Введение в курс Теория массовых коммуникаций презентация

Содержание

АВТОР КУРСА КОЛОМИЕЦ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ доктор социологический наук, профессор. Заведующий кафедрой социологии массовых коммуникаций, факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. Окончил философский факультет МГУ в 1978. Работа: 10 лет на

Слайд 1Теория массовой коммуникации
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
«ТЕОРИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Лекция 1
Коломиец Виктор Петрович
доктор

социологических наук, профессор

Слайд 2АВТОР КУРСА
КОЛОМИЕЦ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
доктор социологический наук, профессор.

Заведующий кафедрой социологии массовых коммуникаций,

факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.

Окончил философский факультет МГУ в 1978.
Работа: 10 лет на философском факультете, 20 лет на социологическом, последние 7 лет на факультете журналистики (все МГУ)


В медийном бизнесе с 1992 года. Первая компания - «ЭСПАР Аналитик».
В «Видео Интернешнл» с 15 марта 1996 года по 31 декабря 20016.
С 1 января 2017 года в един продавце рекламы объединенной компании Национальный рекламный альянс и Новая сервисная компания.

Создатель и руководитель Аналитического центра Видео Интернешнл (АЦVi), в настоящее время это Аналитический центр НСК.

vikkolomiets@yandex.ru ; т.+7 (495) 9561241


Слайд 3Цели и задачи курса
Цель курса: получение фундаментальных знаний в области массовой

коммуникации, ознакомление с существующими теоретическими концепциями в данной сфере.
Задачи курса: курс закладывает теоретико-методологические основы освоения в магистратуре широкого спектра профессий в сфере массовых коммуникаций. Для успешного изучения курса необходимы знания в области философии, социологии, экономики, психологии.
Знания, полученные из данного курса, необходимы для освоения магистерских программ, написания магистерской диссертации и дальнейшей профессиональной деятельности.








Слайд 4Требования к результатам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: теоретико-методологические основы

функционирования массовой коммуникации в обществе;
Уметь: применять освоенные теоретико-методологические положения в сфере массовой коммуникации;
Владеть: навыками концептуализации в своей профессиональной деятельности (практической и исследовательской), опираясь на современные разработки в области теории массовой коммуникации.

Слайд 5Теория
Теория – общий термин для всех подробных, систематических и продуманных дискуссий

и анализа различных явлений
Теория набор систематических обоснованных подозрений о том, как все функционирует
Теории выходят за рамки того, что считается разумным
Теория – интегрированная система понятий
Метафоры теорий:
Теории как сети
Теория это профессиональный инструмент
Теории как оптические стекла
Концентрирует свое внимание на одних аспектах и игнорирует другие
Теории как карты
Теории массовой коммуникации это карты способов функционирования массовой коммуникации

Слайд 6График курса
4 сентября Тема 1 Введение в теорию массовой коммуникации
12 сентября Тема 2

Структурно-функциональные представления о массовой коммуникации
19 сентября Тема 3 Марксистские концепции идеологии, пропаганды и массовой коммуникации.
26 сентября Тема 4 Критическая теория массовой коммуникации
3 октября Первая контрольная работа
10 октября Тема 5 Теория социального конструирования реальности и массовая коммуникация
17 октября Тема 6 Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации
24 октября Тема 7 «Культурные исследования» массовой коммуникации
31 октября Тема 8 Теория культивации
7 ноября Вторая контрольная работа
14 ноября Тема 7 Технократические и информационные концепты массовой коммуникации
21 ноября Тема 8.Психологические теории воздействия массовой коммуникации
28 ноября Тема 9 Постмодернисткие представления массовой коммуникации
5 декабря Тема 10. Нормативные теории коммуникации
12 декабря Третья контрольная работа
19 декабря Тема 11 Теория массовой коммуникации в системе наук
26 декабря Предзачетное занятие


Слайд 7Пример контрольной работы
Контрольная работа №…
1. Структурно-функциональные теории массовой коммуникации
2. Лазарсфельд о

функциях и дисфункциях СМИ
3. Основные идеи франкфуртской школы социальной критики. Индустрия культуры в «Диалектика просвещения»
4. Нарратив и его использование при анализе массовых коммуникаций
5. Дискурс, дискурсивные исследования массовых коммуникаций.

Лучшая оценка за 1 ответ – 6
Максимальная оценка за контрольную – 30
Получивший максимум, автоматически получает бонус – 3
Зачет получает магистр, который набрал 60 и более по контр.раб.


Слайд 8Основная литература по курсу
Коломиец В.П. Медиасоциология. М., 2014 .
Назаров М.М. Массовая

коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. М., 2010.
Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. М., 2009.
Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. – М., 2000
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2009
Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007
Черных А.И. Социология массовых коммуникация. М.,2008.
McQuail Denis Mass Communication Theory. An Introduction. SAGE. 1996/





Слайд 9Содержание
Коммуникация
Массовая коммуникация
3. Концептуализация массовой коммуникации


Слайд 101. Коммуникация







Слайд 11Коммуникация
Коммуникация – движение смыслов в социальном пространстве и времени.Соколов А.В. Общая

теория коммуникации. Учебное пособие. СПб., 2012. С.9.
Коммуникация – вид социальной деятельности, включающий производство, передачу и получение символических форм с использованием различных ресурсов. John B. Thompson The Media and Modernity: A social theory of media. Cambridge: Polity Press, 1995. P.18
Коммуникация – это сотворение, сотрудничество через воздействие и соперничество людей с различными коммуникационными статусами и ресурсами, происходящими в конкретных социальных условиях. Коломиец В.П. Медиасоциология. М.,2014. С.14.
Коммуникация – это связанный с отношениями процесс создания и интерпретации сообщений, которые вызывают определенную реакцию. Эм.Гриффин Коммуникация: теория и практика. Харьков.2015. С.36.




Слайд 12Создание сообщений
Сообщение – основное понятие коммуникации. Текст – синоним сообщения.
Создание сообщения

указывает на то, что текст обычно конструируется, придумывается, планируется, подготавливается, создается, выбирается или адаптируется тем, кто создает коммуникацию..
Чаще всего мы реагируем импульсивно, доставая нужный ответ (тоже сообщение) из памяти, не рефлексируем.
Анализ текста в коммуникации – это процесс, в ходе которого исследователи ищут в сообщении ключи, по которым можно понять мотивацию и стратегию человека, написавшего сообщение


Слайд 13Интерпретация сообщений
Слова ничего не значат, это люди придают им значения.
Слова

и другие символы многозначны – они открыты для многочисленных интерпретаций

Слайд 14Процесс, связанный с отношениями
Коммуникация – это процесс установления отношений. Это означает,

что она не является в первую очередь или главным образом процессом передачи информации или распространения или передачи знаков (хотя такое может происходить в рамках процесса установления отношений).
Коммуникация влияет на природу связей между людьми.

Слайд 15Сообщения, вызывающие определенную реакцию
Какая бы не была причина, если сообщение не

вызывает никакой когнитивной, эмоциональной или поведенческой реакции, кажется бессмысленным называет его коммуникацией

Слайд 16Коммуникация
Коммуникация – это связанный с отношениями процесс создания и интерпретации сообщений,

которые вызывают определенную реакцию. (Эм.Гриффин Коммуникация: теория и практика. Харьков.2015. С.36)




Слайд 17Модели коммуникации





Трансмиссия
Ритуал


Слайд 18Виды коммуникации
Существует два вида коммуникации:
непосредственная межличностная коммуникация (индивидуальная) по типу

FTF (face to face);
коммуникация, которая использует технические средства – медиальная коммуникация:
индивидуальная
массовая.
В одном случае – для донесения информации до конкретного собеседники, преодолевая с помощью технического средства пространство и время, с целью воздействовать на него и выстроить с ним отношения;
в другом – для централизованного распространения, «упакованных» определенным образом смыслов, для создания определенных сообществ, разделяющих ценности, которые несут транслируемые смыслы.


Слайд 192. Массовая коммуникация




Слайд 20Традиционное определение массовой коммуникации
«Массовая коммуникация - систематическое распространение сообщений среди численно

больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей»[1];

«Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации»[2].

[1] Философский энциклопедический словарь. М. 1989.С.344.
[2] Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Oxford: Polity Press. 1990. P. 219.


Слайд 21Массовая коммуникация – крупномасштабное явление
Развитие средств массовой коммуникации привело к демассификации

коммуникационного процесса, к девальвации понятия «массовая» и возникновению нового понимания массовой коммуникации как крупномасштабного явления.
Массовая коммуникация стала больше коммуникаций, чем была ранее и она уже не выступает как антитеза межличностной коммуникации.
Межличностная коммуникация может быть также массовой (в смысле крпномасштабной), когда мы выполняем массовую рассылку одного и того же сообщения по электронной почте или поздравляем своего друга с днем рождения в социальной сети и это поздравление видят тысячи пользователей в новостной ленте.
В такой трактовке массовая коммуникация есть крупномасштабная коммуникация, которая включает в себя три вида коммуникационных практик.


Слайд 22Централизованная массовая коммуникация
Первая, связана с традиционным пониманием массовой коммуникации: централизованное массовое

распространение информации и/или развлечения — в более короткой форме, централизованная массовая коммуникация.
Это индустрия, которая, наряду с решением вопросов идеологии и культуры выступает как бизнес, направленный на получение дохода. Жестко регулируется законодательно, и находятся под постоянным наблюдением со стороны властей.
Основная цель данной вида массовой коммуникации – донести до населения правильность действий властей, придать легитимность сложившегося общественного порядка. Она направлена на интеграцию общества на базе контролируемых ценностей. Население в данном случае воспринимается как пассивная масса для потребления транслируемых смыслов и управления из единого центра.

Слайд 23Децентрализованная массовая коммуникация
Наряду с этой традиционной формой массовой коммуникации с развитием

цифровых технологий и интернета развивается и децентрализованная форма массовой коммуникации, когда с помощью цифровых технологий создается пользовательский контент и успешно распространяется многотысячной аудитории по сетям интернета.
Эта сфера массовой коммуникации менее регулируемая, хотя и здесь власть пытается ввести свой контроль, защитить как свои интересы, так и интересы организаций централизованной массовой коммуникации.

Слайд 24Общедоступная массовая коммуникация
Третий тип коммуникации, который также необходимо отнести к массовой,

притом это наиболее коммуникативная массовая коммуникация, так как она предполагает постоянную активность всех субъектов коммуникации.
Можно сказать, что это и есть массовая коммуникация в ее немифологизированном понимании, то есть – крупномасштабная коммуникация в которую ежесекундно вступают миллионы людей, используя для этого доступные им технические средства коммуникации.
Это общедоступная массовая коммуникация: постоянный обмен сообщениями между людьми по доступным техническим каналам коммуникации.

Слайд 25Массовая коммуникация
Массовая коммуникация - это процесс установления отношений с помощью централизованного,

децентрализованного и общедоступного распространение смыслопорождающих сообщений.

Слайд 263. Концептуализация массовой коммуникации







Слайд 27Возникновение теории массовой коммуникации
Основные положения концептуального осмысления массовой коммуникации были заложены

в 1920-30-х годах, применительно к новому явлению, возникновение которого было обусловлено рядом изобретений, которые позволили одновременной (в той или иной степени) передачу «сообщения» («образа, инструкции, идеи, информации») массам населения. На практике это определение подразумевает «газеты, радио и кино».
Кроме того, важны были социальные условия, которые сформировались благодаря индустриализации общества, росту крупных и современных городов, и концентрации городского населения, занятого преимущественно в новейших отраслях производства в рамках крупных и развивающихся рынков. Также, данный временной период характеризуется широкими общественными движениями и социальной нестабильностью.
Термина «массовая коммуникация», на начальном этапе, происходило скорее от понятия «массовый», нежели от собственно коммуникации.


Слайд 28Особенности теории массовой коммуникации
Понятийная неоднозначность, отсутствие точно сформулированных суждений, которые описывали

ли бы складывающиеся практики функционирования медиаинститутов, объясняли и выявляли бы определенные тренды их развития.
Предметная область исследования слишком разбросана и несоизмерима, чтобы находиться в рамках одной какой-либо науки. Поэтому массовая коммуникация осмысляется социологами, психологами, экономистами, в наибольшей степени – журналистами, публицистичность и образ мышления которых порождает множество понятий, которые выходят за рамки строгих научных дефиниций.
Массовая коммуникация представляют из себя открытый и доступный ландшафт для теоретизирования, в котором априорно присутствуют определенные интересы общества, государства и отдельных личностей, что наряду с серьезными теоретическими постулатами порождает множество спекулятивных утверждений.


Слайд 29Взаимодействие массовой коммуникации и общества
Достаточно тяжело провести линию между идеями

о массовой коммуникации и теориями общества. Тем не менее, связь между массовой коммуникацией и обществом, несомненно, присутствует.
Наиболее распространенная точка зрения предполагает, что массовая коммуникация – это установленный социальный институт со своим собственным комплексом норм и практик, которые, тем не менее, могут регулироваться и ограничиваться обществом в целом.
В любом случае, сущность взаимодействия массовой коммуникации и общества зависит от обстоятельств времени и пространства.

Слайд 30Типы теорий массовой коммуникации
Если рассматривать теорию как комплекс идей, помогающих

понять смысл феномена, его действия и причин, то можно выделить четыре рода теорий, связанных с массовой коммуникацией.
 
Четыре типа теорий массовой коммуникации:
Социально-научная теория
Нормативная теория
Операциональная теория
Повседневная теория

Слайд 31Типы теорий
Социально-научная теория – основная концепция о природе, деятельности и эффектах

массовой коммуникации, основанная на систематических и объективных обследованиях медиа и иных источниках. Данная теория покрывает большой спектр от общих вопросов об обществе до детальных аспектов индивидуального распространения и получения информации.
Второй род теорий может быть описан как нормативные теории, касающиеся изучения и рекомендаций того, как следует управлять медиа, если соблюдаются или достигаются определенные социальные нормы и ценности. Подобные теории обычно проистекают из социальной философии или идеологии. Этот род теорий очень важен, поскольку играет особую роль в формировании и легитимации институтов медиа.
Третий род знаний о медиа может быть описан как операциональная теория, так как обращается к практическим идеям, собирающимся и применяющимся практиками в области медиа. В некоторых случаях данный род теорий может быть связан с нормативными теориями, например, в случае журналистской этики. Подобное знание называется теорией, поскольку оно постоянно и оказывает влияние на поведение.
Наконец, существует повседневная или «общего смысла» теория медиа, объединяющая наш каждодневный опыт общения с медиа. На основе подобных теорий возрастает способность делать последовательный выбор и выносить суждения.


Слайд 32Теории массовой коммуникации
Структурно-функциональные представления о массовой коммуникации
Марксистские концепции идеологии, пропаганды и

массовой коммуникации.
Критическая теория массовой коммуникации
Теория социального конструирования реальности и массовая коммуникация
Семиологические подходы в исследовании массовой коммуникации
«Культурные исследования» массовой коммуникации
Теория культивации
Технократические и информационные концепты массовой коммуникации
Психологические теории воздействия массовой коммуникации
Постмодернисткие представления массовой коммуникации
Нормативные теории коммуникации



Слайд 33СПАСИБО







Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика