Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Уминской Алины Емельяновны
МАОУ «Лицей № 27»,
г. Ростов-на-Дону
На тему:
Эссе о значении включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации.
Слайд 2Проект – с латинского языка переводится как «брошенный вперед». Проектирование –
это процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Слайд 3 С 2012 «Лицей № 27» города Ростова-на-Дону имеет статус «Школа цифровых
технологий» с 2012. Развитие данного проекта направленно на повышения качества образования, эффективности внедрения средств информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях города, активизации деятельности учителей по использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения в образовательном процессе и выявления успешного методического опыта использования средств ИКТ.
Для меня, как для куратора данного проекта, использование материалов данного курса является очень актуальным и полезным.
Слайд 4Тема работы лицея по данному проекту «ЦОР, как способ формирования общеучебных
компетенций и УУД».
По своей природе универсальное учебное действие – это способ, то есть понятный учащемуся порядок, алгоритм осуществления действия (деятельности). Для того чтобы целесообразно применять определенное УУД, ученик должен понимать его предназначение, знать его существенные стороны и обязательные этапы выполнения. Следовательно, сформировать УУД – значит обучить учащегося различным способам действия: сравнение объектов, аргументирование точки зрения, моделирование… Каждый из этих способов представляет собой осознанное умение, в основе которого лежит определенный, сформированный опытом человечества алгоритм выполнения.
Слайд 5Наиболее сложной задачей реализации новых стандартов является организация учебно-исследовательской и проектной
деятельности учащихся. Программа развития универсальных учебных действий (УУД) должна быть направлена «на формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности», в школе результатом учебного процесса должно стать «формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности».
Слайд 6Формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД)
проходит через следующие этапы:
При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Слайд 7Универсальный характер учебных действий
Универсальный характер учебных действий проявляется в том,
что они носят надпредметный, метапредметный, характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности и преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специального предметного содержания;
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Слайд 8Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностного, личностного, познавательного
развития обучающихся, реализуется:
в рамках образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин,
в метапредметной деятельности,
организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Слайд 9 Понимание того, что в основе успешности, результативности и самостоятельности учения лежат
общие учебные действия, имеющие приоритетное значение по отношению к узко предметным знаниям и умениям, признается сегодня всеми ведущими психологами и методистами.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение информацией как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Слайд 10Как показывает практика, проектно-исследовательская деятельность – способствует формированию универсальных учебных действий:
коммуникативных (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений),
регулятивных (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения, нести личную ответственность за результат),
познавательных (познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями),
личностных (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях).
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Слайд 11 Таким образом, сформировать УУД у учащегося – значит передать ему способы
осуществления деятельности на всех ее этапах, которые он смог бы осознанно и в системе применять для решения как учебных, так и жизненных задач, использовать в проектно-исследовательской деятельности.
Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение информацией как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Слайд 12 Я считаю, что проектная деятельность является важным направлением в развитии универсальных
учебных действий обучающихся. Данный вид работы позволяет сформировать свое мировоззрение у детей, учит делать свои умозаключения.
Можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность развивает регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.