Слайд 2Что делает социолога социологом?
Использование социологических методов сбора и анализа данных?
Исследование поведения
людей?
Подготовка рекомендаций для чиновников и бизнеса?
Слайд 3Социологическое воображение - это
позволяет нам понять историю, биографию и отношение между
ними в обществе (Ч.Р.Миллс);
способность связывать все, что случается в обществе, со структурным, культурным и историческим контекстом, с индивидуальными и коллективными действиями членов социума, при понимании вытекающих отсюда разнообразия и различий социальных форм (П.Штомпка);
Социологическое воображение vs «обычное» воображение
Слайд 4Элементы социологического воображения (П. Штомпка)
видеть все социальные феномены, произведенными некими социальными
агентами и идентифицировать их.
понимать глубокие, скрытые структурные и культурные ресурсы, влияющие на социальную жизнь
распознавать накопившийся груз традиции, устойчивого наследия прошлого и их влияние на настоящее.
вникать в социальную жизнь в ее непрестанной динамике
находить огромные разнообразия и разноликость форм, в которых может проявляться социальная жизнь.
Слайд 5Зачем нам социологическое воображение: связь между биографией и историей
Укажите на пять
отличий Вашей жизни от жизни ваших папы/мамы, бабушки/дедушки в том же возрасте
Вопросы:
В чем заключаются эти различия?
Насколько существенны эти различия?
С чем связаны эти различия – с индивидуальными особенностями или социокультурными трансформациями?
Слайд 6Зачем нам социологическое воображение: видеть в обычном необычное
Слайд 7Требует видеть вопрос в контексте трех проблем
Какова структура общества как системы?
Каковы его элементы и как они связаны между собой? Чем они отличаются друг от друга?
Каково место этого общества в истории? Механизм его изменения? Как его свойства влияют на исторический период, в котором мы живем? Каковы отличительные особенности этого периода?
Какие типы людей играют важную роль в этом обществе? Какие типы людей идут на смену?
Слайд 8Как работает социологическое воображение: кейс с чашкой кофе
Слайд 11Кофе и демонстративное поведение
Слайд 13Итак, зачем нам социологическое воображение
Демонстрирует, что теория связана с конкретной практикой,
взглядом на текущие проблемы, на окружающее общество, а также ее связи с нашими личными биографиями и жизненными шансами;
Дает нам карту, ориентацию в хаосе событий, перемен, трансформаций;
Приводит к глубокому пониманию социальной жизни;
* А еще помогает получить высокие баллы на олимпиадах, конкурсах, ЕГЭ…
Слайд 14Как научиться социологическому воображению?
Видеть различия между научным и обыденным знанием
Обыденное знание
:
знание об обществе, полученное из личного опыта, из СМИ..
Наше личное представление о том, что такое общество, как оно функционирует, что такое «хорошо», а что – «плохо»
Научное (социологическое) знание:
Умение задавать социологические вопросы и ставить социологические проблемы
Систематически изучать общество при помощи различных источников
Применять для их анализа социологические теории и концептуальный аппарат социологии
Слайд 15Умение задавать социологические вопросы
Социальная vs социологическая проблема:
Социальные проблемы понимаются людьми как
«неправильное», «плохое», «неработающее;
Цель решения социальной проблемы – исправить ситуацию;
Социологическая проблема – это не только то, что понимаемся людьми как «неправильное», «плохое», но и то, что понимается как «правильное» или «хорошее»;
Цель решения социологической проблемы – осмысление функционирования общества.
Пример:
Социальная проблема – рост доли бедного населения в России
Социологическая проблема – почему, несмотря на усилия предпринимаемые государством на борьбу с бедностью, доля бедных слоев населения не уменьшается
Слайд 16Влияние теории на объяснение социальных фактов
Позволяет давать объяснение человеческим поступкам, отличное
от суждений здравого смысла:
Продолжительность жизни людей зависит от биологической предрасположенности и не может быть сильно связана с социальными различиями;
В прежние времена семья была стабильна, но сегодня количество распавшихся семей стремительно растет;
Во всех обществах есть несчастные и подавленные люди, поэтому уровень самоубийств примерно одинаков везде;
Большинство людей во всем мире ценят материальное благополучие и будет добиваться преуспевания, если есть такая возможность;
Распространение компьютеров и автоматизация промышленного производства значительно сократят продолжительность рабочего времени большей части населения
Слайд 17Влияние теории на объяснение социальных фактов
Почему, согласно статистике, в школе девочки
учатся лучше мальчиков, но мужчины впоследствии оказываются успешнее женщин на рынке труда?
С точки зрения марксизма – проявление неравенства и эксплуатации;
С точки зрения функционализма – функциональное распределение социальных ролей в обществе;
С точки зрения интерпретативной социологии – социальные ожидания, накладываемые на исполнителей той или иной роли.
Ключевые социологические понятия: гендер, гендерные роли, гендерная социализация, гендерная стратификация, гендерное неравенство….
Слайд 18Социологическое воображение и социологическая теория: взгляд снаружи и взгляд изнутри
Слайд 19Типы социологических теорий
Теории верхнего уровня – уровень общесоциологических теорий;
Теории среднего уровня
(термин Р. Мертона) – отраслевые теории;
Теории нижнего уровня – уровень конкретных социологических исследований.
Слайд 20Систематически изучать общество при помощи разных источников
(пример - исследование преступности)
Преступность
как объективное явление:
Анализ статистических данных;
Проведение опроса среди населения;
Проведение серии экспериментов.
Преступность как субъективное явление:
Интервью с осужденными и их жертвами;
Наблюдение за криминальной субкультурой;
Контент- и дискурс-анализ сообщений в СМИ;
Анализ визуальных источников.