Социально-биологические основы физической культуры. (Лекция 2) презентация

Содержание

ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Организм – сложная биологическая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействие

Слайд 1 Лекция № 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Слайд 2 ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Организм – сложная биологическая саморазвивающаяся

и саморегулирующаяся система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействие окружающей среды.

Слайд 3Гомеостаз -
-это совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического

постоянства внутренней среды и физиологических функций организма

Слайд 4
Онтогенез – это развитие организма, охватывающее все периоды его жизни,

т.е. процесс возрастных изменений

Стадии онтогенеза:
- прогрессивная стадия (младенческий, детский, юношеский возраст);
- стационарная стадия – процессы эволюции и инволюции взаимно уравновешиваются (молодой, зрелый возраст);
- регрессивная стадия – преобладание процессов инволюции (пожилой и старческий возраст).


Эволюция
Рост,
Развитие
Совершенствование


Инволюция
старение
угасание




Слайд 5Организм органы ткани клетки
Клетка – элементарная, универсальная единица живой

материи, которая имеет упорядоченное строение, обладает возбудимостью и раздражимостью,
участвует в обмене веществ и
энергии, способна к росту,
регенерации, размножению,
передаче генетической
информации и приспособлению
к условиям среды.





Слайд 6Виды тканей организма
эпителиальную, выполняющую покровную, защитную, всасывающую, выделительную, секреторную функции;
соединительную,

включающую рыхлую, плотную, хрящевую, костную и жидкую ткань – кровь;
мышечную (поперечно - полосатая и гладкая мускулатура);
нервную, состоящую из клеток или нейронов, важнейшей функцией которых является генерирование и проведение нервных импульсов

Слайд 7 В зависимости от формы, функции кости делятся на -

трубчатые (кости конечностей), - губчатые (ребра, грудина, позвонки и др.), - плоские (кости черепа, таза и др.), - смешанные (основание черепа).

Слайд 8Костная система

1 – череп;
2 -позвоночный столб;
3 - ключица;
4 –

ребро;
5 – грудина;
6 — плечевая кость;
7 - лучевая кость;
8 - локтевая кость;
9 - кости запястья;
10 - пястные кости;
11 - фаланги пальцев
кисти;
12 - подвздошная
кость;
13 - крестец;
14 - лобковая кость;
15 - седалищная кость;
16 - бедренная кость;
17 – надколенник;
18 – большеберцовая
кость;
19 - малоберцовая
кость;
20 - кости
предплюсны;
21 - плюсневые кости;
22 - фаланги пальцев стопы.



Слайд 9СКЕЛЕТ СОСТОИТ ИЗ:
Черепа (20 парных и непарных костей, соединённых неподвижно, кроме

нижней челюсти)
Позвоночника ( 33-34 позвонка)
Грудной клетки (12 грудных позвонков и12 пар ребер, грудины)
Скелета верхних конечностей (2 лопатки, 2 ключицы и свободные верхние конечности (плечо, предплечье, кисть)
Скелета нижних конечностей (2 тазовые кости, крестец и свободные нижние конечности (бедро, голень, стопа)


Слайд 10МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
Основные мышечные группы


Слайд 12Мышца как орган представляет

собой сложное структурное образование и состоит на 72-80 % из воды и на 16-20 % из плотного вещества.

Мышцы состоят из мышечных
волокон, которые содержат
миофибриллы. Каждая миофибрилла разделена на чередующие светлые и темные участки. Темные участки состоят из миозина, светлые образованы белковыми нитями актина.


Слайд 13СВОЙСТВА МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
Возбудимость – способность на раздражение отвечать возбуждением
Проводимость – способность

проводить возбуждение
Сократимость – способность сокращаться

Слайд 14Гипертрофия - процесс увеличения толщины мышечных волокон
Атрофия - процесс уменьшения толщины

мышечных волокон

Слайд 15Сократимость мышцы обеспечивается благодаря сократительным мышечным белкам – актину и миозину


Слайд 16эритроциты
лейкоциты
тромбоциты
СИСТЕМА КРОВИ
Кровь – жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе и обеспечивающая

жизнедеятельность клеток и тканей организма. Она состоит из плазмы (55 – 60 %) и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.


плазма


Слайд 17Эритроциты осуществляют дыхательную функцию. Она осуществляется посредством присоединения к гемоглабину кислорода.

Вырабатывает эритроциты красный костный мозг (до 300 млрд. в сутки). У взрослого человека в крови содержится - 4,5-5 млн. в 1 мм3. Продолжительность жизни эритроцитов 100-120 дней.
Лейкоциты – белые кровяные тельца, выполняют защитную функцию, уничтожая инородные тела и болезнетворные микробы (фагоцитоз). В норме в 1 мм3 крови содержится 6-8 тысяч лейкоцитов. Различают пять видов лейкоцитов: эозинофилы, базофилы, нейтрофилы, лимфоциты, моноциты.
Тромбоциты - кровяные пластинки - играют важную роль в процессе свертывания крови. При повреждении сосудов они скапливаются и склеиваются в месте травмы, выделяя при этом вещества, сужающие сосуды и вызывающие процесс образования сгустка крови - тромба, который препятствует дальнейшему кровотечению. Их содержание в 1 мм3 крови 250-300 тысяч. Продолжительность жизни тромбоцитов - около 7 дней.

Слайд 18СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов (артерий, капилляров,

вен)

Основной функцией системы кровообращения является обеспечение органов питательными веществами, биологически активными веществами, кислородом и энергией; а также с кровью «уходят» из органов продукты распада, направляясь в отделы, выводящие вредные и ненужные вещества из организма. 

Слайд 19Строение сердца


Слайд 20Деятельность сердца заключается в ритмичной смене сердечных циклов, состоящих из трех

фаз: сокращения (систолы) предсердий, сокращения (систолы) желудочков и общего расслабления сердца-диастолы

Слайд 23СВОЙСТВО СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ
АВТОМАТИЯ – способность сердечной мышцы к ритмическому сокращению без всяких

внешних воздействий под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце.

Слайд 24Дыхательная система
СОСТОИТ ИЗ:
Путей проводящих воздух (носовая полость, гортань, трахея, бронхи)
Легких


Слайд 25ФАЗЫ ДЫХАНИЯ
Внешнее дыхание – тип дыхания, при котором происходит обмен газов

между легкими и атмосферным воздухом
Перенос газа кровью
Внутреннее или тканевое дыхание

Слайд 27ЦНС
СПИНОЙ МОЗГ
Находится в позвоночном канале, представляет собой тяж длиной у взрослого

человека 41-45 см, массой около 34-38г. Функции: рефлекторная и проводниковая

ГОЛОВНОЙ МОЗГ
Располагается в полости черепа , m =1275-1375г, состоит из больших полушарий, ствола и мозжечка. Поверхность полушарий покрыта серым веществом (тела нейронов)-корой головного мозга-основа психической деятельности (функции: память, речь, мышление, регуляция поведения)




Слайд 28 Распределение функций и чувств между полушариями головного мозга

левое полушарие
1. Речь и изучение иностранного языка
2. Чтение
3. Письмо
4. Логическое мышление
5. Хорошее настроение
6. Приветливость
7. Жизнерадостность
8. Счет
9.Правосторонние двигательные
функции
10. Юмор
11.Экстраординарная чувствительность
12. Управление психическими процессами
13. Устремленность в будущее
14. Формулирование задачи
15. Оценка последовательности событий

правое полушарие
1. Музыка
2. Светоощущения
3. Слух, вкус
4. Образное мышление
5. Мрачное настроение
6. Агрессивность
7. Сосредоточенность на неприятном
и ужасном.
8. Художественные способности
9. Левосторонние двигательные функции
10. Сатирическое отношение
к действительности
11. Интуиция, творческая деятельность
12. Эмоциональное восприятие
окружающей среды
13. Сосредоточенность на настоящем
и прошедшем
14. Обоняние
15. Оценка продолжительности событий
16. Зрение
17. Ориентирование в пространстве


Слайд 29ВНС
Основная функция вегетативной нервной системы-обеспечение гомеостатической регуляции
Деятельность сердца, сосудов, органов

пищеварения, выделения, половых и др.желез, регуляция обмена веществ, термообразования, участие в формировании эмоциональных реакций

под контролем симпатической и парасимпатической НС


Симпатическая НС – энергетическое обеспечение организма
Парасимпатическая НС – накопление и сохранение энергетических ресурсов организма


Слайд 30СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА- совокупность структур ЦНС: рецепторов, проводниковой части и зоны коры

головного мозга, функцией которых является анализ раздражителей разной физической природы, который завершается кодированием внешнего сигнала.

Сенсорная система это:
 зрение зрение, слух зрение, слух, осязание зрение, слух, осязание, вкус и обоняние


Слайд 31ФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ:
Формирование ощущений и восприятия действующих стимулов;
Контроль произвольных движений;
Контроль

деятельности внутренних органов;
Обеспечение необходимого ля бодрствования человека уровня активности мозга.


Слайд 33Функции желез внутренней секреции

Гипофиз:
контроль над

функцией других эндокринных желез (щитовидной, половых, надпочечников);
контроль роста и созревания органов;
координация функций различных органов (таких как почки, молочные железы, матка).

Щитовидная железа :
оказывают влияние на умственное, психическое и физическое развитие организма (дефицит гормонов в раннем возрасте приводит к задержке роста, патологии костной ткани.

Надпочечники :
- мозговое вещество выделяет в кровь норадреналин и адреналин , поддерживающий тонус симпатической системы и обладающий сосудосуживающими свойствами.
- корковое вещество является главным местом производства липидов (особенно лецитина и холестерина) и, по-видимому, участвует в нейтрализации токсинов, получающихся в результате мышечной работы и усталости.

Слайд 35Основная функция: выведение из организма шлаков (конечных продуктов обмена веществ) и

других вредно или просто ненужных соединений, при условии сохранения необходимого количества воды и минеральных солей.

Слайд 36РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА
-это совокупность морфофункциональных структур (половых органов), обеспечивающих зачатие и воспроизводство

себе подобных.

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ- это комплекс процессов, связанных с дифференцированием и созреванием половых клеток, формированием половых мотиваций и поведения, половым актом и процессом оплодотворения, беременностью и родами, вскармливание, последующим выращиванием и воспитанием потомства.
Эти процессы проходят под контролем половых желез, гипоталамуса и гипофиза.

Слайд 37ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ   Обмен веществ и энергии – взаимосвязанные процессы, которые

лежат в основе функционирования организма.

Слайд 38ЭТАПЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ:
Поступление питательных веществ и энергии из внешней среды
Преобразование

этих веществ и энергии внутри организма
Использование организмом положительных компонентов данных преобразований
Выброс из организма ненужных компонентов преобразований во внешнюю среду

Слайд 39 Белки – необходимый строительный материал. Углеводы являются одним из основных источников

энергии Жиры (липиды) – основной источник энергии в организме



Слайд 41   БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ Человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах:

физическом, эмоциональном и интеллектуальном. Физический цикл равен 23 дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения.  Эмоциональный цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение.  Интеллектуальный цикл (33 дня) определяет творческую способность личности.

Слайд 42 РЕФЛЕКТОРНАЯ ПРИРОДА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлекс – это ответная реакция центральной нервной

системы на раздражение организма.
Виды рефлексов: безусловный( поза, равновесие, глотание)-стабильны; условный, приобретенный (пищевой, защитный, ориентировочный)
Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют рефлекторной дугой.


Слайд 43 Рефлекторная дуга состоит из: 1. чувствительных рецепторов, воспринимающих раздражение, по которым

сигналы поступают в центральную нервную систему; 2. вставочных нейронов, обрабатывающих информацию внутри центральной нервной системы 3. нервных волокон, осуществляющих передачу двигательных команд на периферию.

Слайд 44Двигательное умение – это такой уровень овладения двигательным действием, при котором

управление движениями осуществляется при активной роли мышления

Двигательный навык – это степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматически, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.


Слайд 45Схема процесса овладения двигательными действиями
Цель
Обучение двигательному действию
Формирование
двигательного
умения
Формирование

двигательного
навыка

Формирование
двигательного умения
высшего порядка

Приобретение специальных знаний


Слайд 46ПРИЗНАКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА:
Автоматическое управление движениями.
Слитность движений (объединение ряда элементарных движений в

единое целое)
Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, быстрота, легкость, экономичность и точность движений.
Высокая устойчивость действия
Прочность запоминания действия

Слайд 48Адаптация к физическим нагрузкам
Сенсорная нервная система
Сенсорная нервная система
Вегетативная нервная система
Гипоталамус
Гипофиз
Кровяная ткань
Клетки

организма

ДНК

Внешняя среда


Слайд 49 ГИПОКИНЕЗИЯ И ГИПОДИНАМИЯ  
Гипокинезия – это пониженная двигательная активность . Она может быть

связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с неко­торыми заболеваниями и др. причинами.
Гиподинамия – это понижение мышечных усилий , когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат.


Слайд 50ПОСЛЕДСТВИЯ:


Слайд 51 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА  
Замедление процессов старения
Формирование личностных качеств


Экономизация и расширение резервов физиологических функций


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика