Слайд 1Возрастные аспекты
взаимодействия участников дорожно- транспортной среды
Слайд 2Ребенок на дороге – от младшего дошкольника к школьнику
Что может и
умеет в каждом возрасте?
Чему и как учить?
Слайд 3Что требуется от ребенка в дорожно-транспортной среде?
ЧТО ИМЕННО он делает, когда
переходит дорогу, выходит из автобуса…?
Слайд 4Восприятие
Обнаружить потенциальные источники опасности [организованный визуальный поиск, избирательность внимания, оценка скорости/времени]
Координировать
информацию от разных органов чувств с разных направлений
Слайд 5Мышление
Судить о степени опасности/безопасности [использование прошлого опыта и прогнозирование вероятного будущего]
Быть
готовым взять на себя тот или иной риск
Слайд 6Этапы обучения
Знания: транспорт может быть опасен
Поведение: действия и правила, обеспечивающие безопасность
Выбор:
оценка риска и выбор безопасной стратегии поведения
Слайд 7Младшие дошкольники
Развиваются сенсорные эталоны (цвета, формы, звуки…)
Наглядно-действенное мышление
Кризис 3 лет: «Я
сам»
Уже есть сложившиеся предпочтения, включая представления о неприятном (и это может быть, например, детское автокресло…)
Слайд 8Чему можно учить
Что транспорт бывает опасен и почему (например, машина быстрее
человека, она твердая…)
Как ориентироваться в объектах на дороге (не только визуально: игра в распознавание звуков – сирена скорой помощи, гудение двигателя, звонок велосипеда…)
Кто является главным взрослым, обучающим безопасности на дороге в этом возрасте?
Слайд 9Положительные требования
«Не перебегай дорогу», «Нельзя вырывать руку» – а что тогда
делать?
Можете ли вы привести 2-3 примера положительных требований к ребенку при переходе дороги?
Слайд 10Как можно учить
Семейные ритуалы [именно ритуал как привычная последовательность действий, а
на «алгоритм»]
Наглядные «эксперименты» на игрушках [но ждать, что это изменит поведение, еще рано]
Слайд 11Познавательный эгоцентризм
Трудно встать на позицию другого: «подумай, как мама волнуется!» -
работает плохо
Буквально не понимают, что другой человек из-за препятствия может не видеть того, что видит сам ребенок
Слайд 12Старшие дошкольники
Управление своим поведением при помощи речи
Сюжетно-ролевая игра помогает осваивать социальные
роли
Развитие фантазии дает почву страхам
Наглядно-образное мышление. Развивается способность действовать по инструкции, но понятийное мышление еще не сформировалось
Слайд 13Чему можно учить
Правилам поведения на дороге [правила не всегда будут гибко
использоваться ребенком в нестандартных ситуациях]
Как делать выбор (например, места для перехода)
Слайд 14Как можно учить
Обсуждение правил перехода дороги, выбора места и т.д. с
родителями
Ролевые игры [ребенку проще выполнять правила, играя роль «контролирующего» лица]
Слайд 15Младшие школьники
В 7-8 лет способность к концентрации внимания достигает необходимого уровня.
Развиваются оптимальные стратегии ориентировки в ситуации.
Оценка отношений расстояния и скорости (как быстро приблизится машина) развивается до 11-12 лет.
Слайд 16Младшие школьники
Формируется понятийное мышление: к 10 годам в понятие «безопасного места
для перехода» включают не только формальные правила (например, «зебру»), но и систему условий (например, отсутствие машин, закрывающих обзор)
Слайд 17Различия в опыте
Без опыта самостоятельного перехода дороги понятия о безопасности того
действия формируются медленнее -> нужны самостоятельные пробы под наблюдением взрослых
Все больше детей родители подвозят на занятия на личном транспорте -> в принципе мало опыта в качестве пешехода
Как это влияет на качество жизни детей?
Слайд 18Различия в опыте: примерная градация
Привозят родители на машине
Приводят родители
Родители провождают до
сложного участка, дальше идет сам
Идет сам в сопровождении более опытных сверстников
Идет полностью сам
А как приходят и уходят ваши ученики?
Слайд 19Чему можно учить
Последствия автомобильных аварий
Ответственность водителей перед остальными участниками движения
Влияние сверстников
и как ему не поддаваться, если понимаешь, что тебе предлагают большой риск
Слайд 20Чему можно учить
Обсуждать сценарии, в которых дети принимают самостоятельные решения.
Правило для
дошкольника: если мяч укатился на дорогу, стой на тротуаре.
Сценарий для школьника: мяч укатился на дорогу и остановился посередине. Пешеходного перехода рядом нет, машины ездят часто. Что вы будете делать?
Слайд 21Как можно учить
Практика: самостоятельность под контролем
Учет зоны ближайшего развития (учить тому,
что еще не может сам, но уже может с помощью взрослого)
Учитывать навыки, которые пригодятся в будущем (готовим до подросткового возраста, до покупки мопеда…)
Слайд 22Развитие представлений об ответственности
Дошкольники: «ничего не испортить, никого не поранить» [явные
последствия]
Младшие школьники: «избегать ошибок, ведущих к авариям» [причинно-следственные связи]
Подростки и взрослые: «предвидеть и предотвращать рискованные ситуации»
Слайд 23Как дети понимают самое серьезное последствие неосторожности – смерть?
Слайд 24«Взрослое» (естественно-научное) понимание смерти
Необратимость
Отсутствие функционирования (неподвижность, отсутствие телесных функций, невозможность
чувствовать)
Универсальность: всеобщность, неизбежность и непредсказуемость
Причинность
Слайд 25Необратимость
В разговоре демонстрируют понимание – с 5 лет
Невербальными методами – даже
раньше (с 3 лет)
С возрастом понимание необратимости «ухудшается», размывается
Слайд 26Отсутствие функционирования
К 4-6 годам отличают мертвых и спящих животных
У детей появляются
идеи о посмертном «существовании без тела», независимо от религиозности их окружения. Они не могут представить себе, что значит «не думать», «не испытывать эмоции» и предполагают, что эти процессы продолжаются…
Слайд 27Универсальность
Понимание универсальности возникает между 6 и 9 годами, примерно до 9
лет дети верят, что можно найти способ избежать смерти
Слайд 28Причинность
Самый сложный для понимания компонент. Например, дети могут объяснять смерть близких
своим плохим поведением.
Слайд 29Становление «взрослого» понятия смерти
В целом завершается к 10 годам
Развивается нелинейно
Имеет большие
индивидуальные различия (и у взрослого может быть более «детским», чем у подростка)
Точно неизвестно, что развивается раньше – понимание смертности других или собственной смертности (или одновременно)
Слайд 30Оценка риска и принятие решений в дорожной ситуации подростками
Возрастные особенности
Слайд 31Но сначала – несколько слов о взрослых
Ведь взрослый – это эталон,
с которым сравнивают подростка, и до которого ему надо «дорасти»
Слайд 32Обыденные представления о риске
Случайная угроза (катастрофические события)
«Невидимая» угроза, о которой информируют
специалисты («вредные» продукты…)
Баланс потерь и приобретений (азартные игры…)
Источник переживаний от преодоления опасной ситуации и себя в ней (экстремальный спорт…)
Слайд 33Неопределенность…
…тесно связана с риском:
Неопределенность вероятности наступления ситуации
Неопределенность исхода
Слайд 34Когнитивные искажения в оценке риска
Неоправданный оптимизм
Доступность (ориентация на запомнившиеся яркие примеры
/ часто повторяющуюся информацию в СМИ…)
Репрезентативность (представления о «типажах», подверженных этому риску)
Слайд 35Когнитивные искажения в оценке риска (2)
«Ошибка подтверждения»
Предпочтение того, что уже есть:
Защита
первоначальной точки зрения
Большая готовность рисковать, чтобы защитить себя от потерь (а не приобрести что-то новое)
Слайд 37Подростки
На первый план выходит общение со сверстниками
Потребность во взрослом – в
наставнике, который видит в подростке не ребенка, а молодого взрослого, «подмастерье»
Изменения самооценки, стремление к самопознанию
Слайд 38«Личный миф»
Осознав свою уникальность, подросток чувствует себя «главным героем» в своей
истории, преувеличивает свои возможности и неуязвимость, свою значимость для других.
Всегда ли это так? Соотносится ли это с вашим опытом?
Слайд 39Подростки: отношение к обучению безопасности
Думают, что уже все знают, а дорожная
безопасность – тема для детского сада
Могут уже иметь опыт рискованного поведения на дороге, о котором не знают взрослые
Чувство, что «это не случится со мной» (включая рациональные аргументы – «у меня хорошая реакция»…)
Не знают реальной статистики и не ориентируются на нее
Слайд 40Особенности оценки рисков
Оценивают риски (вероятность их наступления) довольно точно
В некоторых отношениях
– даже переоценивают их, хотя в сравнении с другими наблюдается необоснованный оптимизм («я рискую меньше, чем мои сверстники»)
Слайд 41НЕ считают себя неуязвимыми, но…
Рискуют чаще взрослых
Подростки, практикующие рискованное поведение в
одной из сфер жизни, вероятно, рискуют и в других контекстах
Почему это происходит?
Слайд 42Возможное объяснение
При высоком риске (смерть / инвалидность)
Подростки взвешивают «за» и «против»
– как при обычных решениях – и могут выбрать рискнуть, если преимущества в их глазах перевешивают
Взрослые УЖЕ НЕ взвешивают «за» и «против», а сразу отказываются от такого риска
Слайд 43Выводы
Подростки не так уж наивны
Неэффективно просто пугать их негативными последствиями
Нужно использовать
их способность к взвешиванию аргументов и принятию решений, и «сдвинуть» этот процесс в сторону более безопасных решений
Слайд 44Чему можно учить
Нужно помочь им обсудить влияние последствий на свою жизнь:
Что изменилось бы для тебя в жизни, если бы ты получил травму позвоночника?
Нужно дать им конкретные навыки оценки опасности и выхода из ситуаций риска (умение сказать «нет»…)
Ответственность водителя в широком контексте (за безопасность людей, за экологию, за комфорт городского пространства…)
Слайд 45Как можно учить
Проектная деятельность и молодежные движения («изменить мир»
Личные исследования (например,
исследование альтернативных маршрутов в школу, на курсы, в институт с учетом покупки того или иного ТС в будущем)
Привлечение подростков как экспертов (например, оценка социальной рекламы, уроки для малышей)
«Прикладная рискология» в межпредметных связях (можно использовать статистику ДТП в задачах по статистике)
Тренинги уверенного поведения (провокация опасного поведения – как пример ситуации, где надо сказать «нет»)
Слайд 46Изменение поведения
Как замотивировать подростков и взрослых на более безопасные действия?
Слайд 47Формирование поведения на дороге
Слайд 48Мотивация
Хочу – важность изменений в жизни человека (Почему? Зачем? Для чего?)
Могу
– уверенность в изменении, уверенность в собственных силах (Как я буду это делать?)
Буду – намерение начать делать по-новому уже сейчас, приоритет изменения
Слайд 50Стадия спокойствия
Человека не беспокоит его поведение; выгоды в его глазах значительно
превышают риски
Задача:
Заронить сомнение — способствовать осознанию рисков и проблем, связанных с практикуемой моделью поведения
Слайд 51Стадия сомнения
Человек испытывает двойственность по поводу изменений. Находится в нерешительности. Не
включает изменения в свои планы на ближайшее будущее
Задачи:
Определить и развить причины для изменений и риски, связанные с отсутствием изменений.
Укреплять самостоятельность и уверенность в собственных силах относительно изменения поведения
Слайд 53Стадия планирования и подготовки
Человек принимает решение измениться и делает первые
попытки — «пробует воду». Планирует начать изменения уже в ближайшее время (не позже, чем через месяц)
Задача:
Помочь человеку наметить оптимальный план действий, направленных на изменения
Слайд 54Стадия действия
Человек пробует вести себя по-новому в течение 3—6 месяцев
Задача:
Поддержать начинания
Слайд 55Стадия поддержки
Человек длительное время (от 6 месяцев до 5 лет и
более) придерживается нового образа поведения
Задача:
Поддержать клиента в определении факторов срывов и помочь разработать и применить стратегии профилактики срывов