Слайд 2 «Мужские исследования» - критическое, в значительной степени политизированное направление гендерных исследований.
Их возникновение в качестве самостоятельной исследовательской сферы в 1970-е гг. непосредственно связано с воздействием второй волны феминизма на развитие социальной теории в целом.
Объектом изучения социологии маскулинности изначально были «маргинализированные типы маскулинности», связанные с расовой, этнической принадлежностью или сексуальной ориентацией.
Впоследствии в поле внимания ученых попала нормативная, доминантная мужественность.
Слайд 3 Традиционная, нормативная мужественность (Э. Гидденс) - совокупность следующих черт:
стремление доминировать над
другими мужчинами в сфере общественной жизни;
двойной стандарт;
разделение женщин на «чистых» и «нечистых»;
понимание половых различий как незыблемых, данных Богом и природой;
представление о женщинах как существах иррациональных, с неясными желаниями и действиями;
разделение труда по признаку пола.
Слайд 4Основные теории маскулинности
Мужские исследования могут быть систематизированы по разным основаниям.
Так, Р.
Коннелл выделил 4 основных стратегии категоризации мужественности:
эссенциалистская
позитивистская
нормативная
семиотическая
Слайд 5 Стратегия эссенциализма направлена на определение природных черт, составляющих сущность маскулинности. Один
из наиболее ярких примеров - психоаналитическая теория З.Фрейда. Понятие маскулинности сводится к набору природно обусловленных образцов поведения, установок, рассматриваемых как вторичные психологические признаки мужчины.
Позитивистская парадигма определяет маскулинность посредством эмпирического описания того, какие мужчины есть «на самом деле» (в разных социальных средах и культурах). Позитивистски ориентированные ученые исследуют идеал-типические образы мужественности и женственности, промежуточные типы остаются вне фокуса исследования.
Слайд 6 Нормативный подход к определению маскулинности исходит из факта половой дифференциации и
предполагает существование нормативной модели мужественности, стандарта того, какими должны быть мужчины. Один (доминантный) тип мужественности постулируется в качестве социальной нормы, а другие виды мужественности позиционируются в качестве маргинальных, отклоняющихся от нормы.
Семиотический подход определяет маскулинность посредством символического различия, в рамках которого маскулинность и фемининность находятся в отношениях оппозиции. То есть мужественность определяется как не-женственность.
Слайд 7 К. Клаттербау выделил следующие направления:
консервативное
про-феминистское
движение за права мужчин
духовное
социалистическое
ориентированное на конкретные группы.
Слайд 8 Консервативное направление предполагает, что для мужчин вполне естественно быть защитниками женщин
и кормильцами семьи, а также политически и социально доминировать.
Наиболее яркая работа в рамках этого направления - книга Дж. Гильдера «Половое самоубийство». В ней он высказывает довольно пессимистические взгляды относительно «мужской природы», называя мужчин варварами, стремящимися к немедленному удовлетворению своих желаний, легко прибегающими к насилию. Общество, по мнению Гильдера, может ограничить их необузданную природу с помощью женщин.
Слайд 9 Про-феминистское направление (М. Киммель, Дж. Плек) - представители отвергают идеи о
том, что традиционная маскулинность морально оправдана или биологически детерминирована. Она, по их мнению, основана на мужских привилегиях, с одной стороны, и угнетении женщин, с другой.
Радикальные про-феминисты считают, что маскулинность была создана и поддерживается на базе женоненавистничества и насилия против женщин, и существует в контексте патриархата как политического и социального порядка.
Либеральные про-феминисты считают, что маскулинность представляет собой наложенную на мужчин систему ограничений, так же как и фемининность – система ограничений, наложенных на женщин.
Слайд 10 Направление, связанное с борьбой за права мужчин (Г. Голдберг, У. Фаррелл)),
разделяет точку зрения либеральных про-феминистов на трактовку маскулинности как системы ограничений, но считают, что эта система носит больше вреда мужчинам, чем женщинам.
Маскулинность – это набор взглядов и способов поведения, используемый как средство самозащиты, с помощью которого мужчины пытаются справиться с непосильными задачами, возлагаемыми на них обществом.
Представители данного направления подчеркивают зависимость мужчин от женщин. В результате этой зависимости мужчины вырастают изолированными друг от друга, они не умеют строить отношения с другими мужчинами, часто даже испытывают к ним недоверие и ненависть (гомофобия).
Слайд 11 Духовное направление основано на том, что маскулинность является продуктом глубинных бессознательных
архетипов (обнаруживают себя в фольклоре, мифах, ритуалах).
Социалистическое направление рассматривает маскулинность как социальный феномен, связанный с экономически заданной социальной структурой. Маскулинность определяется тем, кто какую работу выполняет, кто контролирует труд других и кто распоряжается продуктами этого труда.
Направление, ориентированное на интересы различных групп, противостоит универсальным представлениям о маскулинности (белый гетеросексуал среднего класса) – маскулинность чернокожих мужчин, маскулинность геев.
Слайд 12Возникновение современной маскулинности. Гегемонная маскулинность
Категория «маскулинность» не является самостоятельной, она бинарна
по отношению к фемининности, так как обретает смысл только при противопоставлении всему тому, что «не-мужское».
Это по сути социокультурный образец, набор поведенческих практик, которые могут реализовываться не обязательно биологическими мужчинами.
Слайд 13В возникновении современной маскулинности сыграли главную роль 4 историко-культурных фактора:
новые представления
о личности и сексуальности, возникшие в Европе Нового времени в связи с происходящими культурными трансформациями;
возникновение колониальных империй, режим которых имел отчетливо маскулинизированный характер;
выдвижение на первый план рациональности как важнейшего качества, необходимого для того, чтобы преуспеть;
возникновение централизованных национальных государств, имеющих вооруженные силы.
В результате всех этих процессов постепенно сложился образ «гегемонной маскулинности» как базовый, центральный образец, которому должны соответствовать «настоящие мужчины».
Слайд 14 Понятие гегемонной маскулинности было предложено Р. Коннеллом и его соавторами Т.
Карриганом и Дж. Ли. Концепция гегемонии была заимствована ими у марксистского теоретика А. Грамши.
Гегемонная маскулинность – это способ, с помощью которого определенные группы мужчин приспосабливаются к позиции власти и благосостояния, а также производят и легитимируют социальные отношения, поддерживающие их господство.
Слайд 15Коннелл выделил следующие особенности гегемонной маскулинности:
господство не только над женщинами, но
и над другими группами мужчин (молодые мужчины, низкоквалифицированные рабочие, гомосексуалисты);
обязательная гетеросексуальность;
соответствие историческому контексту.
Слайд 16Известный исследователь маскулинности Р. Бреннон формулировал 4 основных компоненты мужской роли,
то есть социально предписанные условия состоявшейся маскулинности:
необходимость отличаться от женщин;
необходимость быть лучше других;
необходимость быть независимым и самодостаточным;
необходимость обладать властью над другими.