Слайд 1Психологическая профилактика Интернет -зависимости и
основы Интернет -безопасности
Докладчик:
Микрюкова Рина Александровна
педагог-психолог
Южного филиала РЦСППМиИМП
(офис №34 в МОБУ СОШ № 14, ул.Горького, д.62)
С.т. 8- 962-532-13-92
Слайд 2Источники:
Интернет-сайты и
Интернет –страницы по данной теме:
https://chelyabinsk.74.ru/text/criminal/395950413860864.html
http://detionline.com/helpline/rules/parents/
https://mel.fm/blog/courseburg-rossiya/23615-oni-ne-lyubyat-ogranicheniya-i-zaprety
Слайд 3Интернет-это средство…
Интернет используется для образовательных целей, бизнеса или развлечения, однако одновременно
сеть предоставляет новые неизвестные возможности для преступников для распространения противозаконных материалов или совершения преступных деяний.
Технологии позволяют преступникам скрыть или замаскировать свои личные опознавательные данные.
Общество все еще не полностью защищено от опасностей, связанных с Интернетом.
Слайд 4Первый вторник февраля –
День безопасного интернета
Слайд 5Дети имеют право
на безопасный интернет
Слайд 7Родители, кто Вы?
В 2001 году социолог Марк Пренски, изучавший процесс «оцифровки» общества,
поведал миру свои наблюдения.
Американский исследователь ввел термины «digital native» (цифровой абориген) и «digital immigrant» (цифровой иммигрант).
Он объяснил, что для нынешнего поколения гаджеты стали неотъемлемым атрибутом взросления, соответственно, они «аборигены» технологий.
Именно поэтому они так хорошо в них разбираются и совершенно не желают обучаться без применения мультимедийных средств.
Слайд 8Поколение Y
Поколение «игрек» или миллениалы — это люди, которые появились на свет с 80-х
по нулевые.
«Игреки» с рождения впитали в себя массовую поп-культуру, получили доступ к товарам массового потребления, начали освоение электронных гаджетов.
Слайд 9Поколение Z - центениалов
А потом социологи ввели термин - поколение «born digital» —
«цифровые с рождения». Этим термином профессор Гарварда Джон Палфри и профессор Урс Гассер из Швейцарии дополнили концепцию Марка Пренски. Под это понятие попадают те самые детишки, которые скроллят айпад увереннее, чем держат ложку.
«Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно».
Центениалы чаще используют соцсети, где можно оставаться анонимным. Дети, выросшие в мультикультурной среде, оказываются самыми терпимыми и спокойными: они не обращают внимания на ваш цвет кожи или национальность. Они ценят стабильность, любят вещи, которые долго служат. Большинство из них — минималисты. Среди них мало пьющих и курящих. Интерес к сексу у поколения Z гораздо ниже, чем у предыдущих.
Слайд 10Сетевая культура и
интернет-безопасность
Слайд 11Как родителям
контролировать Интернет?
Слайд 13Что опасного для детей
есть в Интернете?
У детей и подростков
нет четкого разделения между жизнью, отношениями и связями в онлайне и офлайне.
Первая опасность - знакомство, общение с « другом - незнакомцем»;
Вторая опасность - распространение наркотических веществ;
Третья опасность- порнографических материалов с участием несовершеннолетних;
Четвертая опасность -призывы к разжиганию национальной розни и экстремистским действиям;
Пятая опасность-опасны сайты, на которых обсуждаются способы причинения боли и вреда, способы чрезмерного похудения, способы самоубийства;
Шестая опасность -, на которых размещены полные ненависти сообщения, направленные против отдельных групп или лиц.
Слайд 19Арестован куратор «Синего кита»
«В группе «Синий Кит» в соцсети «ВКонтакте», организатор
которой 26-летний москвич Илья Сидоров обвиняется в доведении до самоубийства 14-летней школьницы из Челябинской области, состояли 32 подростка со всей России, сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк. «Он (Сидоров, зарегистрированный в соцсети под ником Илья Спартак — Znak.com) давал им задания, направленные на причинение вреда своему здоровью, с целью доведения до совершения суицида», — пояснила Волк.
Как пояснил Znak.com глава следственного отдела по Коркино СУ СКР по Челябинской области Андрей Михалев, окончательно ясно, сколько именно детей потенциально могли пострадать от действий «куратора», станет, когда закончится экспертиза всей изъятой у Сидорова техники. «Это пять телефонов, планшет и несколько сим-карт», — пояснил силовик».
Слайд 20Почему в Челябинской области?
14-летняя ученица школы села Каратабан Еткульского района Челябинской
области попыталась покончить собой 18 мая. К счастью, врачам удалось спасти ребенка. Сейчас девочка проходит лечение в больнице.
7 июня 2017 года в Москве по подозрению в доведении ребенка до самоубийства был задержан Илья Сидоров. Его сразу же этапировали в Челябинскую область, где Еткульский районный суд принял решение о его аресте. По версии следствия, он, будучи куратором суицидальной группы, склонял школьницу к самоубийству, заставляя ее выполнять соответствующие задания. Когда пострадавшая отказывалась, он угрожал ей, что убьёт её саму и ее родителей.
Сейчас обвиняемый находится в ИВС в Еткуле. После того, как основные следственные действия будут завершены, молодого человека этапируют в один из СИЗО Челябинска.
«Синий кит» — социальная игра, распространяемая в соцсетях, особенно в популярной у подростков «ВКонтакте». По данным из открытых источников, суть ее в том, что связавшийся с очередной жертвой администратор некоего сообщества дает ему одно за другим 50 заданий — от безобидных, например, нарисовать на листке бумаги кита, до членовредительства. Считается, что таким образом организаторы подавляют психику детей и подводят их к 50-му заданию — суициду.
Слайд 22Из Интернета: «Адвокат подсудимого попросил гособвинителя уточнить — всё-таки речь идет о доведении
до покушения на самоубийство девочки или на «суицид неопределённого круга лиц». Представитель прокуратуры указал, что потерпевшая — именно школьница. Эта нестыковка заставила судью поднять вопрос о необходимости возвращения дела прокурору, и после реплик сторон она удалилась в совещательную комнату, взяв паузу на четыре часа».
Слайд 23Московские врачи выявили у него криптогенную эпилепсию, что повлияет на смягчение
наказания
Слайд 24—Из Интернета: « В перерыве журналисты попытались побеседовать с Сидоровым, но он
просто молчал.
Несколько слов сказал только его адвокат:
Они [Сидоров и его мама] разговаривали с потерпевшей, приносили извинения, обсуждали компенсацию.
Сумма была предложена, но приёмная мама не приняла никакого решения по ней»
Слайд 26«Груминг»- это опасно
Груминг (grooming) – еще одно слово, связанное с Интернетом
и детьми, которое нужно выучить родителям. Правда, значение этого слова далеко отстоит от святости. Груминг – это тактический подход взрослого человека к несовершеннолетнему, как правило, с сексуальными целями. Речь идет о намеках, соблазнениях и манипуляциях, то есть уголовно наказуемых действиях.
До сих пор в традиционном оффлайновом мире данному типу преступников требовалось потратить несколько месяцев для того, чтобы втереться в доверие к своим жертвам – они даже знакомились с их семьями, дабы не вызывать подозрения. Но благодаря Интернету цепочка сократилась, и все процессы упростились.
Педофилы стали посещать те чаты, которые наиболее популярны среди детей. Они в курсе последних молодежных тенденций в мире моды, музыки или спорта, что позволяет им мимикрировать под ребенка или человека, который очень любит детей и разделяет их интересы. Наиболее эффективно преступник может действовать по отношению к детям младшего возраста, которые более наивны и уязвимы, чтобы впоследствии сосредоточить свои преследования именно на них. Он позиционирует себя в качестве «старшего друга» для своих потенциальных жертв.
Слайд 28Как предотвратить «груминг»
Не позволяйте преступнику применять элементы шантажа. Без применения силы
никакой шантаж не возможен.
Очень важно обеспечивать безопасность и конфиденциальность паролей компьютера. Если кто-нибудь украдет наши фотографии, то существует вероятность стать жертвой шантажа.
Очень важно, чтобы компьютер, используемый детьми, был надежно защищен с помощью хорошего антивируса и файервола. Убедитесь в том, что антивирус всегда обновлен. В противном случае преступники могут получить доступ к регистрационным данным и выкрасть материалы для последующего шантажа.
И последнее, но не менее важное.
Родители, помните: необходимо научить детей
1) не переписываться с малознакомыми людьми,
2) не скачивать файлы, полученные от малознакомых людей.
Это целиком Ваша обязанность, никто этого не сделает за Вас!
Слайд 31Стань виртуальным другом
Светлана Рожина
ассистент кафедры психологии, развития и дифференциальной психологии
Института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ
– У многих детей странички в соцсетях в идеальном состоянии: кошечки, цветочки. И что делать родителям тогда?
– Если вас совсем пугает настроение ребенка, попробуйте зарегистрироваться под вымышленным именем и попасть к нему в друзья. Возможно, удастся таким образом узнать что-то новое о нем. Не совсем этично, но в экстренных случаях все средства хороши.
Слайд 32Информация от 3-его лица
– Можно ли сделать так, чтобы ребенок доверял
родителям и показывал свои аккаунты добровольно?
– Об этом сложно договориться с ребенком, ведь доверительные отношения складываются с самого детства. Но попытаться можно. Говорите с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Будьте одновременно твердым и добрым. Взрослый должен выступать в роли советчика, а не судьи. Поддерживайте подростка. Демонстрируйте доверие к ребенку и уверенность в нем. Чтобы речь не выглядела как наставление, родитель может обращаться не конкретно к ребенку, а говорить в целом, например, когда вся семья сборе: «Представляете, я сегодня прочитал в газете, что в Интернете появились хулиганы, которые…» или «Одна моя знакомая рассказала, что…» Ребенок это все равно услышит и уже будет иметь это в виду.
Слайд 33Родители могут научить
– Родители могут сделать так, чтобы ребенок не вступал
в сомнительные группы, чтоб его не травили в Интернете?
– Нужно научить основам интернет-безопасности. Помогите ребенку с настройками приватности. Учите не распространять личные данные: адрес, телефон, имена близких и родных, место учебы. Не выставлять на всеобщее обозрение фотографии. Напоминайте о принципе «доверяй, но проверяй»: никогда нельзя быть уверенным, кем на самом деле является твой собеседник. Возможно, это взрослый человек с преступными намерениями. Расскажите, что не вся информация в Сети соответствует действительности.
Научите правильно реагировать на агрессора: лучший способ – игнорировать обидчиков или подстрекателей. Подскажите, что таких людей можно добавить в «черный список», возможно, временно удалить аккаунт.
Слайд 34Родители могут защитить
Объясните, что обидчики могут понести наказание, если удастся собрать
все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и пр.). В этом случае можно обратиться в правоохранительные органы, приложив доказательства.
И помните, что ребенок с высокой самооценкой, уверенный в своих силах, эмоционально устойчивый и уверенный в том, что ему в любом случае и при любых обстоятельствах помогут родители, виртуальным агрессорам просто не интересен.
Слайд 36Как справляться с Интернет-зависимостью?
Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что
его беспокоит и т.д.
Не запрещайте ребенку пользоваться интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и пр.). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в сети.
Ограничьте возможность доступа к интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате — это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает Ваш ребенок.
Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий — например, от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями — при этом общаясь друг с другом «вживую». Важно, чтобы у ребенка были не связанные с интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
Слайд 37Рекомендации
по предупреждению Интернет-рисков
Используйте специальные технические средства, чтобы ограничивать доступ ребенка
к негативной информации – программы родительского контроля и контентной фильтрации, настройки безопасного поиска.
Часто пакет функций родительского контроля уже есть в вашей антивирусной программе.
Программы родительского контроля позволяют: установить запрет на посещения сайтов различного негативного содержания, сайтов онлайн-знакомств, сайтов с вредоносным содержимым; ограничить время доступа ребенка к интернету; производить мониторинг переписки в социальных сетях и онлайн мессенджерах (чатах); блокировать сомнительные поисковые запросы в поисковых системах; блокировать баннеры; а также отслеживать все действия ребенка в сети.
Слайд 38Рекомендации
по предупреждению Интернет-рисков
Если ребенок пользуется общим компьютером, для каждого члена
семьи создайте свою учетную запись на компьютере.
Ваша учетная запись должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора, чтобы ребенок не мог менять установленные вами настройки и программы.
Слайд 39Рекомендации
по предупреждению Интернет-рисков
Регулярно следите за активностью вашего ребенка в сети.
Просматривайте историю посещений сайтов, чтобы быть уверенным, что среди них нет опасных.
При необходимости обновляйте настройки технических средств безопасности.
Слайд 40Рекомендации
по предупреждению Интернет-рисков
Объясните детям, что далеко не все, что они
могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Необходимо проверять информацию, увиденную в интернете. Для этого существуют определенные правила проверки достоверности информации. Признаки надежного сайта, информации которого можно доверять, включают: авторство сайта, контактные данные авторов, источники информации, аккуратность представления информации, цель создания сайта, актуальность данных. Расскажите об этих правилах вашим детям.
Слайд 41Рекомендации
по предупреждению Интернет-рисков
Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы всегда
быть в курсе с какой информацией он сталкивается в сети.
Попав случайно на какой-либо опасный, но интересный сайт, ребенок может продолжить поиск подобных ресурсов. Важно заметить это как можно раньше и объяснить, ребенку, чем именно ему грозит просмотр подобных сайтов.
Слайд 42Рекомендации
по предупреждению Интернет-рисков
Важно помнить, что невозможно всегда находиться рядом с
детьми и постоянно их контролировать.
Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую могут выступать более эффективными средствами для обеспечения безопасности вашего ребенка, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
Слайд 43Министерство внутренних дел
по Республике Башкортостан
Единый экстренный канал помощи - 102/112 (для
любых операторов мобильной связи)
450000, г. Уфа, ул. Ленина, 7
Справочная служба МВД по РБ: 279-37-89
(код г. Уфы 347)
Дежурная часть МВД по РБ. Оперативный дежурный: 272-08-05, 279-39-02
Телефон доверия МВД по РБ
Звонок на телефон доверия МВД по РБ осуществляется по номеру телефона (347) 279-32-92.
Слайд 44Телефон доверия:
Куда звонить, если интернет кажется опасностью?
Телефон доверия для родителей:
8 800
25 000 15 Линия помощи «Дети онлайн»
Телефон доверия для детей и родителей:
8 800 2000 122
Слайд 45Линия помощи «Дети онлайн»
Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская
служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
Звонки по России бесплатные. Мы готовы обсудить с Вами проблему с 9 до 18 (по московскому времени) по рабочим дням. Обеденный перерыв с 13 до 14 ч.
Задачи проекта:
-психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во время пользования Интернетом и/или мобильной связью;
-информационная и консультационная поддержка детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи детьми.
Целевая аудитория:
-несовершеннолетние (до 18 лет) пользователи Интернета и мобильной связи;
-родители;
-работники образовательных и воспитательных учреждений (преподаватели, учителя, классные руководители, воспитатели);
Оператор связи МТС выделил для Линии помощи «Дети Онлайн» единый федеральный номер 8-800-25-000-15 с возможностью совершения бесплатных междугородных звонков по всей территории России (услуга «Бесплатный вызов»), а МГТС предоставила рабочие места для операторов Линии в call-центре крупнейшей в стране справочно-сервисной службы 009.
Слайд 46
ГБУ Республиканский молодежный социально-психологический и
информационно-методический центр
Учредитель: Министерство молодежной политики и
спорта Республики Башкортостан