Слайд 1СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ: «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ Г.ПЕРМИ СТАРШЕ 16 ЛЕТ. ПО
ТЕОРИИ И.ГОФМАНА.»
Выполняли:
Ученицы 10 класса МАОУ «СОШ№64 г.Перми»
Булдакова Александра и Тетенова Юлия.
Слайд 2Проблема
Общение- это физиологическая потребность человека, но в
тоже время люди сами не хотят открывать свою настоящую личность.
Слайд 3Цель, объект и предмет исследования
Цель: Изучить взаимоотношения людей в социуме.
Объект: Жители
г.Перми старше 16 лет.
Предмет исследования: Взаимоотношения жителей г.Перми старше 16 лет.
Слайд 5Гофман рассматривает человека в двух ипостасях:
1.Как исполнителя, загнанного жизнью и втянутого
«в общечеловеческую задачу сценической постановки своего исполнения»;
2.Как «сценический персонаж-характер, дух, жизненную силу и другие качества которого исполнение этого индивида целенаправленно вызывает из небытия».
В конечном итоге исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности. Мы приходим в этот мир индивидуумами, создаем свой характер и становимся личностями.
Слайд 6Какое поведение Гофман понимает, за исполнением роли?
Под исполнением роли,
Гофман понимает поведение, которое человек демонстрирует перед другими, представляя себя, и которое влияет на других людей, причем, по замыслу ролеисполнителя, характер этого влияния должен соответствовать его индивидуальным интересам. Исполняемое «Я» рассматривается Гофманом как некоторый образ, который сценически, в соответствующем персонаже-характере успешно пытается возбудить и закрепить в сознании других действующий индивид в отношении себя. Гофман отмечал, что бывают исполнители, которые полностью увлечены исполнением роли и не сомневаются в том, что она и есть подлинная реальность. Бывают, однако, и такие «актеры», которые совершенно не верят в свою роль и при ее исполнении впадают чуть ли ни в цинизм.
Слайд 7Что Гофман называл «Тотальные институты» ?
Закрытые сообщества, обитатели, которых
вырваны из большого общества на значительный период времени и ведут совместно закрытый и формально при помощи определенных правил и процедур регулируемый образ жизни, находясь под жестким контролем и образуя часто иерархию высших и низших местоположений, Гофман назвал тотальными институтами. К их числу можно отнести монастыри, тюрьмы, казармы, психиатрические клиники, лепрозории, интернаты, детские и инвалидные дома, дома престарелых, колонии для преступников и ряд других учреждений. Попав в такие места, человек обычно сильно меняется. Его «Я» конструируется и изменяется не столько индивидом, сколько институтом, частью которого он индивид является. Более чем где-либо в обществе, «Я» в тотальных институтах есть не столько собственность лица, которому оно принадлежит, сколько особый компонент в содержании институциональных порядков.
Слайд 8Теория Гофмана о «сценических декорациях»
Ту часть исполняемой роли, которая
«постоянно служит для определения ситуации участниками представления», Гофман называет «фасадом» (front). Сюда относятся, во-первых, «сценические декорации», то есть оформление пространства для выступления, например, квартира, автомобиль или любимое кафе.
Слайд 9Символы классового статуса
Статусные символы имеют категориальное и экспрессивное
значение. Категориальная значимость статусных символов заключается в том, что с их помощью происходит идентификация индивида с определённым классом. Экспрессивная значимость связана с выражением точки зрения, жизненного стиля, культурными ценностями человека, который обладает теми или иными статусными символами. Существуют два вида статусных символов: классовые символы и символы, связанные с профессиональной занятостью. Любой классовый символ включает в себя средства, ограничивающие ошибочную репрезентацию при его использовании. Такими средствами являются:
Моральные ограничения.
Внутренние ограничения.
Естественные ограничения.
Ограничения, связанные с социализацией.
Культурные ограничения.
Органические ограничения.
Поведение людей, находящихся в одинаковых социальных позициях, во многом является сходным.
Гофман выделял несколько аспектов изучения проблем классовых символов:
1. классовое движение
2. кураторские группы
3. циркуляция символов.
Слайд 10 Методы исследования:
-анализ
-опрос путём анкетирования
Экспериментальной базой служат ученики
старших классов МАОУ «СОШ №64» г.Перми.
В исследовании приняли 20 человек.
Слайд 12Диаграмма ответов респондентов на вопрос «Как вы оцениваете ваши взаимоотношения с
семьёй?»
Слайд 13Диаграмма ответов респондентов на вопрос «Как вы оцениваете ваши взаимоотношения с
друзьями?»
Слайд 14Диаграмма ответов респондентов на вопрос «У вас доверительные отношения с вашей
семьёй?»
Слайд 15Диаграмма ответов респондентов на вопрос «У вас доверительные отношения с вашими
друзьями?»
Слайд 16Диаграмма ответов респондентов на вопрос «Если вы познакомились с человеком, который
вам интересен, то пытаетесь ли вы произвести на него впечатление о вас в лучшую сторону?»
Слайд 17Выводы:
В заключении можно сделать вывод,
что все сказанное еще раз подтверждает обоснованность выделения Гофманом «порядка взаимодействия» как самостоятельной области социологического исследования. В принципе, изучение взаимоотношений людей по его теории, сводится к вопросу о том, какого рода впечатления от реальностей и случайностей всякого непосредственного социального взаимодействия способны разрушать впечатления, тщательно насаждаемые и воспитываемые в рядовых представлениях-спектаклях повседневной жизни. Внимание Гофмана сосредоточено в основном на путях и причинах подрыва взаимного доверия людей к получаемым ими в ходе совместной деятельности впечатлениям, а не на проблеме природы социальной реальности как таковой. Поэтому он уделяет столько места и времени замаскированным ложным представлениям и техническим приемам дезинформирующей коммуникации, всякого рода двусмысленностям и умолчаниям, позволяющим создать выгодную иллюзию, не опускаясь в то же время до прямой лжи, весьма уязвимой для разоблачений.
Слайд 18Используемые ресурсы:
1. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-71015
2. http://webkonspect.com/?id=4361&labelid=93814&room=profile
3. http://allrefs.net/c3/3tuuk/p32/
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%84%D1%84%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%AD%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B3#.D0.93.D0.BE.D1.84.D1.84.D0.BC.D0.B0.D0.BD_.D0.B2_.D1.81.D0.BE.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.B8.D0.B8
5.http://studme.org/56460/sotsiologiya/dramaturgicheskaya_sotsiologiya