Слайд 1Аттестационная работа
______________________________________________________
Шонохова Валентина Ивановна
_______________________________________________________
ЧОУ « Православная гимназия во имя святителя
Иоанна, митрополита Тобольского»
г.Тобольск
На тему:
«Эссе как жанр сочинения»
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Слайд 2«Эссе - способ рассказать о мире через себя и о себе
с помощью мира».
Слайд 3 Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют
от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
Естественно эти задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь закладывается основа развития думающей, самостоятельной личности.
Слайд 4 Почему я выбрала эту тему? Дело в том, что сочинение
в жанре эссе все больше входит в практику творческого задания по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
Поэтому очень важно, что чем раньше я буду учить своих учеников высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос или проблему, тем легче им выполнить творческое задание в жанре эссе в старших классах.
Слайд 5Этот вид жанра, действительно, способ, который может рассказать о мире через
себя и о себе с помощью мира.
Слайд 6 Я работаю уже несколько лет в православной гимназии. В течение всего
этого времени занимаюсь с ребятами старших классов проектной исследовательской деятельностью по предметам русский язык и литература, основы православной культуры.
Учащиеся со своими проектами, исследовательскими работами выступают на НПК, создают презентации к своим проектам и исследовательским работам, при этом используют интернет ресурсы, научную литературу.
Слайд 7Один из проектов исследовательской работы был посвящен жанру эссе. Я обратилась
с вопросом к учащимся, что они знают о сочинении в жанре эссе. И 80% учащихся ответили, что не знают.
Поэтому целью создания проекта исследовательской работы в жанре эссе стало: научить писать эссе своих учеников.
Слайд 8 Были разработаны совместно с учащимися задачи проекта, а именно:
1) понятие
лексического значения слова «эссе»;
2) проанализировать отличительные характеристики эссе от традиционного сочинения;
3) в процессе обучения учащихся применить жанр эссе на уроках русского языка и литературы.
Слайд 9В ходе исследования предполагалось: осуществить сбор необходимой информации, затем проанализировать и
структурировать ее, перенести данную информацию в виде презентации, при этом обращая внимание на грамотное изложение соей точки зрения и на то, что сочинение в жанре эссе пишется в свободном стиле.
Слайд 10Так я предложила учащимся 9 класса написать сочинение в жанре эссе
« Зачем нужно изучать язык, на котором мы свободно говорим,» или 10 классу было предложено написать проект в жанре эссе по произведению Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Тема звучала так: «Если бы Анна Каренина не бросилась под поезд, как бы сложилась ее жизнь…»
Слайд 11В ходе работы я обратила внимание ребят на то, что у
эссе и традиционного сочинения есть как общие черты, так и отличительные признаки: по структуре, по цели написания, по выбору темы, по форме, по правилам написания, роли автора, по использованию различных художественных средств.
Слайд 12 Рекомендовала лучше писать на черновике с широкими полями, чтобы делать пометки.
Соблюдать красную строку, выделять абзацы, использовать опорные слова и выражения.
Со своими проектами учащиеся выступали на уроках. Проходило обсуждение. Высказывались разные точки зрения как по структуре, так и по содержанию проектов. Но самое главное учащиеся стали понимать, что такое проектно исследовательская работа в жанре эссе и в чем отличие от традиционного сочинения