Слайд 2ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Расцвет китайской политической мысли в VI
-V веках до н.э.
Политическая мысль не питалась священными писаниями, она рано выделилась в особый предмет, которым занимались мудрецы и философы
Слайд 3ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Появление Конфуцианства, в основе - принцип
добродеятельности
До 1949 года конфуцианство оставалось официальной идеологией Китая
Появление легизма, в основе государство, которое превращается в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества
Слайд 4СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
Негативная социальная энергия
Развитие естествознания
Слайд 5Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт
(1798-1857)
Основоположник
социологии как самостоятельной науки.
Слайд 6СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КОНТА
Три стадии человеческого познания:
Теологическая (фетишизм, политеизм, монотеизм);
Метафизическая;
Позитивная.
Все науки проходят
через три стадии
Слайд 7ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК ПО КОНТУ
Движение от простого к сложному
Движение от абстрактного
к конкретному
Движение от древнего к новому в соответствии с ходом исторического возникновения и развития наук
Слайд 9СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КОНТА
Позитивная философия – не отдельная наука, а синтез и
систематическое упорядочивание человеческого знания
Социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы
Социальная статика и социальная динамика
Слайд 10СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
Социальная статика - понятие, обозначающее такой подход
к изучению социальных явлений, при котором основное внимание уделяется исследованию устойчивых социальных структур и их роли в сохранении общества как социального целого.
Социальная динамика - исследование способности общества реагировать на внутренние и внешние изменения и иметь дело с его механизмами регуляции.
Слайд 12СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КОНТА
Подлинный социологический элемент – семья
Социальный консенсус - основная идея
социальной статики
Разделяет мирскую и духовную власть
Социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания
Разрабатывает такие парадигмальные понятия, как “социальный организм” и “социальная система”
Слайд 14СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Г. СПЕНСЕРА
Структурно-функциональный анализ - принцип исследования социокультурных явлений и
процессов как системы, каждый элемент которой выполняет определенную функцию.
Функциональное единство общества
Универсальный функционализм
Функциональная необходимость
Слайд 15СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Г. СПЕНСЕРА
«Каждый человек волен делать то, что желает, если
не нарушает при этом равную свободу любого другого человека»
Слайд 16КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА
1. Сравнил общество с биологическими организмами, а отдельные части
общества – с частями организма, каждая из которых влияет на функционирование целого.
2. Подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным.
3. Процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства.
4. В сложном обществе одну часть нельзя заменить другой. В результате части общества становятся взаимозависимыми.
Слайд 17ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Поддерживающая
Распределительная
Регулирующая
Слайд 18СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПО СПЕНСЕРУ
Шесть типов социальных институтов:
Родства
Образования
Политические
Церковные
Профессиональные
Промышленные
Слайд 19ОДНОФАКТОРНЫЕ ШКОЛЫ
Географическая школа
Социальный дарвинизм
Расово-антропологическая школа
Психологическая школа
Слайд 21СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Э. ДЮРКГЕЙМА
Теория социального факта
*Социальные факты - нормативные аспекты социальной
реальности, регулирующие нашу деятельность, подобно тому, как физические законы определяют поведение предметов природного мира, их воздействие проявляется через социальные институты (право, религия) они принудительны
Теория общественного разделения труда
*Механическая и органическая солидарность
Слайд 22СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Э. ДЮРКГЕЙМА
Аномия - это состояние общества, в котором разложение,
дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, ранее поддерживавших традиционный общественный порядок, отныне не соответствует новым сформулированным и принятым государством идеалам.
Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов и возможностями их удовлетворения.
Слайд 23СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Э. ДЮРКГЕЙМА
Аномия проявляется в виде следующих нарушений:
расплывчатость, неустойчивость и
противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;
Слайд 24СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Э. ДЮРКГЕЙМА
Аномия проявляется в виде следующих нарушений:
частичное или полное
отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.
Слайд 25СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Э. ДЮРКГЕЙМА
Самоубийство — главная работа Эмиля Дюркгейма, изданная в 1897 году.
Книга стала образцом социологического исследования.
Слайд 26СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Э. ДЮРКГЕЙМА
Типы самоубийств:
Эгоистическое самоубийство
Альтруистическое самоубийство
Аномическое самоубийство
Фаталистическое самоубийство
Слайд 28СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
К. МАРКСА
Социальное развитие имеет единую трехчленную схему, второе звено
которой является отрицанием первого, но само отрицается третьим
Бесклассовое (первичное) – классовое – бесклассовое (коммунистическое)
Двигателем социального развития является непрекращающаяся борьба между антагонистическими классами
Слайд 29СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
К. МАРКСА
Общественно-экономическая формация — это конкретно-исторический тип общества, главнейшей
характеристикой которого является тип господствующих в нем производственных отношений.
Рабовладение ? феодализм ? капитализм ? социализм ? коммунизм
Слайд 30СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
К. МАРКСА
Слайд 32СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. ЭНГЕЛЬСА
Энгельс о сущности государства:
Государство существует не извечно
Государство
– сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним
Отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям
Отличительная черта – утверждение публичной власти
Является государством самого могущественного класса
Государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего
Слайд 34СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
МАКСА ВЕБЕРА
Ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений
и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen)
Подлинный субъект соц.действия – индивид, а не «коллективное сознание»
Идеальный тип -это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных характеристик социального феномена.
Слайд 35СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
МАКСА ВЕБЕРА
Идеальные типы идеальных социальных действий:
Целерациональное
Ценностнорациональное
Традиционное
Аффективное
Слайд 36СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
МАКСА ВЕБЕРА
власть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение
другого субъекта
господство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством.
Слайд 37СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
МАКСА ВЕБЕРА
Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и
подчиненным является легитимность распоряжения.
Три типа легитимности:
Легально легитимный
Харизматический
Традиционный