Слайд 1Специфика социогуманитарного познания
Понятие социального познания
Развитие методологии социогуманитарного познания
Специфика социальных объектов
Общество
как объект исследовния
Слайд 2Понятие социального познания
Любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в
обществе и детерминировано социально-культурными причинами
Одна из форм познавательной деятельности – познание общества
Две крайние позиции:
Нет никакого различия между социальными и естественно-научными методами познания
Историческая наука и наука, формулирующая законы, суть понятия, взаимоисключающи
Слайд 3Характерные черты
социального познания
Социальные законы носят статистический, вероятностный характер
В основе
социального познания лежит изучение общественных отношений
Общество имеет две составляющие – материальную и духовную (сознание), и соответственно функционируют два различных типа законов: законы материальной жизни и законы общественного сознания. Первые составляют базовую основу, а вторые совпадают с ними по содержанию как отражение первых
Слайд 4Характерные черты
социального познания
Общественная жизнь изменяется относительно быстро, а потому развитие
происходит на основе относительных истин, что означает: на каждом уровне развития человечества имеет место свое понимание происходящего, свой подход к ценностям, к теориям, к методам, используемым в познании и т.д.
Слайд 5Методология социального познания
Для социального познания свойственно все, что свойственно познанию как
таковому. Это описание и обобщение фактов, теоретический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение "идеальных типов", прогнозирование явлений и т.д.
Методология социального познания имеет свою специфику, связанную с изучением исторических фактов, общественных институтов, человеческих отношений и др.
Слайд 6Формирование социальной методологии
В 16-нач.17 вв. для гуманитарных наук идеал научности выступал
как математическая система, а реальным эталоном, образцом теории являлась геометрия. Этому образцу подчинялось и гуманитарное знание (Декарт, Ньютон, Лейбниц)
Со второй половины 17 до конца 19 в. эталоном научности была классическая механика с присущим ей четким делением всех знаний на два уровня: теоретический и эмпирический. На основе законов механики предпринимались попытки объяснить и общественные процессы (Спиноза, французские материалисты)
Натурализм как метод научного и социального познания господствовал в сознании людей. Развитие общества объяснялось либо механическими, либо различными природными факторами (климат, географическая среда и др.), биологическим и расовыми особенностями людей
Слайд 7Формирование социальной методологии
Кризис натуралистического сознания возникает в конце XIX – нач.XX
вв. В противовес натуралистической стала формироваться культур-центристская парадигма, основой которой стало признание особого статуса социально-гуманитарных наук
Парадигма есть совокупность теоретических и методологических установок, с помощью которых изучается действительность. На основе парадигм на каждом этапе науки создается своя картина мира, свои фундаментальные идеи. Классическая наука, например, имеет своей парадигмой механику
Слайд 8Истинное есть целое.
Но целое есть только сущность,
завершающаяся через своё
развитие. Об
абсолютном нужно
сказать, что оно по существу есть
результат, что оно лишь в конце
есть то,что есть оно поистине;
и в том-то и состоит его природа,
что оно есть действительное,
субъект или становление
самим собою для себя.
Гегель. "Феноменология духа".
Слайд 9- активна и деятельна.
мыслит и познает себя, проходя в своем
развитии три этапа:
возникновение природы и человека, когда абсолютная идея находится вне времени и пространства в стихии "чистого мышления" и выступает системой логических понятий и категорий, как система логики;
духовное начало, из самого себя порождающее природу, которую Гегель называет "инобытием" абсолютной идеи;
абсолютный дух.
На этом этапе абсолютная идея оставляет созданную природу и поворачивается к самой себе, но уже на основе человеческого мышления (самопознание идеи).
Слайд 10Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это –
борьба составляющих его противоположностей
"Механизм" развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные
Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию,
но на новом, более высоком уровне
Слайд 11ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
Целостность окружающего мира, его внутреннее
единство, взаимосвязанность, взаимозависимость
всех его компонентов:
предметов, явлений, процессов
Связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность
Предметы, явления, процессы окружающего мира
чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю,
либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь,
порождает следствие, а связи в целом именуются
причинно-следственными
Два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда
Слайд 12ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
описывает и определяет механизмы саморазвития
характеризует собой всеобщий результат и направленность
эволюции.
Закон базируется на отрицании всего старого при появлении нового,
переходом из одного качества в другое. Но при этом должно сохраняться триединое условие: преодоление старого, затем преемственность в развитии, и, наконец, утверждение нового
Любое явление представляет собой результат внутренних противоречий и отрицания сторон и тенденций. Поэтому стороны единого целого являются противоположностями, которые находятся в состоянии взаимосвязи и взаимообусловленности
Слайд 14индивид
индивид
индивид
индивид
индивид
индивид
Слайд 15Восточная деспотия – свободен только один
Греко-римский мир – свободны
некоторые (граждане)
Современное государство
– свободны все
«Разумное назначение человека – жить в
государстве… Индивид лишь постольку истинен и
нравственен, поскольку он есть член государства».
Слайд 16Философия истории
Учение об исторической реальности в ее целостности и
развитии, общая теория
исторического процесса как
единства прошлого, настоящего и будущего
Часть философии науки, исследующая историческое
познание рациональными средствами и методами
(историческая эпистемология)
Философская концепция об исторической реальности в
ее всеобщих характеристиках, а также о ее познании,
его средствах и методах
Слайд 17Единство мышления и бытия реально лишь в человеке – единственном субъекте
мышления.
Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.
Самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой:
стремление к единению с другим («Я» с «Ты»)
пробуждает осознание принадлежности к роду,
каковое и есть разум (= любовь);
родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство;
Религия — попытка преодолеть противоречие между родовой и индивидуальной сущностью человека.
Слайд 18Науки о природе
Науки о культуре
Номотетические
Фиксируют общие,
повторяющиеся,
регулярные свойства
изучаемых
объектов
Науки о законах
Генерализирующий метод
образования понятий
Идеографические
Описывают
индивидуальные,
неповторимые события,
ситуации и процессы
Науки о событиях
Индивидуализирующий
метод образования понятий
Слайд 19Материалистическое понимание истории
Научное понимание любой области действительности, в том числе –
и истории, может быть только монистическим
Две разновидности монизма:
материализм
идеализм
Материализм единственно научен, так как только он представляет историю как объективный процесс
Слайд 20В. И. Ленин.
«Что такое “друзья
народа” и как они
воюют против
социал-демократов»
Материалистическое понимание истории
История
как объективно детерминированный процесс
Слайд 21Закон –
1) объективная,
существенная, необходимая,
устойчивая связь
между явлениями;
2) научное положение,
отображающее такую связь.
Слайд 22Общественные классы –
большие группы людей,
различающиеся по
их месту в системе
общественного
производства.
Слайд 23К. Маркс.
«К критике политической
экономии»
Материалистическое понимание истории
История как объективно детерминированный процесс
Слайд 24К. Маркс.
«Восемнадцатое брюмера
Луи Бонапарта»
Материалистическое понимание истории
История как объективно детерминированный процесс
Слайд 25К. Маркс и Ф. Энгельс.
«Немецкая идеология».
Слайд 26К. Маркс.
«К критике политической
экономии»
Слайд 27К. Маркс.
«К критике
политической
экономии»
Слайд 28Формационная теория
общественного развития
Общественное развитие - стадиальное усложнение и поступательное развитие
общественно-экономических формаций
Общественно-экономические формации:
Первобытнообщинная
Рабовладельческая
Феодальная
Капиталистическая
Социалистическая
Коммунистическая
Слайд 29Марксистская концепция будущего общества
Коммунизм - высшая ступень развития человечества в
аспекте классовых отношений.
Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил
Слайд 30Типы деятельности
Производство
материальных
благ и услуг
Материально-производственная
сфера
Социальная
деятельность
Организационно-
управленческая
деятельность
Духовная
деятельность
Социальная сфера
Организационная (политико-
управленческая) сфера
Духовная сфера
Слайд 31Специфика социальных объектов
Сознательная
деятельность
людей
Репродуктивная
(воспроизводящая)
Продуктивная
(творческая)
Независимость от воли
и желания субъекта
Зависимость от воли
и желания субъекта
Объективно-реальные
процессы
Субъективные
цели,
задачи, оценки и т.д.
Система человеческих отношений
Социальные объекты
Слайд 32Социальное познание
Объяснение социального
явления объективными
обстоятельствами
(объективный подход)
Объяснение социального
явления субъективными
мотивами и замыслами
(субъективный подход)
Научное
социальное
познание
Факты социальной
действительности
Понимание
другого
«Я»
Детерминация,
закономерность
Субъективность,
интерсубъективность
Слайд 33Научное социальное познание
Рассмотрение явления
относительно внутренней
жизни самого явления
Рассмотрение явления
с внешних сторон
Сопереживание
сочувствие
Различные
познавательные
операции
Субъектный подход
Объектный
подход
Слайд 34Философские концепции общества
Соотношение общественного бытия и
общественного сознания
Идеалистические концепции
Материалистические
концепции
Ведущая роль
духовного начала
Ведущая роль
социально-
экономического начала
Первичность общественного
сознания относительно
общественного бытия
Первичность общественного
бытия относительно
общественного сознания
Слайд 35Понимание общества в философии
Совокупность человеческих
индивидов, объединившихся
для удовлетворения
«социальных инстинктов»
Совокупность индивидов,
связанных общественным
договором
Результат и
процесс
деятельности людей.
Сущность общества –
совокупность общественных
отношений
Система разделения
и выполнения
социальных ролей
людьми
Аристотель
Гоббс, Руссо
Маркс
Мертон, Парсонс
Слайд 36Цивилизационная – разумно организованный,
высокоразвитый тип общества во всем
многообразии и целостности
Технократическая
(технологическая) –
уровень развития науки и технологии
Формационная – тип социально-
экономических отношений
Культурно-историческая – способы
материальной и духовной деятельности
Социоестественная – мера зависимости
от природы и характер взаимодействия
общества и природы
Социоличностная – степень свобод,
эмансипации личности
Модели развития социума
Слайд 37Основные черты формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания
Сближение и взаимодействие различных концептуально-методологических подходов
Расширение
внутринаучной рефлексии в гуманитарных науках
Сближение объяснительного и интерпретационного подходов
Активное внедрение идей и методов синергетики
Формирование парадигмы универсального эволюционизма
Изменение субъект-объектных отношений, поворот к конкретному человеку
Ориентация современной гуманитарной методологии на социально-историческую практику
Слайд 38Синергетика в социальном познании
Социально-историческая динамика социума, обусловленная нелинейным
взаимодействием трансисторических структур и спонтанных социальных флуктуаций, порождает в контексте длительной временной протяженности социетальную бифуркацию
В период бифуркации возникают принципиально новые закономерности поведения социетальной системы
Слайд 39Заключение
Несмотря на различие в социальных методах познания гуманитарные науки имеют ряд
общих свойств
Предметом социального познания является сфера человеческой деятельности
Социальное познание ориентировано на процессы, т.е. развитие общественных явлений
Акцент познания делается на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного
В предмет социального познания постоянно включен человек. Социально-гуманитарное познание – это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия