Слайд 1Предотвращение чрезвычайных ситуаций
Слайд 2Предотвращения чрезвычайных ситуаций –
это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных
на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Слайд 3Предотвращение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:
- Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных
ситуаций;
- Рациональное размещение производительных сил на территориях с учетом природной и техногенной безопасности;
- Предотвращения, в пределах возможного, некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накопленного разрушительного потенциала;
- Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
- Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на устранение источников чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий, защите населения и материальных средств;
- Подготовка объектов и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;
- Декларирование объектовой безопасности;
- Лицензирование деятельности объектов повышенной опасности;
- Страхование ответственности за причиненный вред в результате эксплуатации объекта повышенной опасности;
- Проведение государственной экспертизы в сфере предупреждения ЧС;
- Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
- Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории, где оно проживает;
- Подготовка населения в области защиты от ЧС.
Слайд 4
Основные этапы мониторинга, анализа и прогнозирования ЧС
Сущность и назначение мониторинга и
прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), которые являются источниками чрезвычайных ситуаций, а также динамики развития ситуаций, определения их масштабов с целью решение задач по предупреждению и организации ликвидации бедствия.
Слайд 5Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
является многоплановой. Она осуществляется многими организациями (учреждениями) с использованием многих методов и средств.
Слайд 7От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования зависит эффективность и
качество программ, планов и принятия решений по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В основу мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и уменьшению возможных потерь и ущерба от них возложены конкретные превентивные меры научного инженерно-технического и технологического характера, которые осуществляются по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий осуществляется в рамках инженерного, радиационной, химической, медицинской, медико-биологического и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС.
Слайд 8Методический аппарат прогноза риска чрезвычайных ситуаций
Слайд 9
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Управление риском - это разработка и демонстрирование оптимальных
программ деятельности, призванных эффективно реализовывать решения в сфере обеспечения безопасности. Главный элемент такой деятельности - процесс оптимального распределения ограничения ресурсов на снижение различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения и окружающей среды, который только возможно с точки зрения экономических и социальных факторов. Этот процесс основывается на мониторинге окружающей среды и анализе риска.
Согласно другому определению управление риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.
Слайд 11 Для управления рисками ЧС необходимо развивать:
- Систему предотвращения ЧС и
механизмы государственного регулирования рисков;
- Систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая оперативное реагирование на ЧС, технические средства и технологии проведения аварийно-спасательных работ, первоочередного жизнеобеспечения и реабилитации пострадавшего населения;
- Систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения в области уменьшения рисков и уменьшения масштабов ЧС.
Слайд 12Структура системы включает следующие основные элементы:
- Установление уровней приемлемого риска, исходя
из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности;
- Мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования ЧС;
- Принятие решений о целесообразности проведения мероприятий по защите;
- Рациональное распределение средств и ресурсов на превентивные меры по снижению риска и мерах по уменьшению масштабов ЧС;
- Осуществление превентивных мер;
- Проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ в случае ЧС.
Слайд 13Исследование риска для населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основании
вероятного метода позволяет построить различные методики оценки риска.
В зависимости от имеющейся исходной информации могут быть методики следующих видов:
- Статистическая, когда вероятность определяется по определенным статистическим данным;
- Теоретико-вероятная - используется для оценки рисков от отдельных событий, когда статистика практически отсутствует;
- Эвристическая, когда используются субъективные ситуации, полученные с помощью экспертной оценки.
Слайд 14
Методический аппарат анализа риска
Слайд 15 Методы прогнозирования масштабов чрезвычайных ситуаций по времени проведения делятся на
две группы:
- Методы, основанные на априорных (предполагаемых) оценках, получаемых с помощью теоретических моделей и аналогий;
- Методы на основе апостероидных оценок (оценка масштабов ЧС, которая уже возникла).
Слайд 16
Процедуру оценки техногенного риска для региона можно представить следующими этапами:
1. Создание
базы данных о регионе, который изучается.
2. Идентификация и инвентаризация опасных видов деятельности.
3. Количественная оценка риска для окружающей среды и здоровья населения.
4. Анализ инфраструктуры и организации систем обеспечения безопасности.
5. Разработка и доказательство стратегий и оперативных планов действий.
6. Формулировка интегральных стратегий управления и разработка оперативных действий.
Слайд 17На основе прогноза масштабов возможной или данной чрезвычайной ситуации принимаются меры
по защите населения и территорий в рамках единой системы гражданской защиты по двум основным направлениям:
- Превентивные меры по снижению рисков и уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, осуществляемых заблаговременно;
- Мероприятия по локализации (ликвидации) чрезвычайных ситуаций, которые уже возникли (экстренное реагирование, т.е. аварийно-спасательные и другие неотложные работы, восстановительные работы, реабилитационные мероприятия и возмещение убытков).
Слайд 18
Структура системы управления природным и техногенным рисками
Слайд 19ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СОЦИАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ,
КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ
В биосфере образовалась хозяйственная
подсистема, которая за век выросла в сотни раз, и этот рост продолжается. По такому же закону происходит и увеличение численности населения, которая в прошлом веке выросла на земном шаре более чем в три раза.
↓
Вместе с тем, темпы и характер развития хозяйственной подсистемы, которые наблюдаются сегодня, невозможны без разрушения естественной среды, без нарушения экологического равновесия. Нарушения цикличности биологических процессов, возникновения дисбаланса продуктов синтеза и разложения веществ в биосфере, который ведет к потере ею возможности поддерживать систему естественных биохимических циклов самовосстановления. Результатом отмеченных нарушений является современный экологический кризис, который имеет глобальных характер.
Слайд 20Среди наиболее характерных изменений окружающей среды в отмеченный период можно определить:
-
уменьшение площади естественных экосистем со скоростью 0,5-1% в год. В перспективе эта тенденция будет сохраняться до 2030 года, если не принять соответствующих мер. Мало того, до 2030 года может произойти нарушение саморегуляции и гармонизации естественных процессов, которые происходят в естественных экосистемах, и полное исчезновение многих из них;
- ежегодный рост концентрации парниковых газов в пределах от десятой доли до одного процента и более. Эта тенденция на период до 2030 года, очевидно, сохранится. К тому же, намечается ускорение роста концентрации СО2, и СН4 за счет увеличения интенсивности разрушения биоты (исторически сложившаяся совокупность растений и животных, объединенных общей областью распространения);
- постоянное истощение озонового слоя на 1-2% ежегодно при росте размеров озоновой дыры. Это истощение будет продолжаться, даже если исключить выбросы в атмосферу хлорфторуглеродов, как это планируется;
- сокращение площади лесов, деградация земель, повышения уровня океана (1-2 мм/в год), снижения некоторых биологических видов и тому подобное и, что очень важно - рост числа заболеваний в результате загрязнения окружающей среды. К сожалению, тенденция увеличения интенсивности всех этих процессов сохраняется и, таким образом, экологическая ситуация в мире ухудшается.
Слайд 21Обострение и кризисное состояние глобальной экологической ситуации обнаруживает себя главным образом
в:
- загрязнении окружающей среды, предопределенном широкомасштабной и интенсивной хозяйственной деятельностью;
- опустынивании значительной части территории суходола, деградации земель и сокращении сельскохозяйственных площадей, связанных с развитием
техносферы и техногенными процессами, экологической
дестабилизации и разрушении естественных ландшафтов;
- тенденции изменения климата и глобального потепления;
- истощение озонового слоя атмосферы.
Слайд 22
Действуя по рекомендациям и принципам, изложенным в Декларации и других документах
Второй Международной конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития, Киевской Международной конференции окружающей «Среды для Европы» и в Йоханнесбурге – «Постоянная Земля», Украина, как и все развитые страны, стала на путь устойчивого развития, который предусматривает сбалансированное решение социально-экономических заданий и проблем сохранения благоприятной окружающей среды, естественно-ресурсного потенциала с целью удовлетворения потребностей нынешнего и грядущих поколений.
Слайд 23
Сейчас проходит существенная коррекция концепции управления безопасностью и изменения в самой
организации системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Наиболее существенные направления этих изменений:
- усовершенствование и качество подготовки кадров;
- усовершенствование организации и качества информационного обмена;
- усовершенствование организации научно-исследовательской и прогностической основы управления, в том числе и регионального в сфере, которая рассматривается;
- существенное усиление общественно-научной составляющей исследования проблем управления безопасностью в естественно-техногенной сфере;
- изучение социопсихологических аспектов восприятия и оценки приемлемости риска;
- усовершенствования (коррекция) действующих государственных и региональных программ, а также программных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в естественно-техногенной сфере;
- усовершенствование процедуры принятия решений.