Слайд 1Травматизм и его профилактика на занятиях по физической подготовке в вузах
МВД России
доктор биологических наук, профессор кафедры ФП
Халфина Регина Робертовна
Слайд 2Вопросы:
1. Причины и виды травматизма, первая доврачебная помощь.
2. Признаки утомления или
перетренированности, врачебный контроль и самоконтроль.
Слайд 3Вопрос № 1
Причины и виды травматизма, первая доврачебная помощь
В соответствии с
Наставлением по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (2012 год) руководители учебных групп и сотрудники обязаны принимать необходимые меры по предупреждению травматизма на занятиях по физической подготовке.
Слайд 4Предупреждение травматизма обеспечивается
1. Тщательной подгонкой обмундирования, спортивной одежды и обуви, проверкой
исправности и безопасности спортивных сооружений, мест выполнения упражнений, инвентаря и оборудования.
2. Правильной организацией и методикой проведения занятий, поддержанием в процессе занятий дисциплины.
Слайд 5Предупреждение травматизма обеспечивается
3. Заблаговременной подготовкой и применением средств страховки и оказанием
помощи при выполнении упражнений (приемов), связанных с риском и опасностью, особенно при выполнении заданий по боевым приемам борьбы и плаванию.
4. Учетом состояния здоровья и физической подготовленности сотрудников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья или перенесших заболевания.
Слайд 6Предупреждение травматизма обеспечивается
5. Постоянным наблюдением за внешними признаками утомления сотрудников.
6. Разъяснительной
работой о мерах предупреждения травматизма.
7. Соблюдением мер, исключающих возможность теплового и солнечного ударов и других обморочных состояний, а также обморожений.
Слайд 7Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического,
физического и др.), нарушающего нормальное течение физиологических процессов, а также строение и целостность тканей.
Слайд 8Причины спортивных травм
– недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
–
неудовлетворительное состояние мест проведения занятий и спортивного оборудования;
– личная недисциплинированность обучаемых;
– нарушение правил врачебного контроля обучаемыми;
– неблагоприятные метеорологические условия при проведении занятий.
Слайд 9Помощь – заключается в физических усилиях, прилагаемых преподавателем или учащимися для
правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения.
Слайд 10Страховка – готовность преподавателя или обучаемого оказать помощь обучаемому курсанту (слушателю),
неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь взаимосвязаны между собой.
Слайд 11Самостраховка – способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при
этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы.Часто причинной повреждения является пренебрежительно отношение к вводной части занятия, разминке, отсутствие индивидуального подхода, половых и возрастных особенностей, недостаточный учет состояния здоровья.
Слайд 12Виды травм
Тяжелые
средней степени тяжести
легкие.
Слайд 13Тяжелые травмы – это травмы, приводящие к потере учебной и спортивной
трудоспособности сроком свыше 30 дней. Пострадавших госпитализируют или длительное время лечат в специализированных отделениях у травматологов-ортопедов.
Слайд 14Травмы средней степени тяжести – это травмы с выраженным изменением в
организме, приведшие к учебной и спортивной нетрудоспособности сроком от 10 до 30 дней. Курсанты со спортивными травмами средней тяжести также должны лечиться у травматологов-ортопедов.
Слайд 15Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме
и потере общей и спортивной работоспособности.
К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжение 1-й степени и др., при которых обучаемые нуждаются в оказании первой врачебной помощи.
Слайд 17Основные принципы предупреждения травм на занятиях
по физической подготовке
правильная методика проведения
занятий
обеспечение хорошего состояния мест занятий, спортивного инвентаря, спортивной одежды и обуви
применение защитных приспособлений
выполнение гигиенических требований, проведение воспитательной работы
своевременный врачебный контроль и т. п.
Слайд 18Соблюдение мер безопасности обеспечивается:
Началом и окончанием выполнения упражнения только по команде
преподавателя (руководителя).
Соблюдением личной дисциплины и осмотрительности при выполнении заданий.
Овладением способами самостраховки и страховки, применением их при выполнении учебно-тренировочных занятий.
Выполнением заданий преподавателя на самоподготовке.
Немедленном сообщении преподавателю о получении травмы или ухудшением самочувствия.
Соблюдением условий выполнения заданий преподавателя.
Слайд 19Первая доврачебная помощь,
первоочередные действия
Подойдя к лежащему (сидящему) пострадавшему, необходимо определить:
– каков
цвет кожных покровов,
– каков характер позы (естественный, неестественный),
– есть ли сознание,
– есть ли кровотечение, судороги.
Слайд 20Вывих
это смещение суставных концов костей, частично или полностью нарушающее их взаимное
соприкосновение
Слайд 21ПРИЗНАКИ:
– появление интенсивной боли в области пораженного сустава;
– нарушение функции конечности,
проявляющееся в невозможности производить активные движения;
– вынужденное положение конечности и деформация формы сустава;
– смещение суставной головки с запустеванием суставной капсулы и пружинящая фиксация конечности при ее ненормальном положении.
Слайд 22Раны
это механическое повреждение покровов тела, нередко сопровождающееся нарушением целости мышц, нервов,
крупных сосудов, костей, внутренних органов, полостей и суставов. Раны могут быть поверхностными, глубокими и проникающими в полость тела.
Слайд 23Растяжение
повреждение мягких тканей (связок, мышц, сухожилий, нервов) под влиянием силы, не
нарушающей их целости. Чаще всего происходит растяжение связочного аппарата суставов при неправильных, внезапных и резких движениях, выходящих за пределы нормального объема движений данного сустава (при подвертывании стопы, боковых поворотах ноги при фиксированной стопе и др.).
Слайд 24Ушибы
повреждение тканей и органов в результате травмы без нарушения целости кожи.
ПЕРВАЯ
ПОМОЩЬ:
1. Наложите давящую повязку.
2. Приподнимите место ушиба.
3. Приложите холод на место ушиба.
4. Обеспечьте неподвижность ушибленного места.
5. Обеспечьте покой, теплое питье.
6. Через 3–4 дня необходимы теплые ванны и массаж.
Слайд 25Переломы - это нарушение целости кости
Переломы делятся на
закрытые (без повреждения
кожи)
открытые, при которых имеется повреждение кожи в зоне перелома.
Переломы бывают разнообразной формы: поперечные, косые, спиральные, продольные.
Слайд 28Для перелома характерны: резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке
на конечность, изменение положения и формы конечности, нарушении ее функции (невозможность пользоваться конечностью), появление отечности и кровоподтека в зоне перелома, укорочение конечности, патологическая (ненормальная) подвижность кости.
Слайд 29Основными мероприятиями первой помощи при переломах костей являются:
1) создание неподвижности костей
в области перелома;
2) проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение;
3) организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.
Слайд 30Обморожения
Воздействие холода на какую-либо часть тела вызывает обморожение. Если воздействие холода
сопровождается понижением общей температуры тела, может наступить замерзание организма.
Слайд 31Обморожения
1 степени вначале ощущается холод, затем покалывание и жжение. Обмороженные места
теряют чувствительность, приобретают белый цвет.
2 степени, кроме признаков, характерных для обморожений 1 степени, к концу 1–2 суток появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью.
3 степени характеризуются омертвлением кожи и прилегающих мягких тканей и костей.
Слайд 32Вопрос № 2
Признаки утомления или перетренированности, врачебный контроль и самоконтроль
Утомление –
это совокупность физиологических изменений, возникающих при продолжающейся работе и приводящих к снижению работоспособности.
Слайд 33Признаки утомления:
Увеличение числа ошибок как результат расстройства точности и координации движений.
Снижение
работоспособности.
Уменьшение мышечной силы.
Неспособность к созданию и усвоению новых полезных навыков, расстройство старых, ранее приобретенных навыков.
Увеличение энергетических затрат на производимую работу.
Слайд 34Признаки перетренированности
Чувство постоянной усталости, сопровождаемое болезненными ощущениями в мышцах.
Срыв системы адаптации
и иммунитета.
Нарушения сна
Расстройства в эмоциональной
Неприятные ощущения или боли в области сердца.
Тахикардия и повышенное артериальное давление.
Снижение аппетита.
Уменьшение массы тела.
Слайд 35Врачебный контроль и самоконтроль
Слайд 36Основные задачи врачебного контроля:
– определение состояния здоровья занимающихся и решение
вопросов допуска их к занятиям в различных формах и группах;
– осуществление врачебного контроля на занятиях по физическому воспитанию и спортом;
– диагностика функционального состояния;
– оценка физического развития и выявление заболеваний и травм;
– медицинское обеспечение соревнований;
– агитация и пропаганда физической культуры среди населения.
Слайд 37Основные формы врачебного контроля
регулярные врачебные обследования
– врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во
время занятий и соревнований;
– санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий;
– медико-санитарное обеспечение массовых оздоровительных и спортивных мероприятий
– профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
– санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры, спорта, здорового образа жизни.
Слайд 38Задачи самоконтроля
Оценка состояния здоровья.
Определение уровня физического развития и физической подготовленности.
Коррекция физических
нагрузок, предусматривающая их строгое дозирование, с одной стороны, способствующее повышению общей тренированности человека, с другой стороны, исключающее, ее отрицательные воздействия на его организм.