности». Работая педагогом дополнительного образования 19,5 лет, я считаю, что, обучение по образовательным программам дополнительного образования детей позволяет не механически формировать знания, умения и навыки, а развивать глубокий интерес к миру природы, к самому человеку с его способностью творчески мыслить, созидать, учитывая при этом возрастные особенности и темперамент каждого ребёнка. На занятиях, не остаётся без внимания учебно-познавательная и творческая деятельность ребёнка.
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Медвежьегорская средняя
общеобразовательная школа № 1»
Познакомиться с нашей школой можно
на сайте: http://www.medvedsosh1.narod.ru
Слайд 4 Специфика развития школы в данный период определяется
тем, что с января 2010 года школа участвует в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на обеспечение такого образования, ключевой характеристикой которого становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Слайд 5 Ребёнок по своей природе - пытливый
исследователь, открыватель мира ...
Следует
побудить ребёнка к самостоятельной
познавательной деятельности, формируя с малых лет любознательность, стремление к обучению, которое должно быть радостным трудом.
В. А. Сухомлинский
Я согласна с высказыванием В. А. Сухомлинского, которое очень точно характеризует детей младшего школьного возраста, и указывает на задачи стоящие перед педагогом.
Слайд 6Одной из главных целей российского образования является повышение его качества и
эффективности получения и практического использования знаний. Для ее выполнения был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В нем на первый план выдвигается формирование у детей универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных качеств личности.
Образовательные организации должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально, полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации. Этому способствуют занятия детей во внеурочной деятельности.
Слайд 7 Приобщение к познанию тайн природы начинается с
самых ранних лет. Ребенок любознателен, он хочет все потрогать, попробовать, изучить. Очень важно поддержать, развить и направить интерес и исследовательскую активность ребенка в нужное русло. Если это не осуществить у младших школьников, то исследовательские качества в старшем возрасте, конечно, не угаснут, но могут превратиться в пассивный багаж. Настоящее познание мира природы основано на практике, опытах, экспериментах и исследованиях. В настоящее время среди педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся прописанная в стандарте образования.
Слайд 8 Проектная деятельность позволяет обеспечивать духовно-нравственное развитие
и воспитание личности обучающегося для становления его гражданской позиции, осознания культурно-исторической, социальной и духовной жизни. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременное условие проектной деятельности - наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности. Этапы проектирования: выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта включая его осмысление и рефлексию.
Слайд 9 Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой,
исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Такая деятельность включает следующие основные этапы: постановка проблемы; изучение теоретического материала, посвящённого данной проблеме; овладение методикой исследования; сбор материала, его анализ и обобщение; научный комментарий; собственные выводы и их сравнение с литературными данными. Подобную структуру должно содержать любое исследование не зависимо в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется.
Слайд 10Применяемые формы исследовательской/проектной деятельности
Формы научно-исследовательской и проектной деятельности
в общеобразовательном учреждении можно разделить на три группы:
1. научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс;
2. научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс;
3. научно-исследовательская работа, ведущаяся параллельно учебному процессу
Слайд 11Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора
Наша школа находится в выгодном положении, она представляет собой образец интеграции с МКОУ «Медвежьегорская станция юных натуралистов». Интеграция заключается в появлении нового содержания при взаимном использовании ресурсов (интеллектуальных, кадровых, материально-технических), Станция юннатов теперь является частью школы. Благодатной почвой для интеграции разных видов образования является именно проектно-исследовательская деятельность.
Слайд 12 Как педагог дополнительного образования работаю по программам
эколого-биологической направленности. К нам приходят дети самостоятельно, со своим интересом и мотивацией. Можно сказать, что выбирая объединение, где хотят заниматься, они уже определяются с объектом своего исследования. Это немного совпадает с традиционным обучением в школе, но имеет свои особенности. Для поддержания и развития исследовательской активности детей их знания подкрепляются на практике. Организуются экскурсии в парки, походы в лес. Планируются экологические акции.
Слайд 13 Многие учителя и педагоги дополнительного образования
являются руководителями проектных и исследовательских работ. Лучшие работы представляются на районных, республиканских, всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях.