Слайд 1Лекция 14. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА И БИХЕВИОРИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
ПЛАН
Бихевиоризм. Необихевиоризм
Теория социального
обмена
Беррес Скиннер и бихевиоризм
Теория социального обмена Джорджа Хоманса
Теория интегративного обмена Питера Блау
Слайд 2- 2 –
БИХЕВИОРИСТСКАЯ=ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ. НЕОБИХЕВИОРИЗМ
БИХЕВИОРИЗМ – одно из ведущих направлений психологии
конца 19 – начала 20 века = наука о поведении (behavior). В основе – понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и вербальных реакций в ответ на стимулы и воздействия внешней среды. Основоположником социальной версии считается Беррес Скиннер.
Поведение человека рассматривается здесь по схеме стимул-реакция (S->R). В бихевиоризме используется методология позитивизма, в соответствии с которой изучать можно только наблюдаемое. Сознание – нельзя, поведение – можно.
Человек от рождения на уровне рефлексов обладает несколькими «схемами поведения» - дыхательным, глотательным и т. д., над которыми затем надстраиваются более сложные навыки и «репертуары поведения».
Слайд 3- 3 -
Бихевиоризм формулирует 2 основных закона:
Закон эффекта: успешная реакция воспроизводится
при аналогичных стимулах (метод проб и ошибок) и
Закон упражнения: многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы – автоматизирует эти реакции (метод сознательного закрепления).
НЕОБИХЕВИОРИЗМ возник в 30-е гг. ХХ столетия, представители – К.Холл и Э.Толмен. Здесь произошло усложнение схемы: (S->O->R), где:
S – социально значимый стимул,
O - опосредущее звено – социальная психология,
R - социальная реакция.
Для необихевиоризма теория не интересна, интересны «верифицируемые протокольные факты, то есть конкретные описанные факты, которые можно и нужно проверить. В результате возникает большое число прикладных исследований по отдельным аспектам поведения.
Это направление оказало большое воздействие на развитие отдельных разделов социологии, таких как: социология организаций, социология труда и социология бюрократии.
Слайд 4- 4 -
2. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
Теория обмена основывается на анализе процессов
обмена различными типами деятельности. Этот обмен составляет основу общественных отношений, порождающих различные структурированные явления: власть, престиж, статус.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБМЕНА тяготеют к утилитаризму. В этом случае движущими мотивами человеческой деятельности рассматривались стремления к пользе и выгоде.
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА основываются на принципах необихевиоризма и микроэкономики:
в поведении человека преобладает рациональное начало, ориентирующее на достижение выгоды – денег, престижа, успеха, более высокого социального статуса, дружбы, любви, одобрения, поддержки;
социальное взаимодействие рассматривается как процесс постоянного обмена различными выгодами.
Обменные сделки представлены как элементарные акты, составляющие основу общества, над которыми надстраиваются более сложно структурированные образования – социальные институты и социальные организации.
Слайд 5- 5 -
3. БЕРРЕС СКИННЕР И БИХЕВИОРИЗМ
Беррес Фредерик СКИННЕР (р. в
1904 г. в шт.Пенсильвания) – американский психолог. С 1974 г. (70 лет) – профессор психологии в Пенсильванском университете. Основатель социальной версии бихевиоризма.
Скиннер считал, что для социального анализа важнейшими факторами являются поведение и воздействующие на него условия, в первую очередь – случайности, которые нельзя предсказать. Поведение должно рассматриваться как оперантное, т.е. взаимно выгодное и регулирующее отношения в группе.
Он утверждал, что в обществе не может быть «автономного человека», т.к. поведение каждого порождается и контролируется социальной средой – через язык, нормы, обычаи, социальные институты, СМИ. Это воздействие среды абсолютизировано. От него не возможно избавиться. Но, оказывается, можно обойтись без госконтроля и репрессивных мер, если строить организацию социальных групп, ориентируясь на идеи оперантного бихевиоризма.
Слайд 6- 6 -
В таких социальных группах все индивиды должны быть объединены
в систему позитивного подкрепления через поведение. Подкрепление может быть определено как вознаграждение в соответствующих условиях. Например, пища – вознаграждение, когда есть чувство голода.
Подкрепление возникает, когда есть потребность в чем-либо, и она усиливается, когда индивида этого лишают. Позитивные подкрепители приобретают форму вознаграждений. Они нормируются и вытесняют негативные. Позитивное подкрепление дает позитивные результаты и положительные эмоции удовлетворения.
4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА ДЖОРДЖА ХОМАНСА
Дж. Хоманс – р. в 1910 г., американский социолог, профессор Гарвардского ун-та. В 1-й половине творчества – сторонник структурного функционализма, затем – противник: забвение человека.
Теория обмена, представленная Хомансом, получила наибольшую известность в 50-60-е гг. Основывалась на принципах бихевиоризма и была направлена против структурного функционализма.
Слайд 7- 7 -
Хоманс считал, что любые социальные факты вызывают индивидуальные психологические
реакции, которые также ведут к возникновению новых социальных фактов. Поэтому определяющим является индивидуальное поведение, а социальные факты – вторичны.
Основой социального обмена является личный интерес, определяемый экономическими и психологическими потребностями.
Хоманс решил вернуть людей в социологию. Для этого она должна быть переориентирована на изучение элементарных форм социальной жизни.
Если есть, по крайней мере: 2 лица, обмен деятельностью, сопровождающийся вознаграждением, и учитываются психологические основы взаимодействия – это и будут основные параметры теории социального обмена.
Он разрабатывает ее в работе «Социальное поведение: его элементарные формы», 1961.
Слайд 8- 8 -
Хоманс разрабатывает свою теорию социального поведения, выстраивая ее через
совокупность социально-психологических постулатов. Наиболее важными являются следующие 5:
ПОСТУЛАТ УСПЕХА: чем чаще одобряются человеческие действия, тем вероятнее их воспроизведение. Нерегулярные поощрения дают лучший результат, регулярное – вызывает привыкание и неответственность. При регулярном поощрении время между ним и желаемым результатом сокращается, по аналогии с условным рефлексом.
ПОСТУЛАТ СТИМУЛА: если новый стимул похож на предыдущий, подкрепленный вознаграждением, то вероятно воспроизведение поступка. Например, рыбак, забросивший удочку в грязный пруд и поймавший рыбу, захочет вновь ловить ее в грязном пруду (я: на самом деле пруд – это только среда). Добавление: если условия достижения успеха слишком сложны, стимул может не закрепиться. Человек чувствителен к значимым, ценным для него стимулам. Иногда они м.б. ложными, и требуется время для того, чтобы понять причины неудачи.
Слайд 9- 9 -
3. ПОСТУЛАТ ЦЕННОСТИ: чем более ценным
представляется результат действия, тем вероятнее его воспроизведение. Здесь вознаграждение – критерий позитивной ценности действия, наказание – отрицательной. Наказание – неэффективный способ изменения действия, результативнее – не поощрение.
ПОСТУЛАТ ДЕПРИВАЦИ=ЛИШЕНИЯ – ПРЕСЫЩЕНИЯ: чем регулярнее вознаграждение, тем меньше оно ценится; чем длительнее интервал между регулярными вознаграждениями, тем медленнее наступает пресыщение.
Второй вариант постулата: чем больше выгода от определенных поступков, тем вероятнее их повторение.
ПОСТУЛАТ АГРЕССИИ – ОДОБРЕНИЯ. Он подразделяется на 2 субпостулата – А и В:
А: Если действие не приводит к ожидаемому вознаграждению, или вызывает неожиданное наказание, - возникает чувство гнева, и более ценным становится агрессивное поведение.
В: Если действие приводит к ожидаемому вознаграждению, или не приводит к ожидаемому наказанию - возникает чувство удовольствия , и более ценным становится одобряемое действие, которое воспроизводится.
Слайд 10- 10 -
5. ТЕОРИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБМЕНА ПИТЕРА БЛАУ
П. Блау – р.
в 1918 г. в Австрии. Американский социолог, исследовавший проблемы социальной мобильности, структуры занятости и структуры деловых организаций.
В 1964 г. он опубликовал работу «Обмен и власть в социальной жизни», в которой сделал попытку объединения бихевиоризма и социологизма.
Социальный обмен представлен человеческим поведением, связанным с межличностными и межгрупповыми отношениями.
Последовательность усложнения обменов представлена в следующей схеме:
1-й уровень – межличностный обмен,
2-й – выделение статусных позиций и власти,
3-й – возникновение организаций и узаконение норм взаимодействия,
4-й – возникновение оппозиций и новых изменений.
Обмен предполагает вознаграждение. Взаимные вознаграждения служат укреплению ассоциации и расширению связей, и наоборот.
Слайд 11- 11-
Эквивалентному=равному обмену противостоят 4 альтернативы:
Принуждение,
Поиски другого источника нужных благ,
Попытка получить
их даром,
Добровольное подчинение другой стороне (предоставление себя в распоряжение другого).
Блау выделяет также 2 типа социальной организации:
Эмерджентные группы (возникающие в процессе обмена и конкуренции) и
Группы для достижения конкретных целей (политические партии, производственные коллективы, спортивные общества).
В обоих типах организаций существуют лидирующие и оппозиционные группы.
По структуре общество разделяется на малые группы, с определяющими отношениями межличностного уровня, и на сложные большие общности социетального уровня, где механизмами взаимодействия становятся нормы и ценности.
Слайд 12- 12 -
Ценности формируют социальные отношения, а также обеспечивают связи и
взаимодействия.
Блау выделяет 4 вида ценностей, выполняющих различные функции:
Партикуляристские - объединяющие членов группы, выполняющие функции интеграции и обеспечения солидарности;
Универсалистские - функция закрепления стереотипов, по отношению к которым определяется значение вклада, характер и объем вознаграждения (например, - признание права на повышение статусных позиций);
Легитимный авторитет - узаконенное предоставление большей власти руководителям и лидерам.
Оппозиция - оппозиционные или революционные ценности (напр., социализм и анархизм в капиталистическом обществе), закрепляющие представления о необходимости перемен за пределами оппозиционной группы.
= Современное развитие теории обмена происходит в направлении усиления изучения макроуровня – обмена между социальными сетями, дисперсными глобальными сообществами.