Тема 5. Культура как фактор социальных изменений презентация

Основные вопросы: 1. Философско-социологический подход к анализу культуры. 2. Многообразие видов культуры. Основные элементы культуры и их значение для жизнедеятельности общества. 3. Социальные функции культуры. 4. Культура как фактор социальных изменений.

Слайд 1Тема 5. Культура как фактор социальных изменений.


Слайд 2Основные вопросы:
1. Философско-социологический подход к анализу культуры.
2. Многообразие видов культуры. Основные

элементы культуры и их значение для жизнедеятельности общества.
3. Социальные функции культуры.
4. Культура как фактор социальных изменений.

Слайд 3Философский подход к пониманию сущности культуры
Культура (от латинского cultura - возделывание,

обработка, воспитание, образование, развитие) — это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.
(Большая советская энциклопедия)

Слайд 4Социологический подход к пониманию сущности культуры
Культура - это универсальное свойство общественной

жизни.
«Культура - это все то, что люди, как члены общества, делают, думают и все, чем они владеют». (Р.Бирстедт)
«Внешняя гетерогенность, разнородность между разными обществами и внутренняя гомогенность, однородность, определяющая единство действий и мыслей внутри каждого такого общества, - таковы две константы, которые связывает между собой и объединяет понятие культуры».(П.Штомпка)

Слайд 5Структура культуры
Материальная культура:
- это сфера материальной деятельности людей и ее результаты;
-

связана с преобразованием окружающей среды;
- формирует материальную среду производства, изменяет среды быта и социальную среду физического развития человека.

Духовная культура:
- включает все виды, формы, уровни общественного сознания;
- систему образования, воспитания, учреждений культуры;
- включает все виды познания и просвещения;
- все формы и типы литературы, искусства, философии, религии, науки, нравственности.


Слайд 6Основные элементы культуры:
1. Язык - система понятий, знаков и символов, наделенных

определенным значением.
2. Знания и убеждения - определенное духовное состояние, для которого характерна интеллектуально-рациональное начало, чувственное переживание знания как личностно-значимого и достоверного.
3. Социальные ценности - социально одобряемые, принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.
4. Социальные нормы - правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответ­ствии с ценностями определенной культуры.
5. Обычаи, традиции, обряды - воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.


Слайд 7Формы культурного взаимодействия:
- групповая культура - национальная, наднациональная, конфессиональная, профессиональная, семейная

и другие;
- культурная идентичность - возникает в результате наложения разнообразных культурных влияний;
- культурный диссонанс - ситуация, при которой различные культурные влияния не совпадают друг с другом;
- культурное самосознание - усвоение правил, понимание идей и символов;
- культурное давление - ситуация, при которой культура связывает, ограничивает, принуждает;
- конфликт культур - когда в общественном сознании появляются новые альтернативные способы жизни, оказавшаяся под угрозой культура вынуждена обороняться, сильнее обозначать свою специфику.


Слайд 8«Анатомия» культуры
1. Культурный элемент — простейшая ячейка культуры, «культурный атом» (норма

поведения, обряд, элемент одежды и другое).
2. Культурный комплекс — сложные комбинации, в которых группируются культурные элементы, однородные по содержанию и функционированию.
3. Культурные конфигурации — культурная композиция различных по содержанию и функционированию элементов культуры, сгруппированных вокруг центрального объекта (автомобиля, компьютера).
4. Культурный лаг (запаздывание) — ситуация, когда один элемент культуры не поспевает за другими, оказывается недостаточно развитым.
5. Субкультура — автономное целостное образование внутри господствующей культуры со своим стилем жизни, обычаями и нормами поведения.
6. Контркультура — субкультура, противостоящая фундаментальным принципам господствующей культуры.

Слайд 9Социальные функции культуры:
1. Адаптивная функция.
2. Функция передачи социального наследия.
3. Регулятивно-аксиологическая.
4.

Функция социализации.
5. Гедонистическая функция.
6. Познавательно-эвристическая.

Слайд 10Культурные универсалии
Культурные универсалии - это нормы, ценности, правила, традиции и свойства,

которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
При взаимодействии различных культур возникает многообразие схожих, подобных явлений, культурные элементы подвергаются диффузии - оказываются заимствованными, навязанными другой культурой, смешанными с элементами собственной культуры.

Слайд 11От этноцентризма к культурному релятивизму
Этноцентристская позиция - универсальное свойство человека оценивать

все явления окружающего мира в масштабе ценностей той этнической группы, к которой он принадлежит.
Культурный релятивизм — восприятие множества и разнообразия культур и признание того, что способы действий и мышления, характерные для разных обществ, можно понять только в их собственном, специфическом контексте правил, символов, значений и ценностей.

Слайд 12От этноцентризма к культурному релятивизму
Толерантность - пассивное принятие разнообразия, различий, разнородности

культур, с признанием за каждой из этих культур права на существование и на отличие от других.
Политическая корректность - терпимое отношение, принятие как данность низкого или высокого уровней культурного развития, невозможность считать кого-то «худшим» или «лучшим», отсталым или прогрессивным, примитивным или продвинутым, варварским или цивилизованным.

Слайд 13Этапы (волны) культурного развития:
I. Подчинение более слабого общества более сильным, через

убеждения или силу внедрение доминирующей, господствующей культуры и ликвидация локальных культур.
II. Смешение культур в многонациональных сообществах, где многочисленные группы эмигрантов вносят свой культурный вклад, подвергающийся сложной, главным образом стихийной обработке (американский плавильный тигель).
III. Культурный империализм эпохи глобализации, который реализуется посредством своеобразного перетекания, обмена культурными духовными ценностями и продуктами через рынок и средства массовой информации.



Слайд 14Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика