Слайд 1ТЕМА: Порядок выполнения обгона и опережения. Определение целесообразности обгона и опережения.
Условия безопасного выполнения обгона и опережения. Встречный разъезд. Способы выполнения разворота вне перекрестков. Остановка на проезжей части дороги и за ее пределами. Действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена.
Слайд 2Порядок выполнения обгона и опережения.
Обгон-опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное
с выездом из занимаемой полосы. Маневр этот сложный и опасный, требующий от водителя правильной оценки дорожной обстановки, предвидения ее развития и правильного расчета действий. При наличии на дороге двух и более полос движения в одном направлении обгон выполняется без выезда на встречную полосу. На дорогах с одной полосой в каждом направлении обгон осуществляется с выездом на встречную полосу и является более опасным.
Слайд 3Порядок выполнения обгона и опережения.
Безопасность обгона зависит от того, насколько правильно
водитель оценит дорожную ситуацию перед выполнением этого маневра.
Необходимо убедиться, что на данном участке дороги обгон не запрещен (отсутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон и сплошные линии дорожной разметки, учитывая п.11.5 ПДД).
При выполнении обгона необходимо учитывать скорость движения транспортных средств, интенсивность потока, условия видимости, состояние дороги, техническое состояние автомобиля.
Слайд 4Порядок выполнения обгона:
1.Необходимо убедиться, что полоса движения, по которой будет совершен
обгон, свободна на достаточном расстоянии от транспортных средств, движущихся по ней в попутном и встречном направлениях. Создавать помехи для движения этим транспортным средствам запрещается.
2.Убедиться в том, что ни один из следующих за нам водителей, которому может быть создана помеха, не начал перестраиваться на соседнюю полосу движения для обгона.
3.Убедиться, что водитель впереди движущегося транспортного средства не подал сигнал об обгоне, повороте или перестроении. Обгонять такие транспортные средства крайне опасно из-за ограниченности обзора проезжей части.
4.По завершении обгона нельзя создавать помехи обгоняющему транспортному средству. При этом водителю обгоняемого транспортного средства в целях безопасности запрещается препятствовать обгону повышением скорости или иными действиями.
Слайд 5Обгон запрещен:
1. На регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения.
При выезде на полосу встречного движения существует опасность столкновения с встречными транспортными средствами, которые двигаются одновременно с нами на разрешающий зеленый сигнал светофора или разрешающие положения регулировщика. Поэтому обгон разрешен, если на дороге имеются минимум две полосы движения в одном направлении.
2. На нерегулируемых перекрестках на дороге не являющейся главной. При обгоне по второстепенной дороге водитель может своевременно не заметить транспортное средство, движущиеся по главной дороге без изменения скорости. При обгонах на равнозначных дорогах водитель может не заметить помеху, приближающуюся справа. Это может привести к ДТП.
Слайд 6Обгон запрещен:
3. На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов При обгоне
на пешеходном переходе обгоняемое транспортное средство закрывает видимость этого участка дороги. Водитель может несвоевременно заметить пешеходов, переходящих проезжую часть и произвести на них наезд.
4. На железнодорожных переездах и ближе, чем 100 метров перед ними. Ширина проезжей части на железнодорожных переездах, как правило, узкая, обзорность ограничена, скорость движения минимальная. Обгон перед переездом может создать дезорганизацию движения на нём. Это может привести к созданию заторов, аварийных ситуаций, а так же создаст помехи для движения поездов.
Слайд 7Обгон запрещен:
5. Транспортного средства производящего обгон или объезд. Водитель, выполняющий двойной обгон,
создаёт помехи для движущихся справа транспортных средств. Выполняется такой манёвр при минимальных боковых интервалах. Это может привести к созданию аварийных ситуаций и Д.Т.П.
6. В конце подъёма и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения На узких участках дорог с ограниченной видимостью выезд на полосу встречного движения сопряжён с большой опасностью. Столкновение со встречными транспортными средствами приводят к тяжёлым последствиям.
Слайд 8Как исключение обгон разрешен:
- На перекрестках с круговым движением На таких перекрёстках
водители транспортных средств, движущиеся по круговому движению, уступают дорогу въезжающим водителям и не создают помех при обгоне.
- Двухколёсных транспортных средств без бокового прицепа. Обгоняя двухколёсные транспортные средства, водителю нет необходимости выезжать на полосу встречного движения. В этих случаях хорошо просматриваются и помехи справа.
- С правой стороны, если водитель обгоняемого транспортного средства подал сигнал о повороте налево и приступил к совершению маневра. При обгонах справа у водителя имеется хороший обзор дороги при отсутствующих встречных транспортных средствах.
Слайд 9Определение целесообразности обгона и опережения.
"Обгон" – опережение одного или нескольких транспортных
средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Слайд 10Определение целесообразности обгона и опережения.
Обгон должен обладать следующими признаками:
1. Обгон - это
частный случай опережения. Т.е. любой обгон является опережением (понятие опережения приведено ниже в тексте этой статьи), но не любое опережение является обгоном.
2. Обгон обязательно связан с выездом на полосу встречного движения.
3. Обгон обязательно связан с возвращением на ранее занимаемую полосу.
Чтобы лучше понять суть этого понятия, приведу несколько примеров обгона и несколько примеров маневра, который не является обгоном.
Слайд 11Определение целесообразности обгона и опережения.
Примеры обгона:
1. Двухполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение,
выезжая при этом на левую половину дороги.
2. Трехполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на среднюю полосу дороги.
3. Четырех и более полосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом либо на левую половину дороги, если нет разметки, либо на встречную полосу, если разметка есть. Такой обгон наказывается лишением прав как при наличии разметки, так и при ее отсутствии.
Слайд 12Определение целесообразности обгона и опережения.
"Опережение" – движение транспортного средства со скоростью,
большей скорости попутного транспортного средства.
Примеры маневра, не являющегося обгоном
1. Опережение в пределах одной полосы, т.е. опережение автомобиля без пересечения горизонтальной разметки, если такая разметка на дороге присутствует.
2. Опережение в пределах правой половины дороги, т.е. опережение автомобиля без выезда на полосу встречного движения (как на дорогах с разметкой, так и без разметки).
3. Опережение транспортного средства с выездом на полосу встречного движения, но без возвращения на сторону попутного движения.
Слайд 13Встречный разъезд.
необходимость встречного разъезда возникает на дороге в том случае, если дорога
по тем или иным причинам не позволяет одновременно проехать по дороге в разных (встречных) направлениях.
Хочу напомнить, что в комментариях к правилам дорожного движения ситуация, в которой необходим встречный разъезд, обычно иллюстрируется как двухполосная дорога, на одной полосе которой возвышается земляная куча неизвестного происхождения. Однако подобная куча на практике встречается гораздо реже, чем реальная необходимость встречного разъезда.
Итак, встречный разъезд может понадобиться, например, в следующих случаях:
Проведение дорожных работ на половине дороги.
ДТП, при котором перекрыта половина дороги.
Припаркованные у краев проезжей части автомобили (в том числе в несколько рядов) и др.
Естественно, в зимнее время вероятность попасть на узкую дорогу значительно больше, чем в летнее, т.к. вовремя не вывезенный с улиц снег занимает значительную часть проезжей части. Если добавить к этим сугробам припаркованные с двух сторон автомобили, то дорога очень быстро превратится в 1 полосную.
Правила встречного разъездаПравила встречного разъезда рассматриваются в разделе 11 ПДД "Обгон, опережение, встречный разъезд".
Слайд 14Действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка
запрещен
"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Итак, вынужденной остановкой являются следующие варианты прекращения движения:
из-за технической неисправности;
из-за опасности, создаваемой перевозимым грузом;
из-за опасности, создаваемой состоянием водителя;
из-за опасности, создаваемой состоянием пассажира;
из-за опасности, создаваемой появлением препятствия на дороге.
Слайд 15Рассмотрим примеры, соответствующие каждому из перечисленных пунктов:
1. У автомобиля прокололось колесо или из-под
капота начал валить дым.
2. Груз сместился в кузове и может вывалиться на дорогу через борт.
Другой вариант. В салоне легкового автомобиля перевозилась картошка и она рассыпалась. Если картошка попадет под ноги водителю, он не сможет управлять машиной. Т.е. имеет место опасность.
3. У водителя неожиданно закружилась голова и он не может продолжать движение.
4. Пассажир такси ведет себя неадекватно и угрожает водителю, пытается вмешаться в управление автомобилем.
5. На дорогу во время сильного ветра упала ветка дерева и водитель не может ее объехать.
Слайд 16
Действия водителя при вынужденной остановке
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
при вынужденной остановке в местах, где
остановка запрещена;
7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
Итак, при вынужденной остановке транспортного средства водитель должен:
Включить аварийную сигнализацию (аварийку).
Выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник).
Принять меры для отвода транспортного средства, т.е. нужно оттолкать или отбуксировать машину туда, где остановка разрешена.
Слайд 17Действия водителей транспортных средств при вынужденной остановке в местах, где остановка
запрещена
Штрафы за невыполнения требований
За нарушение полагается:
12.19 часть 4 КоАП Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи—административный штраф в размере 2000 рублей Меры обеспечения: задержание ТС с помещением на специализированную стоянку
12.19 часть 5 КоАП Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге—административный штраф в размере 2500 рублей