Слайд 1Дорожно-транспортные происшествия
Слайд 2Учет ДТП
17 августа 1896 г. в Великобритании случилось первое в мировой
истории дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля: двигавшийся со скоростью 6 км/ч автомобиль совершил наезд на пешехода.
С этого дня ведется учет ДТП.
Слайд 3Определение и классификация ДТП.
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения
по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб
Слайд 4Различают следующие виды ДТП:
1. Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства
столкнулись между собой или с движущимся поездом (локомотивом, дрезиной) (около 1/4 всех ДТП).
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения движущегося поезда (локомотива, дрезины) с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Слайд 5Опрокидывание
— происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Доля подобных ДТП,
которым предшествовали другие виды происшествий, составляет почти 14 % всех ДТП.
Слайд 6Наезд на стоящее транспортное средство
— происшествие, при котором движущееся транспортное средство
наехало на стоящее транспортное средство или на прицеп (примерно 2,5 % всех ДТП).
Наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновениям.
Слайд 7Наезд на препятствие
- происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось
о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, ограждение и т. д.). Доля подобных происшествий в общем количестве ДТП — 6,5 %.
Слайд 8Наезд на пешехода
— происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека
или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство (в среднем — 47,4 %, в городах — до 55 % всех ДТП).
«К этому виду ДТП относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, трос, и т. п.).
Слайд 9Наезд на велосипедиста
— происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста
или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. На долю велосипедистов приходится около 2,3 % пострадавших в ДТП.
Слайд 10Наезд на гужевой транспорт
— происшествие, при котором транспортное средство наехало на
упряжное животное, а также на повозку, транспортируемую этим животным; либо упряжное животное или повозка, транспортируемая этим животным, ударились о движущееся транспортное средство.
Слайд 11Наезд на животное
— происшествие, при котором транспортное средство наехало на дикое
или домашнее животное (включая вьючных и верховых) либо сами эти животные ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.
Слайд 12Прочие происшествия
— ДТП, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним
относятся сход трамваев с рельсов (без столкновения или опрокидывания), падение на людей перевозимого в трамвае груза и др.
Слайд 13Необходимо отметить тот факт, что в городах совершается около 3/4 всех
ДТП, в то время как вне городов особенно высока тяжесть последствий ДТП.
Наиболее тяжкие последствия влекут за собой столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. Так, среди ДТП, в которых имеется хотя бы один погибший, столкновения составляют почти 45 %. Столкновения бывают встречными и попутными, при этом в попутных могут участвовать не только два, но и несколько транспортных средств. Такие столкновения называются цепными. Происходят они при относительно меньших скоростях, чем встречные, однако ущерб qt них больше за счет количества участников.
Слайд 14Особую опасность представляют встречные столкновения транспортных средств.
Для этого вида ДТП характерны
наиболее тяжелые последствия: погибшие и тяжело раненые люди, разбитые, не подлежащие восстановлению автомобили.
Каждый водитель, сознавая чрезвычайную опасность встречного столкновения, должен принимать все меры к тому, чтобы избежать его. Выход за пределы дороги или попутное столкновение могут иметь менее трагичные последствия, чем встречное столкновение.
Слайд 15Установлено, что наиболее весомым фактором столкновений является дорожный — ширина проезжей
части, геометрия перекрестков и др.
Кроме того, очень часто в столкновениях участвуют крупногабаритные транспортные средства. А это не что иное, как следствие второго по весомости из выявленных факторов — «нарушение водителем преимущественного права проезда с позиции силы», Другими словами, водители тяжелых транспортных средств часто пренебрегают преимуществом проезда легковых автомобилей, будучи уверены, что. им уступят дорогу. Поэтому водителям легких транспортных средств рекомендуется аккуратнее пользоваться своим правом преимущественного проезда.
Слайд 16Сознательное нарушение Правил дорожного движения также часто становится причиной ДТП.
Так, более
1/3 всех нарушений (до 35 % ДТП) составляет несоблюдение водителями скоростных режимов движения. При обгоне совершается 18 % столкновений транспортных средств. Более 15 % ДТП происходит из-за выезда автомобилей на полосу встречного движения, следствием чего, как правило, становятся лобовые столкновения, характеризующиеся высокой тяжестью последствий (около 20 погибших на 100 пострадавших). Около 9 % всех столкновений произошли при проезде автотранспортного средства на запрещающий сигнал светофора
Слайд 17Неправильный выбор безопасной дистанции.
По данным статистики, недостаточная дистанция приводит к 22
% всех происшествий таких видов, как столкновение, наезд на препятствия и стоящий транспорт. Если число погибших по этой причине в процентном отношении невелико, то количество раненых достигает 12 % от общего числа раненых в происшествиях всех видов
Слайд 18Значительный удельный вес в нашей стране составляют ДТП, совершаемые водителями в
нетрезвом состоянии.
В крупных городах по этой причине совершается от 12 до 25 % всех ДТП. Число погибших и раненых в таких происшествиях составляет в среднем 12 % от общего количества жертв ДТП всех видов.
Слайд 19Сезонная аварийность
в январе и феврале относительно невысока (примерно по 5 %
ДТП в каждом месяце), в апреле начинает расти в основном за счет увеличения доли ДТП с участием индивидуального транспорта, а также мотоциклистов и велосипедистов. Пик сезонного роста аварийности отмечается в августе (до 12 %). На конец августа и начало сентября приходится пик детского дорожно-транспортного травматизма. Общее количество ДТП осенью изменяется мало, заметно снижаясь лишь в ноябре, Наиболее высокая аварийность зимой наблюдается в декабре (около 9 % от годового объема).
Слайд 20
В зависимости от дня недели аварийность колеблется незначительно, Несколько выделяются только
пятница и суббота — в эти дни возрастает общее число ДТП и доля участия в них всех видов индивидуального транспорта, а также число пострадавших пешеходов.
Влияние времени суток. В городах и населенных пунктах отмечаются два характерных пика аварийности: с 8 до 10 ч и несколько больший пик — с 16 до 20 ч, что объясняется наибольшим количеством транспорта и пешеходов на дорогах и улицах в это время.
Слайд 21Влияние времени пребывания за рулем.
Распределение ДТП по времени пребывания водителей за
рулем в целом объясняется не только изменениями интенсивности дорожного движения в течение суток, но в большей степени так называемыми суточными ритмами работоспособности водителей.
В первые часы движения водитель как бы «врабатывается» и его реакция и внимание ослаблены. Этим объясняется относительно небольшой первый пик аварийности (несколько ниже ее уровень среди водителей легковых автомобилей). После 1,5 — 2 ч езды водитель начинает чувствовать себя за рулем спокойнее и увереннее. Через 3,5 ч наступает первая фаза усталости. В это же время наблюдается следующий, более сильный пик аварийности. После обеда и отдыха работоспособность частично восстанавливается, однако большинство водителей начинает испытывать сонливость, Поэтому на 6 — 8-й час пребывания за рулем наблюдаеся третий пик аварийности.
Слайд 22Места происшествий.
Около 75 % ДТП от их общего числа совершается в
городах и населенных пунктах.
Больше всего ДТП (55 %) — в различных ситуациях на перегонах,
на втором месте — в местах остановок маршрутных транспортных средств — 15 %,
на нерегулируемых перекрестках — 11,7 %,
на регулируемых перекрестках — 7,9 %,
на пешеходных переходах — 2,1 %.
Значительно реже — на железнодорожных переездах (0,3 %) и мостах (0,2— 1,5 %)
Слайд 23Погодные условия.
Статистика показывает, что средняя вероятность ДТП в ясную погоду меньше
на 25 %. Однако во время дождя происходит в 2,5 раза больше столкновений и в 3,5 раза больше опрокидываний, чем при всех прочих погодных условиях; в тумане — почти в 3,5 раза, а наезд на препятствие в 6 раз чаще, чем в различных погодных условиях вместе взятых,
Слайд 24Освещенность, видимость.
В светлое время суток на автодорогах происходит 58 — 60
% всех ДТП, В таких происшествиях из каждых 100 пострадавших смертельные травмы получают 15 человек. В то же время при снижении интенсивности движения в 5— 10 раз в темное время суток по сравнению со светлым временем доля ДТП составляет до 40 %. Таким образом, риск вовлечения в ДТП в темное время суток повышается примерно в те же 5—10 раз. На неосвещенных участках улиц и дорог совершается 26 % происшествий. Они характеризуются максимальной тяжестью последствий (27 погибших на 100 пострадавших).
Наиболее опасно управлять автомобилем в темное время суток. Это связано с особенностями зрительного восприятия водителя, который зачастую неверно оценивает скорость, габариты транспортных средств; не всегда четко воспринимает световые сигналы других транспортных средств; подвергается ослеплению светом фар встречных автомобилей; сигналами торможения впереди идущего автомобиля; отраженным в зеркале заднего вида светом фар автомобилей, идущих сзади.
В темноте плохо видна проезжая часть (особенно опасна потеря видимости ее края), неровности или посторонние предметы; позже, чем в светлое время обнаруживаются пешеходы, велосипедисты, гужевые повозки; стоящие у края проезжей части автомобили с выключенными габаритными огнями и т. д. Некоторые водители в темное время суток следуют за автомобилем-лидером, часто не соотнося его динамические характеристики с характеристиками своего автомобиля. Это нередко приводит к столкновению с лидером при экстренном торможении или к съезду с проезжей части на повороте.
Слайд 25Состояние проезжей части.
По некоторым данным, число ДТП по сравнению с сухими
шероховатыми покрытиями на мокрых покрытиях увеличивается в 3 — 4 раза, а на скользких — в 10—15 раз
Слайд 26По вине пешеходов
совершается около 30 % всех происшествий. В большинстве случаев
(89 %) в них виноваты сами пешеходы. При этом 23 — 25 % пострадавших находились в нетрезвом состоянии, 60 % переходили дорогу в неустановленных местах, более 15 % неожиданно для водителя вышли из-за препятствия, Примерно каждый пятый пострадавший пешеход — это ребенок до 12 лет, каждый шестой — это престарелый человек, зачастую с физическим недостатком.
Разумеется, основная часть происшествий из-за нарушений ПДД пешеходами (87 — 88 %) происходит в городах и населенных пунктах. Вне населенных пунктов из-за нарушений ПДД пешеходами отмечено около 13 % происшествий. Тяжесть их последствий составила 39 погибших на 100 пострадавших.
Мировой опыт показывает, что пешеходы занимают в числе пострадавших тем меньшую долю, чем выше уровень развития в стране автомобилизации. Это обусловлено не только улучшением организации дорожного движения, но и более уважительным отношением водителей к пешеходам, в особенности, к детям и престарелым.
Слайд 27Из-за различных технических неисправностей транспортных средств совершается около 5 % всех
ДТП.
Статистика показывает, что наиболее опасные последствия связаны с неисправностью тормозной системы и внешних световых приборов (соответственно, 32,5 и 26,5 % происшествий этого вида). Из-за неисправности ходовой части или износа шин совершается 19,4 % данного вида ДТП. А неисправное рулевое управление «повинно» в 12,6 % ДТП этого вида.
Слайд 28Дорожно-транспортные происшествия