Артикуляционая гимнастика. Весёлый язычок презентация

Содержание

Содержание. Советы папам и мамам. Для самых маленьких. Статические упражнения. «Лопаточка», «Иголочка», «Парус», «Горка», «Чашечка», «Дудочка», «Грибок». Динамические упражнения. «Вкусное варенье», «Качели», «Щётка – смётка», «Змейка», «Лодочка»,

Слайд 1Артикуляционая гимнастика. «Весёлый язычок»
Составила:
учитель – логопед д/с № 56 ОАО «РЖД»
Власенкова
Валентина

Ивановна.
(по материалам Е.Косиновой В.Н.Костыгиной, Т.А.Ткаченко).

Слайд 2Содержание.
Советы папам и мамам.
Для самых маленьких.
Статические упражнения.
«Лопаточка», «Иголочка», «Парус»,

«Горка», «Чашечка», «Дудочка», «Грибок».
Динамические упражнения.
«Вкусное варенье», «Качели», «Щётка – смётка», «Змейка», «Лодочка», «Колесо», «Маляр», «Лошадка», «Громкий барабан».
Вернуться на стр. Содержание



Слайд 3 Дорогие мамы

и папы!

Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?
Оказывается язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой.
Дети пяти – шести лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
.




Слайд 4Помните:
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что

язык делает. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится. Занимайтесь ежедневно по 5 – 7 минут.



Слайд 5Совет Весёлого язычка:
Начинать такую артикуляционную гимнастику с малышами лучше в виде

сказки, с опорой на картинки подсказки.



Слайд 6 В небольшом домике, который называется РОТ жил – поживал маленький

Весёлый язычок.



Слайд 7 Каждое утро Весёлый язычок делал зарядку, чтобы стать сильным и ловким.
Упражнение

«Улыбка».
Глядя на себя
в зеркало,
растягиваем губы
в улыбке.



Слайд 8 Он очень старался выполнять все движения чётко и правильно.
Упражнение «Бегемотики»
Широко открываем,
а

потом закрываем
рот.



Слайд 9 Весёлый язычок никогда не ленился и ежедневно делал зарядку.
Упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы
вперёд.


Слайд 10Упражнение «Почистим зубки».
Двигаем языком
по внутренней стороне
верхних и нижних
зубов слева

направо
и наоборот.



Слайд 11Упражнение «Причёсываем язычок».
Двигаем язычок
вперёд и назад,
касаясь верхних
зубов, как бы


массируя его.



Слайд 12Упражнение «Качели».
Рот приоткрыть,
высунуть узкий язык.
Тянуться языком
попеременно к носу,
к подбородку.
Рот

не закрывать.



Слайд 13Упражнение «Змейка».
Узкий язык,
похожий на жало,
максимально выдвигать
вперёд и убирать
вглубь рта.



Слайд 14А закончить гимнастику можно такими словами:


Слайд 15 Когда малыши освоят эти простые упражнения, переходим к более сложным.
Для зрительной

опоры при выполнении этих упражнений ребятам даётся сначала рисунок – символ, а затем рисунок артикуляционной позы.
Как сопровождение взрослый или ребёнок может вспомнить рифмовку для слушания.
Кроме того, для взрослых дана информация о том, для произношения каких звуков полезно выполнение данного упражнения и объяснены особенности выполнения каждого упражнения.



Слайд 16Статическое упражнение «Лопаточка».
Рифмовка для слушания:
Язычок широкий, гладкий –
Получается лопатка.

Звуки,
вызыванию которых
способствует данное
упражнение:
Р, Рь,

Ш, Ж, Ч, Щ, С, Сь,
З, Зь, Ц, Ть, Дь

Рисунок – символ.



Слайд 17«Лопаточка»
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Широкий язык высунуть,
расслабить, положить на
нижнюю губу.

Следить, чтобы
язык не дрожал.




Слайд 18Статическое упражнение «Иголочка».
Рифмовка для слушания:
Язычок наш как иголка.
Отойди, уколет колко.

Звуки,
вызыванию которых
способствует данное
упражнение:

Л,

Ль, Р, Рь

Рисунок – символ.



Слайд 19«Иголочка».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Рот приоткрыть.
Узкий, напряжённый
язык высунуть вперёд
как можно

дальше.



Слайд 20Статическое упражнение «Парус».
Рифмовка для слушания:
Выше парус поднимай!
В путь кораблик отправляй!

Звуки,
вызыванию которых
способствует данное
упражнение:

Р,

Рь, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Ль

Рисунок - символ



Слайд 21«Парус»
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Рот широко открыть.
Узкий язык поднять вверх,
коснуться

бугорков
(альвеол) за верхними
зубами.



Слайд 22Статическое упражнение «Горка».
Рифмовка для слушания:

Выше, горка, поднимись.
Мы помчимся с горки вниз.

Звуки,
вызыванию которых
способствует

данное
упражнение:
С, Сь, З, Зь, Ц, Ть, Дь

Рисунок – символ.



Слайд 23«Горка».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.


Рот приоткрыть. Сделать
язык широким. Боковые края
языка прижать

к верхним
коренным зубам. Кончик языка
упереть в передние нижние
зубы.





Слайд 24Статическое упражнение «Чашечка».
Рифмовка для слушания:

Любим пить мы крепкий чай.
Ну-ка, чашку подставляй!

Звуки,
вызыванию которых
способствует

данное
упражнение:
Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь, Ль


Рисунок – символ.



Слайд 25«Чашечка».
Изображение артикуляционной позы.

Объяснение особенностей упражнения.


Рот широко открыть.
Широкий язык

понять
кверху. Потянуться боковыми
краями и кончиком языка к
верхним зубам, но не касаться их.






Слайд 26Статическое упражнение «Дудочка».
Рифмовка для слушания:

Дудочка, гуди сильней,
Созовём мы всех друзей.

Звуки,
вызыванию которых
способствует данное
упражнение:
С,

Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж,
Ч, Щ, Ть, Дь

Рисунок – символ.



Слайд 27«Дудочка».
Изображение артикуляционной позы
Объяснение особенностей упражнения.

Высунуть широкий язык.
Боковые края языка
максимально загнуть вверх.
Подуть

в получившуюся
«дудочку».



Слайд 28Статическое упражнение «Грибок»
Рифмовка для слушания:
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!

Звуки,
вызыванию которых
способствует данное
упражнение:

Р, Рь,

Ш, Ж, Ч, Щ, Ль

Рисунок - символ



Слайд 29«Грибок».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.
Широкий язык присосать
к нёбу. Рот

раскрыть как
можно шире, так, чтобы
«ножка грибка» (уздечка
языка) натянулась.



Слайд 30Динамическое упражнение «Вкусное варенье»
Рифмовка для слушания:
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем…
С губ

сотрём следы варенья,
Угощенья – объеденья!
Звуки,
вызыванию которых
способствует данное
упражнение:
Р, РЬ, Ш, Ж, Ч, Щ

Рисунок – символ.



Слайд 31«Вкусное варенье»
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Рот приоткрыть, высунуть широкий язык, облизать

им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта.



Слайд 32Динамическое упражнение «Качели».
Рифмовка для слушания:
Вот весёлые качели
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и

вниз
Ты качайся, не ленись.
Звуки,
вызыванию которых
способствует данное
упражнение:
Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ

Рисунок – символ.



Слайд 33«Качели».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Рот приоткрыть, высунуть узкий язык.
Тянуться языком попеременно

к носу,
к подбородку. Рот не
закрывать.



Слайд 34Динамическое упражнение «Щётка – смётка»
Рифмовка для слушания:
Щёткой кухню подмету,
Наведу там чистоту.
Вправо, влево

гну щетинки,
Не оставлю ни соринки.
Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение.
Л, Ль, Р, РЬ

Рисунок – символ



Слайд 35«Щётка – смётка».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Рот приоткрыть.
Высунуть узкий язык.
Двигать языком


вправо – влево,
не убирая его вглубь рта.






Слайд 36Динамическое упражнение «Змейка».
Рифмовка для слушания:
Показала змейка жало,
Убрала и хвост поджала…
Жало вынула опять,
Хочет

всех вас испугать!
Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение.
Ть, Дь, К, Кь, Г, Гь,
Х, Хь, Й, Ль

Рисунок – символ.



Слайд 37«Змейка».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Сделать упражнение
«Иголочка». Узкий
язык, похожий на жало,
максимально выдвигать
вперёд

и убирать вглубь
рта.



Слайд 38Динамическое упражнение «Лодочка».
Рифмовка для слушания:
Лодочку могу свернуть
И на ней отправлюсь в путь,
Как

ни высока волна,
Лодке не страшна она!
Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение.
Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь

Рисунок – символ.



Слайд 39«Лодочка».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Сделать упражнение
«Лопаточка». Кончик и
боковые края языка
загнуть

вверх.
В отличие от упражнения
«чашечка», язык высоко
не поднимать.





Слайд 40Динамическое упражнение «Колесо».
Рифмовка для слушания:
Покатилось колесо,
Отвалилось, вот и всё…
Колесо, вернись назад!
Пожалей мой

самокат!
Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение.
С, Сь, З, Зь, Ц,
Ть, Дь, Й

Рисунок – символ.



Слайд 41«Колесо».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Сделать упражнение
«Горка». Среднюю часть
языка максимально
выдвигать

вперёд, а затем
убирать вглубь рта.
Язык перемещать
вперёд – назад в форме
валика.



Слайд 42Динамическое упражнение «Маляр».
Рифмовка для слушания:
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок.
Будет чистым (вот дела!)
Всё

до дальнего угла!
Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение.
Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ

Рисунок – символ.



Слайд 43«Маляр».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Сделать упражнение
«Парус». Двигать кончиком
язычка по «потолочку»
(поверхности нёба)


вперёд и назад.




Слайд 44Динамическое упражнение «Лошадка».
Рифмовка для слушания:
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости.
Цокай

громче язычок,
Чтоб никто догнать не смог.
Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение.
Р, Рь, Ш, Ж, Ч, Щ

Рисунок – символ.



Слайд 45«Лошадка».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Сделать упражнение
«Грибок». Максимально
открыть рот, не отрывая
языка от

нёба. Затем
щёлкнуть языком.



Слайд 46Динамическое упражнение «Громкий барабан».
Рифмовка для слушания:
Язычок мой крепким станет,
Барабанить не устанет.
Барабана страшный

гром
Оглушит огромный дом!
Звуки, вызыванию которых способствует данное упражнение.
Р, Рь, Ль

Рисунок – символ.



Слайд 47«Громкий барабан».
Изображение артикуляционной позы.
Объяснение особенностей упражнения.

Рот широко открыть.
Широкий язык поднять
вверх. Произносить

громко,
отрывисто, многократно,
не опуская кончика языка:
Д-Д-Д-Д-Д.




Слайд 48Уважаемые родители!

УСПЕХОВ ВАМ
В ЭТОМ НЕЛЁГКОМ
И КРОПОТЛИВОМ ТРУДЕ!
В презентации использованы:

картинки поисковой системы ЯНДЕКС,
«Сказка о Весёлом язычке» Е Косиновой,
Книга «Коррекция фонетических нарушений у детей (подготовительный этап)» Т.А.Ткаченко

Подготовила учитель-логопед д/с 56 ОАО «РЖД»
Власенкова Валентина Ивановна

Презентация создана для сайта
Viki.rdf.ru



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика