Социология глобализации. Ульрих Бек презентация

Содержание

Ульрих Бек (1944 – 2015) С 1966 изучал социологию, философию, психологию и политологию в Мюнхенском университете 1972 – PhD там же. 1979 – доцент 1979-1981 – в Вестфальском университете, 1981-1992 – в

Слайд 1Социология глобализации. Ульрих Бек


Слайд 2Ульрих Бек (1944 – 2015)
С 1966 изучал социологию, философию, психологию и политологию

в Мюнхенском университете
1972 – PhD там же.
1979 – доцент
1979-1981 – в Вестфальском университете,
1981-1992 – в университете Отто Фридриха Бамберга
С 1992 - профессор и директор Института социологии при Мюнхенском университете. Профессор Лондонской школы экономики
1996-1997 – член Комиссии по вопросу о будущем свободных государств Бавария и Саксония


Слайд 3Концепция «общества риска»
Неожиданность событий
Их глобальный охват

Новая парадигма в обществе и политике
критика

«естественности» разделения мира на государства (territorial trap) – «методологического национализма»
Эта «ловушка» включает в себя порядок сбора/производства данных, а также такие фундаментальные понятия современной социологии, как общество, класс, демократия, семья, воображаемое сообщество.
Не путать с «концом национального государства»

Слайд 4Эпоха космополитизации
«Глобальный Другой» – среди нас: пример глобальной трансплантологии: каждая сторона

борется за выживание: «мусульманские почки» очищают «христианскую кровь».
Снимаются все привычные или/или – «Севером – Юг», «центр – периферия», «богатые – бедные»: человек – депозитарий запасных частей.
Космополитизация - стихийный, мощный и агрессивный процесс за фасадами национальных конструкций

Слайд 5Что такое глобализация?
Предприятия, работающие в глобальном масштабе, в состоянии отнимать

у общества его материальные ресурсы (капитал, налоги, рабочие места).
Функционирующая в глобальных масштабах экономика подрывает основы национальной экономики и национальных государств. Старый противник по имени «труд» отодвинут на запасной путь истории. Расторгнут договор с государством.
Они в состоянии сталкивать лбами национальные государства и таким образом устраивать закулисные торги в поисках мест с самыми низкими налогами и самой благоприятной инфраструктурой; они могут также «наказывать» национальные государства.


Слайд 6 Национальное государство есть государство территориальное
Богатые становятся виртуальными налогоплательщиками и подрывают

благосостояние демократического общества, возможностями которого пользуются.

Известно, что в США рост экономики обогатил только 10% населения. Эти 10% получили 96% дополнительных доходов.
В Германии доходы предприятий выросли с 1979 г. на 90%, а зарплата – на 6%. Поступления с подоходного налога за последние 10 лет удвоились; налоги с корпораций уменьшились наполовину и составляют всего 13%.
«Они ходят в театры. Наслаждаются природой и ландшафтами, уход за которыми требует больших денег. Околачиваются в ещё относительно свободных от насилия и криминала метрополиях Европы. Но своей ориентированной на прибыль политикой они вносят существенный вклад в разрушение этих европейских форм жизни. Позволительно спросить, где будут жить они или их дети, когда государства и демократия в Европе лишатся финансирования?»

Слайд 7
Национальные государства могут существовать без мировых обществ, а мировые общества не

могут существовать без национальных государств (т.е. они своеобразно «паразитируют» на национальных государствах).
Транснациональные государства станут возможны в том случае, если появится сознание, осознание необходимости транснациональных государств.

Транснациональное понимание политики означает отказ от двух принципов доктрины национального государства:

- от отождествления государства с обществом
- от положения об исключительно территориальной связи общества и государства.



Слайд 8Новые богатые больше не нуждаются в новых бедных
Нет средств сбалансировать ситуацию:

отсутствуют рамки общности, в которых можно было бы локализовать конфликт, выходящий за границы национального государства.
Неолибералы являются ликвидаторами западной цивилизации.
Глобализмом называется понимание того, что мировой рынок вытесняет или подменяет политическую деятельность, это идеология господства мирового рынка, идеология неолиберализма. Она сводит многомерность глобализации только к хозяйственному измерению


Слайд 9Глобальность неустранима по следующим 8 причинам
Расширение географии и нарастающая плотность контактов

в сфере международной торговли, глобальное переплетение финансовых рынков, увеличивающих мощь транснациональных концернов.
Информационная и коммуникационная революция.
Повсеместно выдвигаемые требования соблюдения прав человека т.е. принцип демократии (на словах).
Изобразительные потоки, охватившие весь мир индустрии культуры.
Полицентрическая мировая политика – наряду с правительствами существуют транснациональные центры, могущество и количество которых постоянно растут.
Глобальная нищета.
Глобальное разрушение окружающей среды.
Транскультурные конфликты на местах.

Под глобализацией подразумевается в том числе отсутствие всемирного государства. Точнее: наличие мирового общества без всемирного государства и без всемирного правительства.


Слайд 10
Что значит толерантность?
Какое содержание вкладывается в понятие «права человека»?
Кто

гарантирует права человека в пост-национально-государственном мире?
Как спасти перед лицом обостряющейся глобальной нищеты и сужающегося рынка труда социальные гарантии
Вспыхнут ли в результате разрушения национальных государств новые религиозные войны?

Слайд 11Накопление рисков – ядерного, экологического, финансового, военного, террористического, биохимического, информационного
Три реакции:

отрицание, апатия и трансформация.

Риск не означает катастрофы. Это предощущение, осознание катастрофы

Будущие катастрофы остаются принципиально неведомыми.

Без техники визуализации, без символических форм, без масс-медиа риски – вообще ничто. Поэтому глобальные риски – это, по сути, глобальные медийно опосредованные риски.

Слайд 12

Будущие катастрофы остаются принципиально неведомыми.

Без техники визуализации, без символических форм,

без масс-медиа риски – вообще ничто. Поэтому глобальные риски – это, по сути, глобальные медийно опосредованные риски.

Изменение климата, финансовый кризис, эпидемии, новые химические соединения…


Фукусима


Слайд 13Глобальное восприятие рисков и неопределенностей
делокализация. Риски принципиально глобальны;
некалькулируемость. Последствия принципиально не

просчитываемы. Утверждаемая самой наукой невозможность знания и пронизывающие науку нормативные разногласия;
некомпенсируемость. Утопия растущего контроля человека над опасными последствиями своих решений. Климат меняется бесповоротно. Прогресс в генетике необратим.

Слайд 14«Космополитические сообщества риска»
Динамика. Новые глобальные взаимосвязи - интерпретация угроз и ответственности

- новое космополитическое пространство, трансформирующее локальные и национальные сообщества. Переплетение сотрудничества и конфликта.
Изменение климата трансформирует формы социального неравенства, а также политические антагонизмы на локальном, национальном, региональном и глобальном уровнях.
Усиление международного сотрудничества становится суровой реальностью, обусловленной космополитическим императивом. Как можно успешно преодолевать глобальные риски в условиях множества соперничающих друг с другом сообществ с их различными нормативными моделями, материальными интересами и констелляциями политической власти?

Слайд 15
Космополитический реализм означает признание законных интересов других и их учет при

определении собственных интересов.
Нормализация чрезвычайного положения, превращением его в норму.
Дуализм «локального/глобального» и «национального/интернационального размывается

Слайд 16Политическая динамика и трансформация неравенства
Почему и при каких обстоятельствах тот или

иной вид неравенства – возникающий или исчезающий объективно – теряет легитимацию?

Создание равных норм и сравнимость неравенства. Первое - через распространение, защиту и институциализацию прав человека (арабский Восток); второе – через космополизацию неравенства. Гражданами. Дискурс прав человека есть способ придать космополитизации человеческое лицо.

Слайд 17
Коллективное увеличение доходов, увеличение шансов получить образование, возможности путешествовать, возрастание правового,

научного обеспечения и обеспечения товарами массового спроса. В результате уменьшаются субкультурные классовые идентичности и связи.

Приобретает большое значение собственная «индивидуальная судьба» на рынке труда с ее рисками, шансами и противоречиями - теория индивидуализации социальных неравенств.

В современном обществе риски, связанные с наемным трудом, сами по себе больше не создают общностей, поскольку любые общественные кризисы становятся индивидуальными и больше не воспринимаются в их общественной содержательности.

Это означает, что возникло новое социальное неравенство, предстающее в ином социально-культурном контексте, в котором притязания на «смысл работы», социальную пользу, «полноту жизни» конкурируют с ценностями экономической безопасности и представлениями о статусе.




Слайд 18
Информационные технологии породили смешанные формы оплачиваемого и неоплачиваемого труда, в которых

доля рыночно опосредованного труда сокращается, но значительно возрастает доля активного труда самого потребителя, указывая при этом на изъятие из рынка труда огромного количества труда оплачиваемого.

= сдвиг труда из сферы производства в сферу потребления, от специалистов — к общности, от оплаты — к самоучастию.

Вместо «господства» и «насилия» - электронно контролируемая «самокоординация» «носителей функций» при заранее установленных и строго соблюдаемых принципах производительности и интенсификации труда.



Слайд 19
Глубочайшие сомнения в продолжении сохранения человечества.

Утрата доверия к прогрессу.

Отсутствие субъекта,

в интересах которого происходят данные изменения, что позволяет увидеть отсутствие не только какого-то класса, но и любого другого субъекта, осуществляющего такое развитие из соображений собственной пользы.


Понимание космополитизации как совокупности процессов, которые могут иметь антигуманные последствия в случае, если они выйдут из-под влияния человека, разумеется, не ново.

Требуется более высокая нормативная сила,
чтобы держать ее под контролем

Слайд 20
Глобализация становится синонимом неуправляемости планетарного масштаба. И разве может быть иначе? Глобализация –

это замена прямого контроля над миром: из 149 состоявших в ООН неевропейских государств и территорий, не входивших ранее в состав СССР, 125 хотя бы раз в своей истории управлялись европейцами!

Слайд 21
Либеральный подход исходит из того, что либерализация мировой торговли и глобализация

производства способствует всемирной институциализации универсальных прав человека, поскольку глобальное распространение рыночных механизмов непременно сопровождается распространением власти закона и демократической культуры.

Слайд 22
Глобализм – это мыслительный вирус, который за последнее время поразил все

институты. Всё – политика, наука, культура – должны подчиняться примату экономического.
Согласно этой идеологии, люди не действуют, но осуществляют законы мирового рынка, которые вынуждают минимизировать социальное государство и демократию.
Экономическая глобализация как таковая не есть механизм, не есть нечто самодвижущееся, это всецело политический проект.

Слайд 23Либеральный подход
Чем менее самостоятельными в своих решениях окажутся национальные правительства, тем адекватнее

будут они вести себя по отношению как к другим странам, так и к собственным экономическим субъектам и гражданам. Критерием эффективности власти становится защита собственных граждан, а не достижение сомнительных «национальных интересов».

Самой тяжёлой проблемой развивающихся стран является не их угнетение странами «Севера», а катастрофические масштабы злоупотреблений их собственного руководства. В мире начала XXI века существовали по меньшей мере 40 государств, где ВВП на душу населения ниже, чем в 1965 году. Все они - рекордсмены по масштабам коррупции и доле военных расходов в бюджетных тратах; ни в одном из них не существует демократических порядков.

Слайд 24
Чёрные протекционисты запутываются в особом противоречии: они преклоняются перед национальным государством

и одновременно демонтируют его посредством неолиберальной идеологии свободного мирового рынка.
С одной стороны, утверждаются ценности нации (семья, религия, община и т.п.) а с другой – в неолиберальном миссионерском задоре раскручивается экономическая динамика, которая подрывает и уничтожает эти консервативные ценности.

Слайд 25
Зелёные протекционисты воспринимают национальное государство как находящийся под угрозой вымирания политический

биотоп, который защищает экологические стандарты от вмешательства мирового рынка, и потому – как и находящаяся под угрозой природа – нуждается в защите.
Зелёный протекционизм, во-первых, противоречит глобальности экологического кризиса, а во-вторых, лишает себя политического рычага, позволяющего мыслить локально, а действовать глобально

Слайд 26Транснациональный подход
Признается неравный характер глобализации, однако считается, что она способствует реализации

универсальной человечности.

Она – суровое горнило, в котором происходит формирование новых географических пространств, благоприятствующих развитию транснациональных политических институтов и режимов прав человека, что, в свою очередь, создает основу для всемирного гражданства (работы Саскии Сассен).

Слайд 27Космополитический подход
ставит под вопрос принимаемую за аксиому
связь между транснациональной миграцией и

реализацией человечности, указывая
на амбивалентность процессов космополитизации.

Слайд 28
«В международном праве содержатся правила использования силы, а также проведена грань между справедливой

войной и неспровоцированной агрессией. Но не учтено, имеют ли право на существование сами государства …

При переходе от национального государства к космополитическому мировому порядку происходит далеко идущее изменение в соотношении приоритетов международного права и прав человека. Принцип международное право выше прав человека, действовавший в условиях первой модернити, когда доминировали национальные государства, замещается принципом права человека выше международного права, которому подчинены глобальные отношения во второй модернити».

Практика «гуманитарных интервенций», как сегодня принято называть акты вмешательства одних государств в дела других стран или целых регионов.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика