Социология журналистики презентация

Содержание

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ

Слайд 1Социология журналистики


Слайд 2СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ


Слайд 3Предмет социологии
Прежде чем говорить о социологии журналистики, необходимо вспомнить, что такое

социология.
Это понятие изучается в курсе общей социологии, но применительно к социологии журналистики его нужно уточнить.


Слайд 4Родоначальник социологии, или «позитивной философии», французский исследователь Огюст Конт в своем

главном труде «Курс положительной философии» призывает изучать общественные процессы не умозрительно, не абстрактно, а при помощи позитивного знания, т.е. путем наблюдения, опыта.
Почему О. Конт выдвинул идею позитивного знания?

Огюст Конт (1798—1857)


Слайд 5Он считал, что существуют три стадии развития мысли, идей, познания:
теологическое состояние,

когда господствуют сверхчувствен­ные представления, идеи, которые невозможно доказать, поскольку они недоступны исследованию;
метафизическое состояние, когда в знании преобладают отвлеченные, абстрактные, умозрительные идеи;
позитивное состояние, т.е. научное, объективное наблюдение, которое преобладает над воображением и когда возможна точная оценка реальности; особое значение при этом придается сравни­тельно-историческому научному методу.


Слайд 6О. Конту также принадлежат два термина для описания струк­туры и развития

общества, которые используются до сих пор:
социальная статика, т.е. анатомия общества, теория обще­ственного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии, консенсуса;
социальная динамика, т.е. позитивная теория развития обще­ства.


Слайд 7С самого зарождения социологии велись споры о характере этой науки, ее

предмете и методе. Появились различ­ные направления (парадигмы) с разными предметами исследова­ния и определениями социологии.
Напомним основные социологические парадигмы, т.е. класси­ческие концепции, в которых предметная область конкретизиру­ется в зависимости от типа концепции.


Слайд 11Российско-американский исследователь П. А. Сорокин (1889—1968) наиболее полно и последовательно раз­работал

структуру социологии как науки и интегрировал край­ности подходов, объединив структурные и интерпретивные пара­дигмы и став основателем интегративной социологии.
В 1919 г. П. А. Сорокин основал первый в России факультет социологии в Петроградском университете, в США преподавал в Гарвардском университете, где также создал факультет социологии и на протя­жении 12 лет был его деканом.

П. А. Сорокин (1889—1968)


Слайд 12Социология, по П. А. Сорокину, изучает специфические соци­альные явления, которые обладают

«внешним бытием» и непо­средственно наблюдаемы.
Социология — это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных.
В этом смысле она выступает как теория «социального поведения», основан­ного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа акция-реакция.


Слайд 13П. А. Сорокин называл три основных раздела теоретической социологии:
социальная аналитика (социальная

анатомия и морфология);
социальная механика (изучение социальных процессов);
социальная генетика (теория эволюции общественной жизни).

Слайд 14Позднее ученый несколько расширил структуру социологии и выделял следующие компоненты:
Общее учение

об обществе:
определение общества;
анализ процессов взаимодействия;
формулирование основных социальных законов;
история социологии и современных социологических учений.
Социальная механика:
исследование закономерностей;
исследование социальных явлений;
формулирование статистических законов общества.


Слайд 15Социальная генетика:
учение о происхождении и развитии общества;
учение о происхождении и развитии

институтов общества (хозяйства, права, религии, языка, семьи, искусства).
Социальная политика (практическая), формулирующая уста­новки и средства, пользуясь которыми можно достичь цели улуч­шения жизни общества и человека, т.е. социальная медицина, или учение о счастье.
Общая социология – теория о свойствах, отношениях и зако­номерностях социокультурных явлений.
Специальная социология – теория структуры и динамики социокультурных явлений, изучаемых в их родовых и повторяю­щихся аспектах и отношениях.


Слайд 16Слово «социология» произошло от французского sociologie, которое в свою очередь восходит

к латинскому societos, что озна­чает общество, общность, общее, общение, связь, союз, соучастие, сочетание, товарищество, объединение, компания.
Приведем несколько современных определений этой науки.


Слайд 17Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдельных

социальных институтах, процессах и группах, рас­сматриваемых в их связях с общественным целым.
Социология — наука о закономерностях становления, функцио­нирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Социология (в значении, внедренном Контом) — научное и, более определенно, позитивное изучение общества. Более широкое современное определение — систематическое изучение функцио­нирования, организации развития и типов человеческих обществ.

Философская энциклопедия. М., 1983.
Социологический словарь.
Большой толковый социологический словарь Коллинза. М., 1999.

Слайд 18Социология — наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании

социальных общно­стей и форм их самоорганизации: социальных систем, социаль­ных структур и институтов.
Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социаль­ных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между лично­стью и обществом; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.


Слайд 19Если попытаться вычленить нечто общее в этих определениях, то получится, что

основной предмет исследования — это:
статика:
социальная структура общества (общество как целостная система, социальные институты, структуры, социальные общности и группы, их строение и морфология);
организация и самоорганизация;
социальные действия, способы их реализации;
взаимодействие, взаимосвязь, взаимоотношения;
общественное сознание, мотивы, мнения и оценки и т.п.;
закономерности (общие и специфические);
социальные процессы и ситуации;
культурный и социальный контекст, условия существования;
динамика:
становление;
функционирование;
развитие, т.е. изменение во времени.


Слайд 20Большое значение для определения социологии, особенно если говорить об эмпирической социологии,

имеют методы исследова­ния. Речь идет о следующих особенностях социологических мето­дов:
научность, объективность;
вероятностный подход, применение количественных, стати­ческих измерений;
изучение достаточно большого количества объектов на основе репрезентативной выборки.


Слайд 21Таким образом, мы можем говорить о предмете социологии и методе изучения

предмета.
Думается, что наиболее отвечает этим задачам следующее определение социологии.


Слайд 22Социология — наука о функционировании общества и социаль­ных общностей, социальных процессах

и отношениях, социальных ситуациях, которая изучает этот предмет, рассматривая человека как представителя социальных общностей, выявляя социально-типическое, делая выводы на основе вероятностных количествен­ных статических методов, получая обобщенные социальные факты из множества единичных путем измерения, выявляя свойства объ­ектов в их многомерности.

Журналистика и социология : учеб. пособие / под ред. И. Д. Фомичевой. М., 1995.


Слайд 23Предмет социологии журналистики
Социология журналистики относится к отраслевой социологии. Социология делится по

сфере изучения на множество специальных, или отраслевых, социологий: социо­логия политики, социология экономики, социология труда, социо­логия культуры, социология права, социология международных отношений, социология молодежи, социология свободного вре­мени, социология коммуникации и т.п.
Поскольку журналистика, безусловно, является коммуникатив­ной системой, именно социология коммуникации кажется наибо­лее близкой социологии журналистики отраслью.


Слайд 24Социология коммуникации, по определению В. П. Конецкой, — это специальная отрасль

социологии, изучающая функциональ­ные особенности общения представителей различных социаль­ных групп в плане их взаимодействия, т.е. передачи и получения смысловой и оценочной информации, и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом.


Слайд 25Социологическое направление в коммуникативистике при­влекает ученых разных профессий: историков, политологов, эко­номистов,

антропологов, психологов, филологов, объединенных интересом к изучению социальной специфики информацион­ных процессов, средств и систем, особенностей их структурно-функциональных взаимодействий с различными общественными формациями и культурой на разных этапах ее развития.


Слайд 26Социология коммуникации изучает социальную коммуника­цию, как межличностную, так и массовую (включая

средства связи, СМИ, рекламу, Интернет и т.п.).
Однако относительно предмета социологии журналистики логичнее говорить о социологии массо­вой коммуникации.


Слайд 27Социология массовой коммуникации наиболее близка к социо­логии журналистики, хотя не вполне

совпадает с нею: с одной сто­роны, предмет социологии массовой коммуникации более широк (включает любые виды массовой коммуникации, не только СМИ, но и рекламы, паблик рилейшнз — связи с общественностью, и т.п.), а с другой — более узок, потому что журналистика, помимо коммуникативной функции, выполняет и многие другие (инфор­мирование, просвещение, развлечение и т.п.).


Слайд 28Итак, социология журналистики — это отрасль социологии, изучающая закономерности и особенности

функционирования СМИ в обществе во взаимоотношениях их с аудиторией, издаю­щими, руководящими, финансирующими структурами, их строе­ние, деятельность и условия деятельности на основе методов, при­нятых в социологии.
Предметом социологии журналистики является функциони­рование в обществе СМИ как социальной актуальной оператив­ной массинформационной системы во взаимодействии с соци­альными институтами и аудиторией. Если трансформировать структуру предмета общей социологии в социологию журнали­стики, то можно схематически изобразить предмет ее изучения.


Слайд 32Таким образом, социологическими методами изучаются следу­ющие параметры журналистики (предмет социологии журнали­стики).
Субъекты

функционирования СМИ в обществе, система, структура, типология и морфология (социально-демографические характеристики, ориентации и т.п.):
издающих органов;
СМИ, журналистов;
аудитории.
Деятельность субъектов функционирования СМИ в обществе
потребности, интересы;
функции, цели, мотивы;
содержание и направления;
методы, способы;
результаты, тексты, эффекты.


Слайд 33Взаимоотношения с другими участниками информационного процесса:
с властями;
другими социальными институтами, партиями и

обществен­ными движениями, структурами гражданского общества;
владельцами, учредителями, издателями, распространите­лями, рекламодателями и спонсорами;
аудиторией и общественным мнением;
журналистами.
Условия функционирования социальных субъектов
совокупность социально-политических, экономических, духовных процессов и условий жизни общества (в широком пони­мании);
финансовое положение, материально-техническая база, кадровое обеспечение и т.п. (в узком понимании).


Слайд 34Основные функции социологии журналистики, как и общей социологии:
теоретико-познавательная;
описательно-информационная;
контрольно-предупредительная;
регулирующая;
культурологическая;
прогностическая.


Слайд 35Социология журналистики в ряду наук о журналистике
Круг наук, которые изучают журналистику, весьма

широк.
Помимо социологии журналистики к ним относятся история жур­налистики, психология журналистики, правовые основы журна­листики, этика журналистики, экономика журналистики, основы творческой деятельности, техника и технология СМИ и т.п.


Слайд 36Некоторые исследователи считают социологию журналистики сугубо теоретической наукой, хотя это вряд

ли правомерно, ибо в ней теория построена на эмпирических исследованиях, с одной стороны, и является результатом этих исследований — с другой. В случае когда эта дисциплина относится к чисто теоретическим, она является частью общей теории журналистики.
В рамках социо­логии журналистики С. Г. Корконосенко выделяет социожурналистику (по аналогии с социокоммуникативистикой, о чем уже шла речь выше), когда журналист и редактор становятся уже не объ­ектами изучения ученых-социологов, а сами применяют социоло­гический инструментарий для своих журналистских публикаций.


Слайд 37Вопросы для обсуждения
Каковы характерные особенности социологии как науки?
Охарактеризуйте предмет социологии журналистики.
Зачем

будущему журналисту знать социологию журналистики?
В чем сходны и чем различаются социология и журналистика?


Слайд 38Практическое задание
Составьте таблицу с тремя колонками, в которых попытайтесь вычленить основные

особенности социологического и журналистского исследования на любую конкретную тему по ряду признаков.


Слайд 39СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ТЕОРИИ
СМИ


Слайд 40Информационное общество и журналистика
В последние десятилетия активно разрабатываются теории постиндустриального общества,

которое тесно связывается с функ­ционированием массовой информации.
У. Ростоу предложил выделить в истории общества пять эта­пов, которые различны по уровню технологического развития.


Слайд 411. Традиционное общество — аграрное, с примитивным сельско­хозяйственным производством, иерархической социальной

струк­турой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственни­ков, «доньютоновским» уровнем науки и техники.
2. Переходное общество — период создания предпосылок «сдвига» (увеличение капиталовложений в расчете на душу насе­ления, рост производительности сельскохозяйственного производ­ства, появление новых типов предприимчивых людей, возникнове­ние централизованного государства).

Слайд 423. Стадия «сдвига» (take off) – период промышленной револю­ции, ведущий к

повышению доли накопления капитала, быстрому росту промышленности.
4. Стадия зрелости – индустриальное общество, характеризу­ющееся бурным ростом промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20% национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60—90%, увели­чением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости.
5. Эра «высокого массового потребления», когда основными про­блемами общества становятся проблемы потребления, а не произ­водства, главными отраслями – с фера услуг и производства това­ров массового потребления, а не традиционные отрасли.


Слайд 43Все эти идеи легли в основу концепции постиндустриального общества, в которой

выделяются три этапа и три типа общества:
доиндустриальное, где главными институтами являются сель­скохозяйственная сфера, церковь и армия;
индустриальное — промышленность с корпорацией и фир­мой во главе;
постиндустриальное (информационное), в центре которого интеллектуальная собственность, теоретические знания.


Слайд 44Исследователи утверждают, что особенности информационного общества связаны с той ролью, какую

играет информация в обще­стве, с глобальными электронными сетями, широким распростра­нением компьютерной культуры.
Термины «массовое общество», «постиндустриальное общество», «общество потребления», «техно­тронное общество», «общество знания», общество «третьей волны» теперь все чаще заменяются появившимся в 1960-х гг. понятием «информационное общество».
М. Кастельсу принадлежит термин «информационная эпоха».


Слайд 45Ученые считают, что информационное общество — это следу­ющая ступень развития человечества,

на котором доминирующим объектом производства и потребления становятся информацион­ные продукты и услуги.
При установлении информационного общества сфера услуг, в частности, и в особенности информацион­ных, преобладает над производством, информационное потребле­ние становится преобладающим видом.


Слайд 46Определяя черты будущего информационного общества, А. Д. Урсул выделяет несколько его

особенностей.
Информационное общество овладеет информационными потоками человечества, прежде всего массовыми, определяющими социальное развитие общества в глобальном масштабе.
Экономической основой общества в глобальном масштабе окажется всесторонняя интенсификация как основа перехода к модели устойчивого развития.
Информация получит приоритет по сравнению с другими видами ресурсов и факторов развития, а информационная деятель­ность охватит подавляющее большинство либо даже все население (в разной степени).


Слайд 47Будет создана инфосфера в глобальных, космических мас­штабах, автоматизированные информационные технологии будут

основаны на компьютерных системах с широким использованием искусственного интеллекта.
При реализации глобального единства цивилизации на инфор­мационной основе откроется возможность принятия согласованных решений и достижения информационного консенсуса на рацио­нально-демократических началах.


Слайд 48Информация охватит все сферы социальной деятельности. Общество имеет возможность гарантировать свободный

доступ каждого человека к информационным ресурсам всего человечества при одновременной защите от вторжения в его личную информа­цию (личную жизнь) и обеспечить информационную безопасность общества в самом широком масштабе.
Будущее информационное общество в максимальной степени имеет потенцию реализовать гуманистические принципы и иде­алы, обеспечивая выживание цивилизации и ее дальнейшее устой­чивое во всех отношениях развитие.

Ученый осознает, что такая модель трудно осуществима, и видит все реальные негативные эффекты, которые будут сопровождать информационное общество.

См.: Урсул А. Д. Путь в ноосферу. М., 1993. С. 97.


Слайд 49Одним из самых популярных современных исследователей в области информационного общества, или

информационной эпохи, является профессор Калифорнийского университета М. Кастельс, трехтомный труд которого «Информационная эпоха» является научным бестселлером.
В 2004 г. в Екатеринбурге впервые вышла на русском языке его новая книга «Галактика Интернет», где уче­ный развивает свои идеи применительно к глобальным информаци­онным сетям.

Мануэль Кастельс


Слайд 50М. Кастельс связывает развитие цивилизации с воз­никновением новой универсальной социальной структуры

и нового способа развития — информационализма, когда источник произво­дительности заключается в технологии генерирования знаний, обра­ботке информации в символической коммуникации.


Слайд 51К основным условиям становления информационного общества можно отнести следующие:
степень развитости цивилизации,

ее информационной зрело­сти;
увеличивающаяся центробежность и самостоятельность вхо­дящих в нее структур;
плюрализация социума при понимании общности цивилизационных судеб и неизбежности интеграции в единое человечество с переходом в «единое вселенство».


Слайд 52Такая цивилизационная потребность современного этапа раз­вития дополняется:
условиями экономической и технологической развитости,

созданием крупных информационных ресурсов, наличием инфор­мационной индустрии, компьютерной и телекоммуникационной промышленности;
созданием социальных, технических и правовых возможно­стей доступа к источникам информации разного типа и уровня, появлением глобальных информационных сетей.

Слайд 53Основными характеристиками информационного общества можно считать:
формирование единого мирового информационного про­странства и

углубление процессов информационной и экономиче­ской интеграции стран и народов;
распространение глобальных информационных сетей, доступность информации;
возможность получать любую информацию для использова­ния в разных сферах жизни;
использование информации как экономического ресурса и предмета массового потребления;


Слайд 54преобладание в числе продуктов социальной деятельности производства и распространения информации, создание

и интен­сивный рост информационного рынка, преобладание информаци­онных видов труда;
преобладание удаленных коммуникаций, дистанционных связей;
новые возможности для взаимодействия и выражения обще­ственного мнения;
формирование новых моделей и норм поведения на основе информмоделей;
возрастание роли телекоммуникационной, транспортной, организационной инфраструктур;
возможность практически полного удовлетворения информа­ционных потребностей людей независимо от места их жительства, рода занятий и т.п.

Слайд 55Позитивные эффекты информационного влияния связаны:
с масштабным воздействием на изменение культуры произ­водства,

бизнеса, организации работы, обучения, досуга, потребле­ния и т.п.;
воздействием на социальные институты, на сознание и пове­дение людей во всех сферах жизнедеятельности;
колоссальным возрастанием роли информации в глобали­зации, интеграции человечества, в организации коммуникации, общения между людьми, усиления каналов обратной связи для деятельности социальных институтов.


Слайд 56Наряду с положительными весьма реальны и негативные эффекты:
возможность манипулирования массовым сознанием

и обще­ственным мнением;
опасность внесения ценностных ориентаций стран, домини­рующих в информационных технологиях, когда эти ориентации не совпадают с национальными интересами государств — потреби­телей их информационных продуктов, экспансия одного из языков (в данный момент английского) и типов культур в связи с моно­полией в изготовлении программных компьютерных продуктов и в этом смысле проблема национальной безопасности языка и культуры;
опасность унификации, стереотипизации массовой информа­ции, ведущим к шаблонизации сознания и поведения человека;


Слайд 57возможность контроля над личностью со стороны государ­ства либо криминальных структур, уязвимость

конфиденциальной информации, опасность посягательства на неприкосновенность личной жизни в связи с «информационной прозрачностью»;
угроза доминирования технократических тенденций в ущерб гуманитарным;
опасность разделения общества на имеющих доступ к инфор­мации и не имеющих его и т.п.;
размывание ценностных критериев в ситуации неконтроли­руемого информационного потока.


Слайд 58Теории информационного общества связываются сегодня пре­жде всего с технологическими прорывами и

глобальными сетями, информационными супермагистралями.
Однако информацион­ное общество является пока перспективой не только потому, что еще не достижима технологически информационная связь для всех, но и в связи с тем, что термин «информационное общество» намного более многозначен и глубок, чем просто понятие о пла­нете, опутанной современными средствами коммуникации.


Слайд 59Это тип общества, в котором информация снова становится суперзна­чимой, возвращающейся к

своим исходным сущностным ценност­ным смыслам, креативной, созидающей, а не разрушающей силой.
Об этом очень точно и образно сказал М. Кастельс: «Обещанием информационной эпохи является освобождение беспрецедентной возможности силы разума. Я думаю, следовательно, я произвожу. Мечта Просвещения — разум и наука решат проблемы человече­ства в пределах досягаемости.


Слайд 60Однако существует экстраорди­нарный разрыв между нашей технологической переразвитостью и нашей социальной

недоразвитостью.
Наши экономика, общество и культура построены на интересах, цен­ностях, институтах и системах представлений, которые в общем ограничивают коллективную креативность, конфискуют плоды информационной технологии и отклоняют нашу энергию в русло самоуничтожающей конфронтации».

Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2000. С. 513.


Слайд 61В связи с проанализированными теориями информационного общества важно определить роль журналистики

в эпоху глобальной информации.
Она становится все более универсальной и всепрони­кающей, полифункциональной, супероперативной, интерактивной, саморегулируемой, дуальной, совмещающей разные тенденции (шаблонизацию и креатизм, массовизацию и демассовизацию, масс- бульваризацию и элитаризм и т.п.), ценностно разностильной — одним словом, синтезной.
Особенно это относится к электронным средствам распространения информации, к глобальным сетям.


Слайд 62Журналистика глобального информационного общества, эпохи Интернета становится общепланетарной, не имеющей простран­ственных

и временных границ. Назовем несколько особенностей нового журнализма:
универсальность, полифункциональность, способность выпол­нять любые роли и способствовать реализации разнообразных потребностей и интересов аудитории — от информационных и про­светительских до развлекательных и рекламных; в то же время все большая специализация, диверсификация в связи с различием и дифференциацией аудитории;
стандартизация, шаблонизация, подчинение массовому стереотипизированному информационному продукту, циркулирую­щему в глобальных сетях;


Слайд 63виртуальность, или виртуализация, т.е. переход от закреплен­ных, отпечатанных форм к виртуальным

теле-, аудио-, сетевым фан­томным формам представления информации;
подчинение всем закономерностям нерасчлененного инфор­мационного потока, органичное вплетение в рекламную, научную, деловую, политическую, художественную, личную и другую инфор­мацию, циркулирующую в глобальных сетях, все большая синтезность, объединение разных способов представления информации (текст, графика, цвет, динамическое изображение, звук и т.п.);
приобретение свойства супероперативности, или симультанности, когда сообщение и восприятие сообщения могут совпадать во времени

Слайд 64информационная вторичность, поскольку интернет-источ­ники все чаще вытесняют непосредственное знакомство с объ­ектом,

наблюдение ситуации собственными глазами, общение с участниками на месте события (в то же время необыкновенно расширяются границы и возможности получения журналистом информации по сетям для осмысления, обобщения и передачи аудитории; в этой связи журнализм все больше становится «надом­ной» работой с компьютером);
усиление коммуникативных свойств журнализма, поскольку есть возможность использовать самые различные формы инфор­мационной медиации в режиме оперативного интерактивного сете­вого общения;
мультимедийность, конвергентность, когда текст может быть представлен на разных платформах (печатные, телевизионные, радийные и мобильные медиа, Интернет), проявлять свободу и независимость в выражении мнений и позиций, особенно если это касается сетевых медиа, хотя порой испытывает сильное дав­ление коммерческих, политических, информационных структур;


Слайд 65с одной стороны, усиление возможности манипулирования общественным мнением, укрепления информационной власти

и давления на аудиторию при помощи информационных техно­логий, с другой стороны, возможность аудитории противостоять информационному диктату благодаря свободе выбора информации;
саморегулируемость, ибо по каналам обратной связи можно немедленно получать рекламации на публикации и постоянно кор­ректировать их в зависимости от реакции информационных потре­бителей;
все большее приобретение информацией как продуктом журнализма свойства товара или услуги наряду с другими видами услуг, предоставляемых сетями;
все большее приобретение черт массовой культуры, хотя одновременно имеет место взаимодействие со специальными, в том числе элитарными, группами;


Слайд 66все большая толерантность, терпимость к любым мнениям, циркулирующим в глобальных сетях,

в связи с влиянием разно­полюсных ценностных позиций своей аудитории (в то же время у журнализма есть возможности содействовать высоким гумани­тарным, просветительским идеалам);
содействие интенсификации культурных и личных связей, консолидации и интеграции людей (в этом смысле журнализм слу­жит важным фактором формирования цивилизации, хотя может быть использован и в узконациональных целях).


Слайд 67Основные теории прессы и массовой коммуникации
Широко известная классическая работа Фреда С.

Сиберта, Уилбура Шрамма и Теодора Питерсона «Четыре теории прессы» (1956) характеризует основные теории СМИ: авторитарную, либертари­анскую, теорию социальной ответственности и советскую тота­литарную теорию, которые можно свести к двум — тоталитарная и демократическая.


Слайд 68Четыре теории прессы


Слайд 70Примечание. Следует отметить, что в оценке четвертой теории (советской тоталитарной) явно

присутствует чрезмерная идеологическая составляющая.


Слайд 71Сейчас весьма популярна теория социальной ответственности (Social responsibility theory), поскольку все

более осознается значи­тельная роль СМИ в обществе.
Вместе с тем наряду с этой концеп­цией существуют и теории минимального влияния на общество — позитивистский взгляд на взаимоотношения СМИ и аудитории.
Приведем сводку этих теорий, тесно связанных с сегодняшним этапом развития информационного общества.


Слайд 77Для создания перечисленных теорий многое сделали родона­чальники исследований массовой информации, массовой

комму­никации.
Следует напомнить имена ученых, не анализируя под­робно их идеи, потому что в основном это предмет социологии массовой коммуникации

Слайд 78Харольд Амамс Иннис (1894—1952) — канадский ученый, основатель Торонтской школы коммуникативных

исследований.
Основная работа «Империя и коммуникация» (1950), где он иссле­довал мировые империи и формы коммуникаций, которые в них господствовали.
Сторонник технологического детерминизма: счи­тал, что появление единого информационного пространства свя­зано с изобретением бумаги, печати и электронных средств. Это пространство объединяется общезначимой информацией, как пра­вило новостями.

Харольд Амамс Иннис (1894—1952)


Слайд 79Чарльз Кули (1864—1929) — американский социолог, социо-психололог, один из основоположников теории

малых групп в социологии.
Основные труды: «Человеческая порода и социаль­ный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Соци­альный прогресс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930).
Рассматривал общество группы и индивида как единый живой организм, связанный с большим «Я» — соци­альным сознанием (социальный органицизм).
В этом единстве социальное есть кумулятивный аспект целостности, индивиду­альное — ее дискретный аспект.
Это происхо­дит лишь в коммуникации, межличностном общении внутри пер­вичной группы.

Чарльз Кули (1864—1929)


Слайд 80Выявил следующие особенности СМИ:
выразительность (способность охватить максимально широ­кий круг людей и

переживаний);
устойчивость записи (победа над временем);
скорость (победа над пространством);
диффузность процесса, который охватывает все слои, расши­ряя и оживляя социальное взаимодействие;
люди все больше проникаются сочувствием к «дальним», как к ближним, распространяя принципы добра и справедливости.


Слайд 81Гарольд Лассуэлл (1902—1978) — американский политолог и социолог (Чикагская школа).
Основные

работы: «Техника про­паганды в мировой войне» (1927), «Пропаганда, коммуникация и публика» (1946), «Анализ политического поведения» (1947).
Применял функциональный подход к политике, использовал психологию в анализе политики и пропаганды, выявлял роль массовой ком­муникации в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти, исследовал проблему контент-анализа массовой коммуникации.
Понимал общение людей как открытый форум для взаимной терпимости и доступа к основным ценностям жизни.

Гарольд Лассуэлл (1902—1978)


Слайд 82Пол Лазарсфельд (1901 — 1976) — американский социолог-позитивист.
Основные работы: «Этапы

социальной психологии в мировой войне» (1950), «Народный выбор» (в сотрудничестве с Берельсоном и Годе) (1944).
Совместно с Р. Мертоном выдви­нул теорию о двухступенчатой коммуникации, когда сообщение воспринимается сначала «лидером мнения» а потом уже через него распространяется другим членам группы.
Выдвинул гипо­тезу установления «повестки дня», разработанную М. де Флером, М. Макомбсом и Д. Шоу как переопределение проблем в СМИ.

Пол Лазарсфельд (1901 — 1976)


Слайд 83Герберт Маршалл Маклюэн (1911 — 1980) — канадский социо­лог и культуролог,

публицист.
Основные работы: «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962), «Понимание медиа: Внешние расширения человека» (1964), «Медиа — это сообщение: Перечень последствий» (1967), «Война и мир в глобальной деревне» (1967), «От клише к архетипу» (1970). Понимал культуру как сово­купность средств общения, формирующих сознание людей.
В мире разномасштабной и разноплановой электронной инфор­мации человек мыслит не линейно-последовательно, а мозаично, через интервалы, посредством резонанса — через непосредствен­ное вовлечение в действие и шарообразность картины мира, слит­ность человека и общества, мифологическую цельность мышления.

Герберт Маршалл Маклюэн (1911 — 1980)


Слайд 84Из современных зарубежных исследователей в первую очередь следует упомянуть немецкого социального

философа Юргена Хабермаса, представителя Франкфуртской школы критической теории, написавшего несколько работ по коммуникации: «Знание о человеческих интересах» (1968), «Коммуникация и эволюция общества» (1974), «Теория коммуникации» в 2 т. (1981), «Теория коммуникативной компетентности» в 2 т. (1984; 1988), «Структур­ное преобразование публичной сферы» (1989), «Моральное созна­ние и коммуникативное действие» (1990), «Фактичность и зна­чимость» (1992).
Ученый изучает коммуникативные процессы в обществе, их эффекты.

Юрген Хабермас


Слайд 85Широко известна многократно переизданная работа Дениса МакКуэйла «Теория массовой коммуникации».
В

2013 г. в г. Москве на русском языке опубликован его учебник для журна­листов «Журналистика и общество».
В этих изданиях Д. МакКуэйл подробно рассматривает операционные и нормативные теории коммуникации.


Слайд 86Среди российских исследователей следует прежде всего назвать Бориса Андреевича Грушина (1929—2007),

который организовал Институт изучения общественного мнения «Ком­сомольской правды» (1960—1967), возглавлял Центр изучения общественного мнения Института конкретных социологических исследований Академии наук СССР (1969—1972), был одним из руководителей Всесоюзного центра изучения общественного мнения при ВЦСПС и Гоструде СССР (1988—1990), а в 1989 г. основал собственную независимую службу изучения общественного мнения «Vox Populi» («Глас народа»).

Борис Андреевич Грушин (1929—2007)


Слайд 87Труды Б. А. Грушина — настольные книги социологов и иссле­дователей в

области журналистики: «Мнение о мире и мир мнений» (1967), «Массовое сознание» (1987), вышедшая под его редакцией книга о знаменитом Таганрогском проекте «Массовая информа­ция в советском промышленном городе» (1980).
В последние годы ученый работал над четырехтомником «Четыре жизни Рос­сии». Здесь на основе более чем 250 эмпирических исследований, проведенных за последние 40 лет, предпринимается не имеющая аналогов попытка реконструировать в динамике некоторые значи­мые свойства менталитета российского народа.
Книги посвящены эпохам Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева (в 2 т.). Должны были быть написаны книги о времени М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина. Однако, к сожалению, они остались не законченными.

Слайд 88Очень глубокую интерпретацию социологической информации о динамике и особенностях общественного мнения

в постперестро­ечной России можно найти в книге другого патриарха отечествен­ной социологии Юрия Александровича Левады (1930—2006), долгое время бывшего директором Всесоюзного, а затем Всероссий­ского центра изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ), позже возглавившего выделившуюся из ВЦИОМ исследователь­скую структуру «Левада-Центр».
Эта книга называется «От мне­ния к пониманию» (2000).
Итоговым стал труд Ю. А. Левады «Ищем человека: социологические очерки 2000—2005», вышедший в год смерти ученого.

Юрий Александрович Левада (1930—2006)


Слайд 89Борис Максимович Фирсов — родоначальник социологии телевидения в нашей стране.
Его

работы «Телевидение глазами социолога» (1972), «Пути развития средств массовой коммуника­ции» (1977) и вышедшие под его редакцией «Массовая коммуни­кация в условиях научно-технической революции» (1981) и «Мас­совая коммуникация и охрана окружающей среды» (1987) были настольными книгами социологов СМИ в 1970—1980-е гг.

Борис Максимович Фирсов


Слайд 90Студенты факультетов журналистики хорошо знакомы с тру­дами по теории журналистики и

социологии Евгения Павловича Прохорова (1931—2011), автора базового учебника «Введение в теорию журналистики».
Он много лет возглавлял кафедру социо­логии на факультете журналистики Московского государственного университета (далее — МГУ).
Под его руководством предпринято несколько масштабных комплексных проектов по исследованию СМИ.

Евгений Павлович Прохоров (1931—2011)


Слайд 91Функционирование СМИ в обществе
Журналистика — это социальная оперативная информацион­ная система, в

целом адекватная политической, экономической и духовной системе данного общества на конкретном этапе его раз­вития.
Это качество адекватности тому обществу, которое журналистика представляет, можно считать одним из ее базовых признаков.

Слайд 92Для того чтобы яснее понять характеристики социологичности журналистики, необходимо рассмотреть ее

функционирование в обществе как динамический процесс взаимодействия основ­ных субъектов этого процесса: общества, различных групп, слоев, структур, институтов власти, учредителей, владельцев, издателей, рекламодателей, спонсоров, аудитории и СМИ, журналистов.


Слайд 93Схему функционирования СМИ, или средств массовой комму­никации (далее — СМК), в

обществе пытались представить многие теоретики в сфере коммуникации.
Пионерами в этой области стали американские социологи, поэтому логично прежде всего провести анализ их концепций.


Слайд 94Схема К. Шеннона
Эта схема была составлена для технических средств связи, но

в ней названы основные компоненты, которые затем использо­вались при составлении схем любой коммуникации, в том числе массовой.


Слайд 95Основателем процесса массовой коммуникации считается американский социолог, представитель Чикаг­ской школы социологии

Гарольд Лассуэлл.
Он предложил зна­менитую «пентаду» — пятичленку, которая описывает процесс коммуникации в ответе на вопросы: кто сообщает, что именно, по каким каналам, кому, с каким эффектом.


Слайд 96Схема Г. Лассуэлла (1948)


Слайд 97Схема Г. Лассуэлла показывала только одностороннее дви­жение информации.
Ее критиковали за

то, что она была связана с пропагандой в СМК и манипуляторскими тенденциями.
Позд­нее, в 1968 г., Г. Лассуэлл ввел еще два элемента в процесс комму­никации и изменил некоторые формулировки.


Слайд 98Схема Г. Лассуэлла (1968)


Слайд 99Хотя в этой формулировке появились намерения коммуни­катора, его стратегия и условия

коммуникации, в ней осталась та же однонаправленность, когда аудитория служит только объ­ектом влияния СМК и не проявлены социальные факторы ком­муникации.
В связи с этим исследователи массовой коммуни­кации добавляли новые элементы в эти схемы и пыта­лись преодолеть их односторонность.


Слайд 100Модель У. Шрамма
В модели американ­ского ученого Уилбура Шрамма показано и обратное

движение сообщения от получателя к отправителю.
Кроме того, он добавил в схему элемент «пабликс» — социальных посредников (различ­ные общественные организации — конгресс, профсоюзы, торговая палата и т.п.), через которых к получателю поступает информация.
Между субъектами массовой коммуникации стоят кодирующее и расшифровывающее устройства, где происходит интерпретация сообщения.


Слайд 101Схема У. Шрамма


Слайд 102При обмене сообщениями «источник» и «получатель» поочередно меняются ролями, в результате

чего коммуникация превращается в диалог.
Если линейные модели нацелены на исследование точности передаваемых сигналов, достигаемой минимизацией технических шумов в канале, то в циркулярной модели основной акцент переносится на интерпретацию сообщения.
Поскольку каждый участник коммуникации подходит к расшифровке смысла передаваемого сообщения со своими критериями, то в коммуникационном процессе возникает «семантический шум».
Минимизировать его последствия и сделать коммуникацию более эффек­тивной (результативной) можно лишь посредством механизма «обратной связи».


Слайд 103Джон и Матильда Райли дополнили существующие схемы социальными связями, включив в

них влияющие на ком­муникатора (К) и реципиента (Р) — адресата, приемника инфор­мации, которого еще называют коммуникантом, — первичные группы, более широкие социальные структуры вплоть до всеобъ­емлющей социальной системы.


Слайд 104Схема Д. и М. Райли


Слайд 105Модель основана на социологическом подходе к изучению массовой коммуникации, ориентированном на

проведение анализа процессов, происходящих в аудитории, и имеющем целью рассмотрение массовой коммуникации лишь как одной из многих социальных систем.
Предполагается, что участники коммуникации включены в многочисленные психологические отношения.
Процесс массовой коммуникации влияет на социальные установки, на взаимоотношения между группами различных уровней.
Сами авторы определяют свою модель как своего рода структурные рамки для социологических исследований.


Слайд 106Герхард Малецке расшифровал структуру первичных групп: коммуникатор в коллективе, коммуникатор в

учреждении, комму­никатор в прочих социальных отношениях, а также добавил пред­ставление коммуникатора о самом себе и давление общественно­сти на него.
Сектор реципиента, приемника информации, также обогатился представлениями его о себе как личности, члене дис­персной (рассеянной в пространстве, атомизированной) публики и в прочих социальных отношениях.
Г. Малецке считает, что на выбор реципиентом сообщения влияют структура личности, развитие и опыт, интеллигентность и интересы, взгляды и миро­воззрение, а также условия, ситуация, в которой реципиент при­нимает информацию

Слайд 107Модель Г. Малецке


Слайд 108Г. Малецке рассматривает «схему полей массовой коммуникации», в которой сводятся воедино

многие социально-психологические факторы.
В основе модели – традиционные элементы: коммуникатор, сообщение, посредник и реципиент, однако добавлен целый ряд новых элементов вскрывающих социо-психологическую сущность коммуникации, и активность ее участников.
Образы реципиента и коммуникатора в оценке друг друга являются важными деталями модели и выполняют регулирующую роль.
Предопределенность, предсказуемость – ценнейшее качество данной модели, позволяющее прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею.


Слайд 109Модель М. Де Флёра
В коммуникативном процессе первоначальная идея («значение») трансформируется в

«сообщение», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по каналу получателю.
Получатель декодирует «информацию» в «сообщение», которое в свою очередь трансформируется в месте назначения в идею («значение»).
В модели учтен основной недостаток линейных моделей — отсутствие обратной связи.
Цепочка следования информации от источника до получателя замыкается петлей обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием «шума».

Слайд 110Модель М. де Флёра


Слайд 111Обратная связь дает коммуникатору возможность лучше приспособить свое сообщение к коммуникационному

каналу для повышения эффективности передачи информации и увеличения вероятности соответствия между отправленным и принятым значениями.
Следует, однако, различать обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе прямого воздействия, и опосредованную связь второго порядка, возникающую на основе оценки результатов воздействия.


Слайд 112В отечественной социологии начиная с 1960-х гг., когда воз­родилась социология журналистики,

активно разрабатывались схемы функционирования СМК или средства массовой информа­ции и пропаганды (СМИ11), как тогда говорили.
Эти модели были предложены А. Н. Алексеевым, Э. Г. Багировым, Ю. П. Буданцевым, Ю. В. Воронцовым, Б. А. Грушиным, С. Г. Коркопосенко, М. Лауристин, Г. В. Лазутиной, Е. П. Прохоровым и другими исследо­вателями.
Обзор многих схем подробно дан в учебном пособии Е. В. Ахмадуллина «Краткий курс теории журналистики» (2006).


Слайд 113Ключевым в понимании сущности журналистики в качестве социального института является понятие

о том, что общество как совокупная аудитория служит главным субъектом информацион­ного взаимодействия.
Главным пусковым механизмом, который порождает информационную деятельность, являются потребности в информации, обусловленные основными политическими, экономическими, социальными, духовными и биологическими процессами и потребностями общества.


Слайд 114В то же время пусковым механизмом для журналистики могут быть и

субъективированные потребности, т.е. интересы, в данном случае аудиторные интересы.
Таким образом, можно говорить о двух потоках функционирования журналистики. Однако сначала уточним, что понимается под потребностями и интересами и чем они различаются.


Слайд 115Потребность обычно определяется как объективная нужда или недостаток в чем-либо, необходимом

для поддержания жизнеде­ятельности личности, социальной группы, общества в целом, как внутренний побудитель активности.
Потребности бывают биологические (физиологические), социальные, экономические, духов­ные и существуют во всех сферах жизнедеятельности социума и личности — в быту, труде, общественной деятельности, познании, рекреации и т.п.
Все они должны иметь информационное обеспечение, в том числе при помощи СМИ.


Слайд 116Осознание этих потребностей людьми, социальными группами может выступать в роли интересов.


Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) есть субъективная категория, хотя, конечно, связанная с реальным положением субъекта в социуме; это при­чина социальных действий, диктуемая побуждениями –мотивами, помыслами, идеями участвующих в этих действиях индивидов н социальных групп.
Интерес порой весьма сильно отстает от объ­ективных потребностей (например, человека тянет к алкоголю или наркотикам, хотя это вредит его здоровью, нарушает социальные связи, разрушает личность, т.е. объективно ему не полезно).

Слайд 117Вернемся к описанию процесса функционирования СМИ в обществе, хорошо осознав, что

потребность — это объективная необходимость, а интерес — это субъективная направленность личности или группы.
Первое направление в нашей круговой схеме – направление информационных потребностей, или общественное.
Оно рож­дено политическими, социальными, экономическими, биологиче­скими и духовными потребностями общества, его основных слоев.
Социальные институты (органы власти, различные общественные и коммерческие структуры, влияющие на журналистику) транс­формируют этот социальный заказ в программы действий для СМИ.


Слайд 118Функционирование СМИ в обществе:
О — общество;
Н — народ;
А —

аудитория;
СИ — социальные институты;
СМИ — средства массовой информации различных уровней и типов;
ПТ – потребности общества;
ИН — интересы аудитории;
УС — управляющие структуры;
В — властные структуры разного уровня;
П — партии, общественные движения и объединения;
У – учредители СМИ;
Ф – финансовые структуры, владельцы СМИ, рекламодатели, спонсоры и т.п.;
И — издающие и распространяющие СМИ организации; ПЧ – печать;
ТВ — телевидение;
РВ — радиовещание;
ИА – информационные агентства;
СМ — сетевые медиа;
РС — рекламные службы


Слайд 119В соответствии с ними либо на основе своих собственных программ журналисты

передают информацию ауди­тории.
Однако при этом СМИ взаимодействуют с аудиторией уже со стороны ее аудиторных интересов.
Но, что как бы ни была важна и полезна информация с точки зрения объективных потребностей общества, она не будет прочитана, услышана, вос­принята, если не интересна аудитории.
Успех СМИ всегда опре­деляется тем, как журналисты сумеют заинтересовать аудиторию социально важной информацией.


Слайд 120Изменения, произведенные в сознании и поведении, в жизни общества журналистикой, естественно,

влияют на социальные потребности, и, таким образом, новый виток информации в обще­стве происходит с измененными (хотя бы отчасти) потребностями и скорректированными соответственно с ними информационными продуктами СМИ.


Слайд 121Схематически это можно отразить так: «потребности обще­ства как объективная необходимость в

его оптимальном разви­тии — институты власти, различные политические и социальные структуры, которые одновременно могут быть учредителями, владельцами изданий, рекламодатели, различные коммерческие структуры — журналисты, издатели и распространители печатной продукции — аудитория (со стороны ее аудиторных интересов)» и далее по новому циклу.
Естественно, что у этого направления функционирования СМИ есть и обратные связи, т.е. реакция ауди­тории на тексты СМИ (в схеме обозначена пунктиром).


Слайд 122Второе направление функционирования СМИ можно назвать аудиторным, или направлением аудиторных интересов.


Оно рож­дено аудиторными интересами, которые базируются на социаль­ных интересах публики и воспринимаются журналистами как руко­водство к действию.
Поскольку эти интересы весьма разнообразны и могут сильно расходиться с объективными потребностями, в этом направлении возможны различные искажения.

Слайд 123Обычно коммерческая выгода СМИ состоит в том, чтобы эксплуатировать те интересы,

главным образом физиологического и рекреативного свойства, которые увеличивают аудиторию, следовательно, при­влекают дополнительную рекламу и повышают доходы издания и владельца.


Слайд 124При этом нередко педалируются самые низменные, физиологические интересы аудитории, сознательно игнорируются

высшие познавательные, развивающие, социализирующие лич­ность, часто нет разговора о социальном и психическом равнове­сии личности и общества, здоровье нации.
В этом случае мы имеем дело с бульварной журналистикой, которая направлена на удов­летворение низших физиологических интересов, разрушающих нрав­ственность людей и моральную структуру общества, негативно влияя на все сферы его жизни и деятельности.


Слайд 125Схема функционирования СМИ в аудиторном направлении такова: «интересы аудитории — журналисты

— институты власти, различные политические, коммерческие структуры и т.п., произво­дящие какие-то изменения в жизни общества и таким образом влияющие на формирование и изменение его потребностей, которые, и свою очередь, отражаются на аудиторных интересах» и далее но новому циклу.


Слайд 126Следует также отметить, что некоторые связи могут редуциро­ваться.
Например, если СМИ

сами выступают в роли владельцев н издателей, минимизируется влияние коммерческих структур, хотя воздействие властей, политических партий и движений, обще­ственного мнения достаточно сильно хотя бы потому, что руково­дители таких СМИ придерживаются определенных политических взглядов и пристрастий.


Слайд 127Гармоническое сочетание общественного (потребностного) и аудиторного (связанного только с интересами) направлений

с преобладанием первого по принципу золотого сечения явля­ется оптимальным, и поэтому есть основания предполагать, что должны все больше проявляться ценностно-потребностные императивы.
Главным в преодолении ценностного хаоса пред­ставляется вопрос о том, каков источник движения социальной информации в обществе, что ее порождает.

Слайд 128В результате анализа социологического подхода к процессу функционирования СМИ в обществе

можно сделать следующие выводы.
Процесс этот круговой, точнее спиралевидный, циклический.
Это циклическое функционирование происходит не одно- направленно, а по разновекторным направлениям.
Общий вектор развития может быть плюсовым, т.е. способствовать развитию и совершенствованию общества; тогда спираль его изменения раз­вертывается по восходящий.
Однако могут развиваться и нега­тивные тенденции, когда под воздействием СМИ наблюдается разложение и разрушение общества, падение нравов, снижение морального, духовного и физического потенциала общества.
В этом случае спираль функционирования журналистики склоня­ется к отрицательным значениям, способствует деградации обще­ства. В обоих направлениях есть и обратные связи.


Слайд 129В этом движении, поскольку его можно назвать целостным, непрерывным, разные социальные

субъекты могут оказываться в разных позициях в зависимости от того, в какой системе отноше­ний рассматриваются: то собственно субъекта (когда их роль явля­ется управляющей, основной), то средства (когда они становятся орудием в руках более сильного субъекта — властей, владельцев, аудитории), то объекта информационного воздействия, влияния.
В связи с различными направлениями и ролями можно говорить о разных типах журнализма: общественно-ответствен­ном, нацеленном на решение актуальных общественных проблем и удовлетворение общественных потребностей, и коммерческом, который направлен на получение максимальной прибыли и для этого часто потакает низменным интересам аудитории, провоци­руя и развивая их; тоталитарном и демократическом; независи­мом и подчиненном; позитивном и негативном.

Слайд 130Целостный, динамический современный подход позволяет осознать этот процесс не просто как

линейно-динамический, но как круговой, точнее спиралевидный, отражающий движение информации в обществе, которое происходит циклически.
Это не одностороннее, а разнонаправленное четырехвекторное движе­ние, потому что прибавляется еще плюсовое либо минусовое его направление.
Важно отметить, что это функционирование высту­пает как момент развития, имеющего как минимум три состояния: восхождение, нисхождение (деградация) и стагнация, т.е. функцио­нирование на одном уровне, без изменений.


Слайд 131Вопросы для обсуждения
Назовите основные характеристики информационного общества, его позитивные и негативные

эффекты.
Каковы основные характеристики журнализма информационной эры?
Сформируйте названные в учебнике основные теории массовой коммуникации в крупные группы по одному базовому признаку.
Каких основных исследователей в области социологии СМИ вы можете назвать?

Слайд 132Практические задания
1.Найдите в словарях, учебниках, Интернете имена известных американских и европейских

социологов, которые занимаются исследованиями СМИ, массовой коммуникации. Составьте таблицу со следующими признаками.

2. На основе анализа приведенных схем функционирования СМИ и обществе нарисуйте свою.


Слайд 133Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика