Тема 8. Методология и техника проведения социологических исследований презентация

Содержание

Основные вопросы: 1. Программа социологического исследования, ее структура, задачи и функции. 2. Опросные методы сбора социальной информации. Анкетирование и интервью. 3. Структура инструмента исследования. Классификация вопросов и

Слайд 1 Тема 8. Методика и техника проведения социологических исследований


Слайд 2Основные вопросы:
1. Программа социологического исследования, ее структура, задачи и

функции.
2. Опросные методы сбора социальной информации. Анкетирование и интервью.
3. Структура инструмента исследования. Классификация вопросов и их назначение.
4. Не опросные методы сбора первичной социологической информации (наблюдение, анализ документов, эксперимент).


Слайд 3Программа социологического исследования
Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей

концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки ( В.А. Ядов).

Слайд 41. Теоретико-методологический раздел программы исследования:
- определение специфики исследования потребления или

поведения потребителя на рынке товаров или услуг (качественное или количественное, теоретическое или практическое);
- формулировка темы и проблемы исследования;
- определение целей и постановка задач исследования;
- предварительный системный анализ объекта исследования;
- создание рабочих гипотез потребительского поведения;
- интерпретация основных понятий, то есть формирование глоссария;
- выбор методов сбора первичной социальной информации;
- обоснование выбора методов и технологий сбора и обработки первичной информации.

Слайд 52. Организационно-процедурный раздел программы исследования:

- создание стратегического (развернутого) плана исследования

с расположенными в логической последовательности мероприятиями с определением сроков их исполнения;
- обоснование системы выборки единиц наблюдения;
- набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных;
- организация работы над инструментом создания базы первичной социальной информации (анкетой или бланком интервью);
- определение сроков подготовки и представления отчета о проделанной работе.


Слайд 6Функции программы исследования:
1. Главная функция программы исследования - сделать процесс сбора,

обработки и анализа данных целенаправленным, то есть необходимо установить проблему и определить пути её решения.
2. Программа исследования - это юридический документ, который определяет совокупность прав и обязанностей заказчика и исполнителя в отношении друг друга.
3. Программа определяет логику, концепцию исследовательской работы.
4. Определяются сроки выполнения работы и форма отчетности.

Слайд 7Социологические методы изучения социальной реальности
1. Опросные технологии сбора первичной социологической информации

— анкетирование, интервью, экспертный опрос, социологическое тестирование).
2. Наблюдение — стандартизованное и свободное, включенное и не включенное, лабораторное и полевое, открытое и инкогнито.
3. Анализ документов — традиционный (классический), формализованный (контент-анализ).
4. Эксперимент — лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий.

Слайд 8Опрос как метод социологического исследования
Опрос - метод сбора первичной вербальной

(словесной) информации, основанный на непосредственном (интервью) и опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом).
Виды опросов: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование, фокус-группа.


Слайд 9Классификация вопросов
Вопросы делятся:
1. По содержанию: о событиях, фактах, о

мотивах, оценках, мнениях.
2. По форме: прямые, косвенные.
3. По структуре: открытые, закрытые.
4. По функциям: основные, фильтрующие, контрольные.



Слайд 10Наиболее часто используемые вопросы:
1. Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения,

для перехода от одной темы к другой, для снятия установок у респондентов, для определения эмоционально-психологического состояния респондента.
2. Вопросы-фильтры используются для определения компетентности респондента в теме исследования.
3. Контрольные вопросы используются для проверки достоверности данных.
4. Вопрос-диалог предполагает обсуждение, организацию дискуссии по проблеме исследования.


Слайд 11Наиболее часто используемые вопросы:
5. Шкальный вопрос даёт возможность определить интенсивность какого-либо

явления или мнения.
6. Вопрос меню позволяет респонденту выбрать несколько вариантов ответов на заданный вопрос.
7. Открытые вопросы предполагают, что респондент сам должен составить ответ на них, высказать свое мнение или отношение.
8. Закрытые вопросы предполагают, что респондент обязан выбрать один или несколько из предложенных вопросов. Такие вопросы «закрыты» предложенными вариантами ответов.


Слайд 12Наиболее часто используемые вопросы:
9. Вводные вопросы. С них начинается интервью и

такие вопросы дают толчок диалогу.
10. Уточняющие вопросы. Этот тип вопроса подталкивает рассказчика к деталям, конкретизации.
11. Прямые вопросы. По функции они схожи с уточняющими вопросами, но отличаются особенно конкретной формой.
12. Косвенные вопросы. Косвенные (или проективные) вопросы направлены на то, чтобы избежать прямых вопросов по тем темам, по которым собеседнику не хотелось бы давать прямой ответ, касающийся его реального поведения.

Слайд 13Наблюдение как социологический метод сбора информации
Наблюдение — метод сбора

первичной социальной информации об изучаемом объекте (социальной группе или индивиде) путем непосредственного восприятия и прямой регистрации факторов, касающихся изучаемого объекта.

Слайд 14Особенности наблюдения в социологии
1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения. Исследователь наблюдает

социальные процессы, являясь одновременно частицей этого общества.
2. Наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты — эмоциональности восприятия. Чем теснее связь наблюдателя с объектом наблюдения, тем выше возможность искажения данных наблюдения.
3. Сложность повторного наблюдения социального явления или формы социального поведения.

Слайд 15Трудности наблюдения
Объективная трудность — ограниченность времени наблюдения временем совершения событий.
Субъективные трудности:

- понимание и толкование исследователем поведения других людей через призму своих ценностных ориентаций;
- влияние на результаты наблюдения прошлого опыта исследователя.

Слайд 16Преимущества наблюдения
1. Наблюдение дает очень ценные данные, которые невозможно получить другим

методом социологического исследования.
2. Наблюдение применяется там, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, поведения коллектива, индивидуальных действий людей.
3. Главное преимущество — непосредственность наблюдения, возможность видеть развитие событий, изучать поведение людей в естественных условиях.

Слайд 17 Недостатки наблюдения
1. Вмешательство исследователя в ход естественных процессов, так как

присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние на наблюдаемую ситуацию и размер этого влияния определить не возможно.
2. Человеческое восприятие ограничено, поэтому исследователь может пропустить важные моменты в поведении наблюдаемого.
3. Наблюдение ёмкая процедура по фиксации информации и ее обработке.
4. Наблюдением невозможно выявить мнения и суждения респондентов.
5. Результаты наблюдения приходится фиксировать словами и при этом неизбежно искажение сущности информации о процессах и поведении людей.


Слайд 18Анализ документов как социологический метод
1. Традиционный ( классический, логический) анализ документов.

Главный недостаток — высокий уровень субъективности при оценки содержания документов.
2. Количественный анализ документов (контент-анализ). Предполагает формирование совокупности «единиц смысла» и «единиц счета», документ становится доступен математической обработке, что многократно снижает уровень субъективности в оценке его содержания.

Слайд 19Эксперимент в социологии
Эксперимент - метод сбора и анализа социологических данных, направленный

на проверку гипотез о причинно-следственных связях общественных явлений, путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.
Сущность эксперимента — наблюдение за реакцией объекта на вмешательство экспериментатора.
Типология эксперимента: прямой, модельный, идеальный, математический, компьютерное моделирование.




Слайд 20Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика