Слайд 1Становление и развитие социологии
Слайд 2План лекции
История социально-философских взглядов
Становление теоретической социологии
Социология в России
Современная зарубежная социология
Слайд 3История социально-философских взглядов.
Период античности
Основу всех социальных связей, отношений, взаимодействий составляет государство,
связи и отношения людей в государстве. Понятие «общество» является синонимом понятию «государство». К примеру, Платон исходит из того, что индивид есть гражданин, то есть живущий среди себе подобных в полисе. Город-государство является единственно возможной формой общежития людей, горизонтом всех моральных ценностей.
Слайд 4
По Платону, люди нуждаясь во многом, объединяются в город-государство. Сходной концепции
общества-государства придерживался и Аристотель. С его точки зрения человек является существом, которое живет в государстве и лишь через него объединено в некое сообщество граждан.
Слайд 5Средние века
Людей объединяет связь религиозно-церковная. Церковный храм, по представлению Аврелия Августина,
является своего рода обществом в миниатюре.
Слайд 6
Марсилий из Падуи полагал, что государство есть совершенное и самодостаточное сообщество,
которое основано на разуме и опыте людей. Государство – это народ, организованный в некую общность, коммуну.
Слайд 7
Николай Кузанский рассматривает общество как некий универсум. Совершенная цельность универсума больше
просвечивает в человеке, человек оказывается совершенным миром, хоть и малым, оставаясь в то же время частью большого.
Слайд 8Эпоха Возрождения
Складывается модель общества, которая напоминает общину, где порядок и моральные
устои регулируются волей бога и традициями. Человек в такой социальной системе играет весьма незначительную роль. Возрождается представление об идеальном общественном устройстве.
Слайд 9
Томас Мор представляет то, чего нет, но то, что должно быть.
Его «Утопия» – это не программа для непосредственного воплощения. Это скорее общие принципы построения совершенного общества, которые могут стать когда-нибудь нормой.
Слайд 10
Ключевым пунктом этой программы является отсутствие частной собственности. С исчезновением неравенства
имущественного, по мысли Мора, исчезнет и различие в социальном статусе.
Слайд 11
Свою утопию создает и Томазо Кампанелла – «Город Солнца».
Слайд 12Новое время
Усилиями Локка, Гоббса, Лейбница делается попытка построить науку об обществе
по примеру естественных наук.
Слайд 13
Гоббс полагает, что наличие у человека разума заставляет его умерять животные
страсти, объединяя усилия в государстве, которое в состоянии поддерживать порядок и равновесие. Государство выступает в качестве некой договорной силы.
Слайд 14
Главным в учении Локка об обществе является теория естественного права. С
его позиции, человеку присущи два состояния: состояние свободы относительно своих действий и распоряжения имуществом и состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право выступают как взаимные феномены.
Слайд 16
Д. Вико выделил в истории три эпохи: религиозная, героическая и гражданская.
Каждая эпоха имеет свои нравы, специфическое представление о праве, способах общения и т.п.
Слайд 17
В Новое время появляется два основных ответа на вопрос, который давно
занимает философов: каков человек от рождения, существо доброе или, напротив, злобное и агрессивное? Гоббс исходил из того, что естественное состояние человека – это война всех против всех, а общество и государство умеряют злобные инстинкты человека. Руссо, напротив, полагал, что человек от природы добр, сострадателен, милосерден, а злым его делает общество, господствующая в нем несправедливость.
Слайд 18
И. Кант, родоначальник классической немецкой философии, обосновывает представление о переходе общества
корпоративного, средневекового к обществу гражданскому, которое покоится на иных социальных связях.
Слайд 19
Гегель под гражданским обществом он понимал социальное пространство между семьей и
государством. Гражданское общество – это такая совокупность связей и отношений людей, в которых каждый реализует свою волю, относительно независимую от государства.
Слайд 20Становление теоретической социологии
Слайд 24
Основная мысль Герберта Спенсера об обществе состоит в уподоблении общества большому,
сложному организму.
Слайд 25Во-первых, и общество, и организм растут и развиваются.
Во-вторых, рост общества
и организма сопровождается увеличением сложности их органов и частей.
В-третьих, дифференциация структуры общества и организма сопровождается дифференциацией и усложнением функций всех элементов структуры.
В-четвертых, как в организме, так и в обществе в ходе эволюции происходит специализация структур.
В-пятых, в случае нарушения функций общества и организма отдельные их элементы могут какое-то время действовать нормально.
Слайд 28
Принцип социологизма.
Принцип этот, во-первых, означает необходимость объяснения всех явлений, которые
происходят в обществе именно социальными причинами, исключения стихийных, неосмысленных подходов в исследования общества.
Во-вторых, социологизм означает, что социология призвана фиксировать и анализировать социальные факты.
Слайд 30
Карл Маркс создал свою теорию общества.
Слайд 35
Вебер явился создателем так называемой "понимающей социологии".
Слайд 36Социология должна,
во-первых, понимать, т.е. исследовать, реально существующее общество, выявлять не
только общие характеристики различных проявлений социального, но и изучать ныне действующее общество,
во-вторых, должна постоянно выявлять то, насколько люди понимают, осмысливают свои действия.
Слайд 37Социальным действие становится лишь тогда, когда само действие рассчитано на реакцию
другого человека либо совершено под его воздействием.
Слайд 39
Протестантизм создал свою этику – трудовую.
Строй побеждает, когда побеждает его дух.
У капитализма это дух наживы.
Слайд 40Социология в России
Географическая школа.
Л.И. Мечников
связывает проблему географического фактора с
материальными условиями жизни людей, впервые исследует не только влияние природной среды на общество, но и влияние социальных систем на природу. Социальный прогресс Мечников связывает со степенью сплоченности людей.
Слайд 41
Эпохи:
- Речная
- Морская
- Океаниче-ская
Слайд 42
Натуралистическая школа
А.И. Стронин
Развитие общества происходит на основе биологических законов. Строение
общества выглядит в виде пирамиды, вершину которой составляют законодатели, судьи, управленцы, цементирующую сердцевину – класс собственников, в основание – земледельцы и ремесленники.
Слайд 43
Субъективная школа
П.Л. Лавров
Н.К. Михайловский
С.Н. Южаков
Слайд 45
Психологическое направление
Е.В. Де Роберти
Н.И. Кареев
Слайд 46Концепции представителей этого направления развивались под сильным воздействием позитивизма. Отсюда и
принцип психологического редуцирования, то есть сведение всех социальных явлений и процессов к явлениям сугубо психологическим. Названные социологи полагали, что Конт допустил неоправданный скачок от биологии к социологии, минуя психологию.
Слайд 47
Плюралистическое направление
М.М. Ковалевский
Слайд 481. Сторонник теории многофакторного развития общества, то есть невозможности сведения всего
многообразия условий и причин движения общества к одному, пусть даже очень важному фактору, каким, к примеру, марксизм полагал общественное производство материальных благ. Общество развивается при сложной взаимообусловленности географических, экономических, политических, религиозных и иных характеристик.
Слайд 492. Центральной категорией является понятие прогресса, которым, по его мнению, выражается
основной закон социологии. Под прогрессом понимал непрерывное и самопроизвольное развитие ценностей, создаваемых человеком, поступательное, без перерывов движение к лучшим условиям жизни и труда. История человечества, с его точки зрения, - не нагромождение случайных явлений, а глубоко закономерный процесс.
Слайд 50
Интегральная социология
П.А. Сорокина (1889 – 1968).
Слайд 51
1. Социология должна быть интегральным социальным знанием, т.е. не простой суммой
всех данных, что дают конкретные отрасли социального познания, а именно их интегралом, сложным единым целым всего, что дают все остальные науки об обществе и человеке.
Слайд 53
Социология советского периода истории российского общества, то сразу можно констатировать, что
она распадается на два этапа. Первый длится с 1917 по конец 1920-х годов. Второй начался в конце 1950-х годов и продолжался до начала 1990-х, т.е. до окончания советского периода истории российского общества.
Слайд 54Современная зарубежная социология
Структурный функционализм – Т. Парсонс
Функционализм – Р. Мертон
Теория социального
конфликта – Р. Дарендорф, Л. Козер
Теория индустриального и постиндустриального общества -У. Ростоу, Д. Белл, Р. Арон
Теория информационного общества – М. Кастельс