Слайд 1Технология социальной работы как отрасль научного знания
Слайд 2технология
это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на
систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели
Слайд 3Функции технологии
регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;
контролирует деятельность
субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.;
гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий;
обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.
Слайд 4Социальные технологии
К. Поппер, 70-е годы XX века
определил социальные технологии как способ
применения теоретических выводов в практических целях;
Выделил два вида социальных технологий
1) холистские, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы революционным путём и
2) частичные, представляющие собой программу и методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи.
Слайд 5Преимущества частичных технологий (по К. Попперу)
1) трезвость и взвешенность в постановке
целей;
2) учёт возможных отрицательных последствий;
3) осторожность и постепенность в преобразованиях;
4) постоянный контроль за их протеканием;
5) возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий;
6 ) возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений.
Слайд 6Современные подходы к определению понятия «социальная технология»
социальные технологии как специфическая система
знаний, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, обосновывающая и разрабатывающая эффективные способы и приёмы такого воздействия.
( объекты: социальная группа или социальный институт, социальное отношение или социальная организация и т.п.).
Слайд 72 –й подход – Социальная технология
это совокупность приёмов, методов
и воздействий на
социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.
Слайд 8Классификация социальных технологий
1. По масштабам решаемых социальных проблем:
- универсальные социальные технологии;
-
частные социальные технологии.
К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.
Слайд 92. По уровню социальной деятельности
глобальные социальные технологии, используемые в масштабах
всего человечества;
региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;
национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;
-муниципальные и пр.
Слайд 103. По характеру решаемых задач
функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения
оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;
технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
Слайд 11
По характеру воздействия на социальные процессы
формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый
социальный объект;
стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части
Слайд 12
По характеру и содержанию используемых средств:
организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
социально-правовые
технологии;
медико-социальные технологии;
психологические технологии;
педагогические технологии и т.п.
Слайд 13Технологии социальной работы
Система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов
в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации
Слайд 14Социальные изменения как процесс
сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности,
ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и отдельных её элементов. Реальные результаты этой трансформации будут представлять собой социальные изменения как явление.
Слайд 15
Участие социального работника в осуществлении социальных изменений
длительные, перспективные усилия (повышение уровня
социальной адаптации субъекта и улучшение его «социального самочувствия»);
постоянная, систематическая деятельность (социальный патронаж,
профессиональная деятельность в школе, детском доме, доме-интернате);
краткосрочные, чрезвычайные действия (эвакуация из района бедствия,
экстренная психологическая, педагогическая или другая помощь);
целенаправленные, разовые действия или акции, направленные на решение определённой задачи (трудоустройство).
Слайд 16Уровни социальных проблем
на уровне общества в целом, где общество, как феномен,
является одновременно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения (например, проблема переходности экономической жизни);
на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем проблемы выступает конкретная социальная общность (например, проблема резко-
го снижения уровня жизни среднего класса);
на уровне личности, когда носителем проблемы является конкретный человек, личность ( например, проблемы общения, взаимоотношений с окружающими)
Слайд 17Этапы решения проблем
Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке
или группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника.
Этот этап включает деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.
Слайд 18Второй этап – методический,
предполагающий формулировку основных целей, которые могут и должны
быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.
Слайд 19Третий этап, завершающий -
это практический или процедурный
этап, который предполагает непосредственное осуществление
на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах.
Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта.