Воспитательно-развивающая среда презентация

Содержание

Тема 2.1. Воспитательно-развивающая среда ОО Понятие об образовательной среде. Воспитательно-развивающий потенциал ОС. Структурная модель воспитательного потенциала образовательной среды.

Слайд 1Модуль 2. Воспитательный потенциал образовательной среды
к.пс.н., доцент
Елена Витальевна
Неумоева-Колчеданцева


Слайд 2Тема 2.1. Воспитательно-развивающая среда ОО
Понятие об образовательной среде.
Воспитательно-развивающий потенциал ОС.
Структурная модель

воспитательного потенциала образовательной среды.


Слайд 3В современном образовании наметилась ориентация не на отдельные («воспитывающие») мероприятия, а

на формирование определенной СРЕДЫ.
Ведь воспитывает весь УКЛАД ЖИЗНИ ОУ – то есть вся совокупность факторов (даже тех, которые не являются очевидно «воспитательными»): материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат и др.

1. Понятие об образовательной среде


Слайд 4
В общепринятом понимании:
1. Среда – совокупность условий и влияний, окружающих человека

(Дж. Маркович), совокупность природных и социальных факторов (природная и социальная среды, соответственно).
2. Среда – окружающее человека пространство, зона его непосредственной активности, его ближайшего развития и действия.


Слайд 5
Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности, а также

возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В.А. Ясвин)


Слайд 6
НО!!! Характер влияний и условий может быть разным:
Среда может позитивно влиять

на личность;
Среда может негативно влиять на личность;
Среда может быть нейтральной (то есть не оказывать на личность значимого влияния)

Слайд 7Компоненты ОС (В.А. Ясвин)
Пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб,

здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
Социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
Психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.


Слайд 8 Качественной характеристикой ОС является ее модальность
Модальность ОС может быть представлена с

помощью методики векторного моделирования (В.А. Ясвин). В качестве показателей рассматриваются:
наличие или отсутствие в ОС условий и возможностей для развития активности (пассивности) ребенка,
и его личной свободы (зависимости).


Слайд 9Типология образовательных сред (рис. 1)

Активность
«Творческая среда» «Карьерная среда»



Свобода Зависимость

«Безмятежная среда» «Догматическая среда»



Пассивность




Слайд 10
Активность предполагает наличие таких свойств, как инициативность, познавательный интерес, внутренняя мотивация

к деятельности, целеустремленность, ответственность.

Свобода понимается, прежде всего, как свобода выбора, самостоятельность.


Слайд 11
Таким образом, для того, чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом (воспитательным

потенциалом), она должна обеспечивать комплекс возможностей для развития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов).



Слайд 12 2. Воспитательно-развивающий потенциал ОС
Воспитательно-развивающий потенциал ОС –
это комплекс возможностей для

развития всех субъектов образовательного процесса

Слайд 13Как реализуются эти возможности? 1. Через отношения…
Воспитательно-развивающий потенциал образовательной среды –
это

совокупность условий, обеспечивающих возможность продуктивного взаимодействия субъектов воспитательного процесса
(И.Н. Емельянова)


Слайд 14
Образовательная среда становится смыслообразующим контекстом и оказывает влияние на развитие личности

в том случае, если у воспитанников со средой выстраивается определенная субъектная связь (отношение), посредством которой и решаются воспитательные задачи.


Слайд 15Какие могут быть отношения?
Отношение – связующая нить между личностью и образовательной

средой. Характер отношения определяет развитие личности.
К примеру, И.Н. Емельянова выделяет 4 типа субъектной связи студентов с образовательной средой вуза:
Прагматический
Интеллектуально-творческий
Созерцательный
Имитационный


Слайд 16Как реализуются эти возможности? 2. Через личность…
Влияние образовательной среды на личность осуществляется

не прямо, а опосредованно (принцип опосредствования внешних воздействий внутренними условиями, С.Л. Рубинштейн), преломляясь через ее внутренний мир, особенности ее самосознания, цели и ценностные ориентации, способность управлять своей жизнедеятельностью.

Слайд 17
Соответственно, чем более зрелой, активной, самостоятельной, креативной, разносторонне развитой является личность,

взаимодействующая с образовательной средой, тем больший вклад она вносит в обогащение его развивающего потенциала и преобразование окружающего социума.


Слайд 18Этапы взаимодействия личности с ОС (И.Н. Емельянова)
Адаптация
Активное взаимодействие
Обогащение среды


Слайд 193. Структурная модель воспитательного потенциала
Соотнесение основных аспектов воспитательного взаимодействия с

личностью ученика с «масштабом» воспитательных возможностей позволил нам представить структурную модель воспитательного потенциала ОО следующим образом (таблица 1).


Слайд 20Таблица 1


Слайд 21
С.Д. Поляков, отстаивая свою концепцию «реалистического воспитания» на основе ресурсного подхода,

отмечает, что для построения целеустремленной воспитательной политики, организации эффективного воспитания в школе, прежде всего, нужно знать ее воспитательный потенциал. «Делать ставку на художественно-эстетическое воспитание в школе, где нет грамотных, увлеченных искусством педагогов, отсутствуют музыкальные инструменты, аппаратура, альбомы и слайды по искусству; где среди родителей школьников нет заметного слоя, поддерживающего такое направление, – несерьезно, а точнее глупо» (Поляков 2004, 16).


Слайд 22Воспитательный потенциал школы
С.Д. Поляков предлагает модель воспитательного потенциала школы (которая опирается

на модель инновационного потенциала организации), отражающую основные факторы ее возможностей в плане воспитания (факторы воспитательного потенциала)


Слайд 231) Фактор «Школьники»:
Преобладающие интересы школьников (интересы к определенным видам потенциально позитивной

деятельности, которые могут потенциально стать предметом педагогической организации). Например, свободное внедеятельностное общение, спорт, художественная деятельность, прикладная, трудовая, игровая, организаторская, учебная и т.д. Придание деятельности позитивного смысла и развитие соответствующей мотивации – работа воспитания.
Ожидания школьников от школьной жизни.
Школьные авторитеты (численность неформального актива).


Слайд 24
2) Фактор «Педагоги»:
Культурно-творческий потенциал педагогов – спектр культурных интересов, которые могут

потенциально быть предметом общей со школьниками деятельности, а также ориентация педагога на творчество в сфере своих интересов (количество интересов, число общих интересов учителей и учащихся, количество групп педагогов с близкими интересами – приоритетность интересов, количество творчески ориентированных педагогов).
Отношение педагогов к воспитанию и воспитательной работе.
Оценка воспитательной компетентности педагога (наиболее сложная для анализа характеристика – что входит в компетентность и как ее измерять?)


Слайд 25
3) Фактор «Администрация школы»:
Интерес к организации воспитания, интерес к воспитательной сфере,

воспитательная компетентность, компетентность в управлении воспитательным процессом в школе


Слайд 26
4) Фактор «Материальные условия»:
Место, пространство, время для осуществления воспитания (есть ли

в школе предназначенные для определенной деятельности места и доступны ли они для школьников во внеучебное время).
Материальные средства: инструменты, инвентарь, техника и пр, необходимые для организации соответствующих деятельностей и программ.
Информационные ресурсы (бумажные, электронные, видео, аудио средства хранения, размножения и предъявления связанной с воспитанием информации).


Слайд 27
5) Фактор «Среда» (социальная среда школы):
Семьи школьников и педагогов (культурно-образовательный уровень,

отношение взрослых членов семьи к школе и их отношение к организуемой школой внеурочной деятельности).
Учреждения и организации, с которыми на воспитательном поле взаимодействует школа (их количество).
Повседневная социальная ситуация («улица») (позитивная, негативная-агрессивная-безразличная, неопределенная).


Слайд 282. Воспитательный потенциал классного (ученического) коллектива
В традиции отечественной научной школы

(социальная психология) коллектив – высший уровень развития группы.
Коллектив - объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат.

Слайд 29
Классный коллектив потенциально оказывает воспитательное влияние на личность ребенка, когда становится

носителем воспитательных функций:
Организационной – коллектив сам управляет своей деятельностью, что проявляется в динамике развития этого коллектива.
Идейно-воспитательной – коллектив становится носителем идейно-нравственных убеждений.
Стимулирующей – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов, регулирует поведение и взаимоотношения (В.Г. Максимов).



Слайд 30 Показатели воспитательного потенциала классного коллектива:
Сплоченность (ценностно-ориентационное единство – ЦОЕ, А.В. Петровский).
Степень

дифференциации классного коллектива (дифференциация взаимоотношений, выделение «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых» и пр.) и ее соотношение с интеграцией (сплоченность и направленность).
Социально-психологический климат.



Слайд 31
1) Сплоченность - совпадение оценок и установок группы по отношению к

объектам, значимым для группы в целом и относящимся к существенным сторонам ее совместной целенаправленной деятельности;
Сплоченность – единая нравственная позиция группы, личностная позиция каждого члена коллектива по отношению к другим членам коллектива, с которыми он связан общей целью.


Слайд 32
2) Степень дифференциации классного коллектива (дифференциация взаимоотношений, выделение «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых»

и пр.) и ее соотношение с интеграцией (сплоченность и общая направленность).


Слайд 33
3) Социально-психологический климат (СПК) – общий эмоционально-динамический настрой группы, в котором

отражается установившаяся система взаимоотношений, господствующее умонастроение, удовлетворенность, привлекательность деятельности, единство коллективных и личных целей, степень сближения официальных и неофициальных взаимодействий на деловой основе.

СПК – согласованность мнения, оценки и отношения членов коллектива к окружающим условиям.



Слайд 34Личностная компетентность педагога
В образовательном пространстве необходимо создавать условия для актуализации

личностного ресурса, что может сделать только тот, кто имеет реальный опыт актуализации собственных личностных ресурсов, то есть личностно-компетентный педагог!

Слайд 35Сравнительная характеристика типов педагогов и стратегий профессионального развития


Слайд 36«Педагог – профессионал» как субъект профессиональной деятельности
«Педагог-профессионал», реализующий стратегию профессионального развития

– это и есть субъект своей профессиональной деятельности, то есть человек, принимающий на себя ответственность за ее ход и результаты, личностно-компетентный педагог (преподаватель).
«Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним»
(В. Франкл).


Слайд 37Понятие «личность как субъект»
«Субъект» (С.Л. Рубинштейн) – высший уровень развития личности,

уровень самодетерминации («Я» как фактор собственной жизни).
Ключевые свойства субъекта:
ответственность;
способность к совершению выбора;
активность, инициативность, саморегуляция.

Слайд 38Понятие «личностная компетентность»
Личностная компетентность - способность и готовность человека к продуктивной

жизнедеятельности; соответствие требованиям продуктивной жизнедеятельности, «полноценного функционирования» (Е. Калитеевская); личностная зрелость человека.
Личностные компетенции – свойства личности, обеспечивающие успешное решение задач личностного развития

Слайд 39

Спасибо за внимание и
понимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика