Слайд 1 Аттестационная работа
слушателя курсов повышения
квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»
Трушина Елена Ивановна
Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,
г. Белгород.
На тему: Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. Проект «Широкая Масленица»
БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СЧИТАЕТ ДНЕМ СВОЕГО РОЖДЕНИЯ 20 СЕНТЯБРЯ 1999ГОДА, ДЕНЬ, КОГДА ПЕРВЫЙ РЕБЕНОК ПЕРЕСТУПИЛ ПОРОГ УЧРЕЖДЕНИЯ. С МОМЕНТА ОТКРЫТИЯ МЫ ОКАЗЫВАЕМ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМ ПОДДЕРЖКУ, ЗАЩИТУ, ВСЕЛЯЕМ КАЖДОМУ ВОСПИТАННИКУ НАДЕЖДУ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ.
С ПЕРИОДА СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА В СТЕНАХ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОШЛИ СОЦИАЛЬНУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ОКОЛО 4000 ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 18 ЛЕТ. У НАС РАБОТАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ: ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ, ВОСПИТАТЕЛИ, СПЕЦИАЛИСТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, ЛОГОПЕД, ИНСТРУКТОР ПО ТРУДУ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ.
ЦЕНТР УСПЕШНО РАБОТАЕТ НАД ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРОДИКТОВАНО САМОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИТИЕМ НОВЫХ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕЛО С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЛИЧНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЕМ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТИ МЫСЛИТЬ, ДОБЫВАТЬ И ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, ТЩАТЕЛЬНО ОБДУМЫВАТЬ ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ И ЧЕТКО ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ.
В ЦЕНТРЕ ЕСТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Паспорт проекта:
Тип проекта: локальный (направлен на совместную творческую деятельность, познание).
По продолжительности: краткосрочный(1 неделя).
По числу детей: групповой, разновозрастной.
По доминирующему методу – игровой, творческий.
По предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура)
Слайд 4 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование
у детей младшего школьного
возраста устойчивого интереса к русским
народным традициям на примере ознакомления
с праздником Масленица, знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаям; создание условие для совместной творческой деятельности
Слайд 5ЗАДАЧИ (НАПРАВЛЕНЫ НА РАЗВИТИЕ УУД):
Развитие навыков совместной деятельности и сотрудничества;
Развитие чувства
коллективной ответственности;
Развитие коммуникативной компетентности учащихся (выступать перед аудиторией, представлять информацию);
Формирование интереса к обрядовым русским праздникам;
Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
Обогащение духовного мира.
Слайд 6 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
В
современном мире люди стали забывать о традиционных русских народных праздниках. В стародавние времена русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала, Троица, Рождественские Колядки. В наше время практически никто не занимается организацией этих праздников. Мы никогда не забываем эти празднества и не только развлекаемся сами, но и развлекаем всех в ОСРЦ. Зимой, на Масленице, мы катаемся на санках, едим горячие блины, играем в игры-эстафеты.
Всё это мы делаем, чтобы русские народные праздники никогда не ушли из нашей жизни, чтобы люди помнили о них, ведь без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.
Слайд 7ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I. Подготовительный этап.
Цель: подготовка условий для проведения Масленичной недели.
Содержание:
- Создание условий для формирования интереса к празднику.
- Помощь детям в выборе посильной и активной задачи на определенный отрезок времени.
- Составление плана совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
- Подбор материала, пособий и литературы то теме (стихи, частушки, загадки, заклички, музыкальный репертуар, репродукции).
- Формирование игротеки народных игр.
- Привлечение девочек из кружка «Хозяюшка» к конкурсу блинов.
Слайд 8 II. Основной этап.
Цель: информирование учащихся о традициях русской Масленицы через различные
интерактивные формы работы.
Содержание:
Познание и коммуникация.
Наблюдения за изменениями в природе;
беседы о традициях празднования «Масленая неделя»;
рассматривание и обсуждение картин Б.И.Кустодиева «Масленица», А.А.Соловьева «Тройка», В.И.Сурикова «Взятие снежного города»;
заучивание стихов, закличек, частушек, хороводных игр, разыгрывание сценок.
составление творческих рассказов о днях масленичной недели.
Слайд 9
Социализация, физкультура и
безопасность:
- обучение русским народным играм;
- проведение соревнований, игр – эстафет, конкурсов.
Продуктивная деятельность:
мастер-класс «Масленица-красавица» (коллективная работа по изготовлению чучела из соломы);
рисование на тему «Прощай, зимушка-зима», аппликация «Барышня»;
конкурс «Лакомка» на лучший блин, изготовленный своими руками.
Слайд 10III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель: обобщение знаний детей о Масленице, закрепление умения
различать и называть традиционные обряды народного гуляния, формировать устойчивый интерес к национальной культуре, формирование позитивного восприятия окружающего мира.
Содержание:
Фольклорный праздник на улице; сжигание чучела Масленицы;
«Разгуляй» (игры – забавы).
Подведение итогов конкурса «Лакомка», дегустация блинов.
- Оформление репортажа о проведении праздника в газете центра.
Слайд 11ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Приобщение детей к культуре и традициям русского народа.
Повышение познавательного интереса
к истории родной страны.
Создание доброжелательной атмосферы в коллективе в процессе совместного творчества.
Развитие двигательной активности и музыкальных способностей воспитанников
Усвоение традиционных культурных эталонов.
Слайд 12ПРОДУКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Сценарий праздника Широкая Масленица».
Книга рецептов приготовления блинов.
Игротека народных игр и
забав.
Выставка детских рисунков и поделок.
Фотогазета «Как на масленой недели»
Слайд 13 Реализация проекта.
Запланированные
проектом задачи выполнены. На подготовительном этапе проекта собрана учащимися необходимая информация о традиции проведения Масленичной недели.
Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом сжигания самодельного чучела Зимы. Масленица по народным поверьям — самый веселый, очень шумный праздник. Из беседы с участниками проекта и проведенного анкетирования выяснилось, что ребятам интересно было работать над проектом, они много узнали нового о Масленице, получили навыки публичного выступления, понравился мастер-класс, игры на свежем воздухе (разгуляй) и настоящие блины. Поставленная цель и задачи проекта были полностью реализованы.