Слайд 1Типология молодежной субкультуры
Субкультура — это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной»,
базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.
Таким образом, субкультура — это некая подкультура, или культура в культуре. Субкультуры подобны клеткам живой ткани: их множество и все они взаимосвязаны. Кроме того, они несут в себе все особенности материнского организма.
Слайд 2Рассматривая понятие «молодежь» отметим, что:
существуют два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих
двум природам человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным;
юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которым соответствуют: период обучения в старших классах общеобразовательной средней школы (подростки) и период обучения в техникуме или вузе, а также начальный этап трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодежь);
Слайд 3Отличительными признаками молодежи служат:
социальное положение обучающегося в «традиционных» учебных заведениях или
начинающего трудовую деятельность;
еще не достигнутая в полном объеме экономическая активность;
отсутствие собственной семьи (не родительской) и собственных детей или наличие таковых при отсутствии какой-либо ответственности и заботы о них;
социальная ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого, а следовательно, наработка социальных ролей;
Слайд 4определение собственного социального статуса;
молодежь — явление конкретно-историческое, поскольку в разные
исторические периоды оно несет в себе разные смыслы;
молодежь — явление социокультурное;
молодежь — сложное и многомерное явление в социальной структуре;
как «продукт» социальной структуры общества, молодежь дифференцирована в соответствии с социальными слоями (стратами);
в период юности происходит окончательное социальное расслоение людей одного возраста.
Слайд 5Молодежная субкультура — это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми
для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это — частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.
Слайд 6
Классификация по принадлежности
С.С. Фролова
ингруппы, то есть такие, к которым молодой
человек чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы».
аутогруппы, то есть такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».
Слайд 7В основе классификации
Э. Богардус лежат взаимоотношения
первичные, то есть такие в
которых каждый член группы видит в другом индивида и личность;
вторичные, то есть такие, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер.
Слайд 8Классификация по степени общения
малые группы, то есть такие, в которых молодые
люди имеют личностные контакты каждый с каждым;
большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы.
Слайд 9Общая классификация
Н. Фрадкина
просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
группы принадлежности и референтные;
большие
и малые;
постоянные и случайные;
с демократическим и авторитарным подчинением;
разновозрастные и одновозрастные;
однополые и разнополые и т. д.
Слайд 10Классификация А.В. Толстых по направлениям деятельности групп
общественно-политические группы ставят своей целью
пропаганду определенных общественно-политических взглядов; они не агрессивны;
радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения:
эколого-этические группы (например, «зеленые»);
группы образа жизни, или собственно неформально-молодежные объединения (например, панки, хиппи и т. д.);
нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты, буддисты, культовые группы);
группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).
Слайд 11Общая типология А.С. Сергеева
романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками
байкеры);
гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы, рэпперы и т. п.);
криминальные («гопники», люберы);
анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Слайд 12Классификация не пересекающихся
«молодежных миров» А. Тарасова
«золотая молодежь» в столицах;
наркоманская субкультура;
уголовная среда;
«голубая» тусовка;
неофашисты и скинхеды;
«нацболы» (национал-большевики);
футбольные фанаты;
«попсовики»;
«старая контр культура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов);
сатанисты;
«новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционаризма).
Слайд 13Классификация по степени конформности
конформный,
условно конформный,
нонконформный (протестная группа).
Слайд 14Классификация молодежных субкультур
России по С.И. Левиковой
группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов
и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.);
группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «Системы»);
эстетствующие группы («митьки»);
группировки, исповедующие «культ мускулов» и физической силы («качки»);
криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы и т.п.).
Слайд 15Классификация по инвариантному феномену
«чистые» («регулярные») молодежные субкультуры, которые характеризуются тем, что
становятся самоцелью для молодых людей. Такие субкультуры, как правило, очень закрыты не только для представителей других поколений, но и для «чужих» вообще;
«смешанные», или «неполные» («нерегулярные»), молодежные субкультуры, участие в которых — не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах.