Слайд 1
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки
2.
Объект, предмет, метод и категории, социологии
3. Структура социологического знания. Функции социологии
Вопросы по лекции
1. Охарактеризуйте проблемно-тематическое поле социологии.
2. Какие задачи решает социология?
3. Обоснуйте место социологии в системе наук об обществе.
Слайд 2
Предпосылки возникновения социологии
Социально-экономические (развитие капитализма ХIХ в. ).
С одной
стороны, рост численности городского населения, социальная дифференциация, обнищание, нарастание социальной нестабильности.
С другой, формирование буржуазии, выступающей за стабильность и порядок.
Формируется институт общественного мнения, появляются общественные движения за социальные реформы.
Социально-политические (развитие капитализма).
Социальные потрясения и кризис общественных отношений, рост классовой борьбы: восстание лионских ткачей, силезских ткачей, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г.
Указанные тенденции сформировали потребность в создании новой теории, способной объяснить и прогнозировать развитие человечества, которая опирается на новые методы познания, которые позволяют измерять социальные явления и получать объективное, достоверное социальное знание.
Слайд 3
Предпосылки возникновения социологии
Теоретическо-методологические
1. Теории реформистского пути разрешения социального конфликта и
развития общества.
Социалисты А. Сен-Симон (1760–1825), Р. Оуэн (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Л. Блан (1811–1882).
2. Естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции)
3. Методология и методика конкретно-социологических исследований.
В XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. Работа физика и математика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на количественном описании динамики народонаселения.
Особое значение развитие социальной статистики в XIX в. Адольф Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Положено начало статистического рассчета закономерностей с применением сложных математических процедур.
Методология переписей населения (ХIХ в.)
Слайд 4
Предпосылки возникновения социологии
Таким образом, в период становления капитализма, с одной
стороны, проявились социальные болезни общества, с другой – объективно социальные силы, заинтересованные в разрешении противоречий. Стала востребована наука о обществе, методы исследования которой, дают знание основанное на достоверных фактах и связях. Такое знание способно предложить обоснованные решения противоречий.
Основоположник социологии Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель.
«Курс позитивной философии» 1839 г.
Социология – это наука, изучающая процесс совершенствования
разума человека под влиянием общественной жизни.
Главным методом, инструментом изучения общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент.
Необходимость новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.
Он противопоставлял социологию как позитивную науку, которая изучает законы общественного развития, теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. Изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок.
Слайд 5
Институализация социологии как науки
Для получения статуса науки социология должна была пройти
процесс институционализации:
1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;
2) создание специализированных периодических изданий;
3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;
4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;
5) создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин: национальных и международных ассоциаций.
Социология прошла все эти стадии процесса институционализации в различных странах Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.
Слайд 6
Объект и предмет социологии
Критерии научности: определение объекта, предмета и метода
Объект - социальная реальность, представляющая фрагмент объективного мира, на которую направлен исследовательский поиск.
Предмет - сторона, аспект, элемент объекта, интересующую конкретную науку. Это результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности, развития и функционирования изучаемого объекта.
Согласно В.А. Ядову. Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом).
Слайд 7
Метод социологии - это путь, направление, способ познания, общие исходные принципы, на
которых базируется данная наука
Специфика социологического метода:
1. Научность полученного знания:
– истинность: достоверность и объективность содержания безотносительно к познающему субъекту, обоснованность (доказательность, аргументированость) истинности содержания другими положениями, результатами эксперимента или других методов сбора информации;
Г. Лейбниц «Все существующее имеет достаточное основание для своего существования»
– интерсубъективность, то есть воспроизводимость научного знания (одинаковость результатов, получаемых каждым исследователем при изучении одного и того же объекта в одних и тех же условиях).
2. Выявление типического, создание модели социального явления и процесса.
3. Системное осмысление социальных явлений и процессов.
4. Опора на достоверные факты (эмпирические данные), которые
представляет собой совокупность сведений об изучаем явлении или процессе.
Слайд 8Категории социологии
Социологические категории - это основные и наиболее общие понятия социологии,
отражающие социальную реальность как определенную целостность в ее становлении и развитии. Они выражают сущность самого процесса социологического познания.
Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:
общенаучные категории (социальная система, социальная структура, социальное развитие и др.);
собственно социологические категории (социальный статус, социальный институт, социальная стратификация и т.д.);
категории близких к социологии дисциплин (культура, личность, государство, власть и др.).
В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное», через которое определяются другие социологические категории
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов и групп, которое проявляется в их общении, взаимодействии.
Слайд 9Место социологии в системе наук
1)Социология является наукой об обществе в целом,
его явлениях и процессах.
2) Социология включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других социогуманитарных наук.
3) Все социальные и гуманитарные науки изучающие различные стороны деятельности жизни общества всегда затрагивают социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые реализуются посредством деятельности людей.
4) Техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, методы социального измерения и т.д., разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками.
5) Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название социальных исследований.
Таким образом, социология дает научно обоснованную теорию общества, его структуры, дает понимание законов и закономерности развития и функционирования этих структур, взаимодействия субъектов и общества.