Слайд 1
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Сересова Ульяна Игоревна,
к.полит.н., доц. каф. соц.-гум.наук,
ulyana_seresova@mail.ru
Слайд 2Социология – научное изучение общества
Socius – товарищ,
Logos – слово, учение.
Автор
термина «социология» - Огюст Конт («Курс позитивной философии», 1838 г.)
Слайд 3Социологи стремятся выяснить, почему и как, под воздействием каких социальных фактов,
люди ведут себя определенным образом:
- создают семью,
- получают образование,
- выбирают профессию,
- голосуют на выборах,
- поклоняются богам,
- носят определенные марки одежды,
- и т.д.
Слайд 4
Объект – общество (и его составные части – социальные институты, социальные
группы, социальные страты, личность и их взаимодействие).
Предмет - закономерности развития и функционирования общества в целом и его составных структур.
Слайд 5Двойственное положение социальных наук (XIX в.) :
давление со стороны
естественных
наук
(физика, биология, математика)
и гуманитарных наук
(история, филология).
Слайд 6Позитивистская парадигма в социологии (О.Конт и др.):
Общество изучается так же, как
и природа,
Используются математические и статистические методы,
Производится объективное знание,
Цель исследования – управление обществом.
Слайд 7Неклассическая /качественная/ гуманистическая/ социология (М.Вебер и др.):
Общество слишком сложно, чтобы изучать
его как природу,
Используются нематематические методы,
Изучаются субъективные оценки / конструируемые образы,
Цель исследования – понимание другого.
Слайд 8«Диспут о методе» (с нач. 20 века):
- должны ли социология и
родственные дисциплины стремиться к созданию теорий, или целью является создание убедительных и основанных на сохранившихся источниках историй;
- какими должны быть используемые этими науками методы;
Слайд 9«Диспут о методе» (прод.):
- социальные науки должны объяснять или понимать;
- целью
исследования должен быть социальный контроль или рост самосознания;
- предметом исследования должен быть человек или природа?
Слайд 10Социальное как основная категория социологии -
социальное действие, т.е. ориентированное на
других (Вебер);
социальные отношения – между общностями людей, группами, классами и т.д. (Маркс);
Социальные факты – объективные, внешние для сознания человека факторы, определяющие его поведение, характерные для какого-то общества (Дюркгейм).
Слайд 11Структура социологии:
Макросоциология и микросоциология;
Теоретическая и эмпирическая социология;
Общая и отраслевая социология.
Слайд 12Функции социологии:
1) гносеологическая
2) социальные – воздействие на общество:
а) критическая,
б)гуманистическая,
в)
прогностическая,
г) прикладная.
Слайд 13История социологии:
Классическая социология: О.Конт, Г.Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин,
К. Маркс, Г. Зиммель, Ф. Теннис.
Современная социология: структурный функционализм, символический интеракционизм, теории социального обмена, этнометодология, феноменология, конструктивный структурализм.
Слайд 14Огюст Конт
Социальная статика + социальная динамика = общество.
Наблюдение и эксперимент как
методы исследования
Слайд 15Герберт Спенсер
Общество = живой организм
Теория эволюции общества
Слайд 16Карл Маркс
Общественно-экономические формации
Развитие через революции
Средства производства и производительные силы
Конфликт из-за собственности
Слайд 17Эмиль Дюркгейм
Социологизм
Социальный факт – не экономические, не физические, не биологические, объективно
существующие и оказывающие давление на индивида
Механическая и органическая солидарность
Слайд 18Макс Вебер
«понимающая социология»
Социальное действие: традиционное, аффективное, целерациональное, ценностнорациональное
Феномен бюрократии
Слайд 19Вильгельм Дильтей и Георг Зиммель
Науки о природе ↔ науки о «духе»
(гуманитарные)
«Природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем».
Слайд 20
Обществоведы производят новое знание из своего внутреннего опыта, наблюдения других людей
и сравнения их с собой.
Зиммель: общенаучные методы не позволяют познать смысл социально-исторических явлений.
Слайд 21Чикагская школа
У.Томас и Ф.Знанецкий: «Польский крестьянин в Европе и Америке», case-study:
«Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям».
Р. Парк: социальный контроль, социальная экология
Слайд 22Колумбийская школа
П. Лазарсфельд: опросы, выборки
Дж.Л.Морено: метод социометрии
Слайд 23Структурный функционализм
Т.Парсонс: общество как система, социальное действие как система
Р.Мертон: теории среднего
уровня
Слайд 24Символический интеракционизм (Дж. Г. Мид)
«Вещам» присваиваются символические значения, которые формируются в
процессе интеракции – взаимодействия между людьми.
Индивид осознает свою идентичность опосредованно, смотря на себя глазами другого человека.
Слайд 25Социодрама (И.Гофман)
Люди в своем поведении уподобляются актерам театра, играющим роли.
Их
основная цель – произвести хорошее впечатление, создать видимость «хорошей игры». Для этого используется не только речь, но и жесты, внешний вид, манеры и проч. Это – «сцена».
«За кулисами» люди «снимают маски» и ведут себя естественно.
Слайд 26Феноменология (А.Шюц)
Социальные науки должны исследовать жизненные опыты и связанные с ними
состояния сознания, смыслы, которые придает человек реальности.
Жизненный мир – а не мотивы – формируют поведение человека.
Повседневность – самоочевидный, не подвергающийся сомнениям опыт.
Слайд 27Этнометодология (Г.Гарфинкель)
Исследование повседневных практик людей методом наблюдения.
Язык повседневности нельзя адекватно перевести
на рациональный язык науки.
Следовательно, ученый должен опираться не на теории, а на здравый смысл и собственный опыт.
Слайд 28Конструктивный структурализм
П.Бурдье:
габитус, поле, капитал, агент
Слайд 29Социология в России
- Дореволюционные теории:
Консерватизм (К.Н. Леонтьев)
Юридическая социология (Б.Н. Чичерин
)
Органицизм (А.И. Стронин )
Психологическое направление (.И. Петражицкий, Е.В. де Роберти )
Субъективизм (Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев)
Генетическая социология (М.М.Ковалевский)
Марксизм (В.И.Ульянов-Ленин, Г.В.Плеханов)
Советский опыт развития социологии
Развитие социологии в РФ