Социологические исследования этнических групп презентация

Содержание

Основные направления Теория национализма Положение этнических меньшинств

Слайд 1Социологические исследования этнических групп


Слайд 2Основные направления
Теория национализма
Положение этнических меньшинств


Слайд 3Теория национализма
В первой половине ХХ века преобладал Веберианский подход (близок к

советскому Марксизму).
Нация – продукт длительной исторической эволюции.
Это реальное сообщество, включающее предков, современников и будущие поколения.
Предполагает существование объективных признаков: язык, территория, традиции, психологические черты.
Нация эмпирически фиксируется

Слайд 4Национализм
Национализм – идеологическое течение, которое служит фундаментом единства нации.
В Западной традиции

это понятие не имеет отрицательного смысла.
В западной литературе принято различать
Гражданский национализм
Этнический национализм

Слайд 5Гражданский национализм
Еще одно название - государственный
Идеология политической общности.
Предстает как либеральная идеология

и практика создания современных государств наций (Франция, Испания, Италия, США).
В рамках этой идеологии принимаются решения и реализуются программы, имеющие общий интерес: «Национальная система здравоохранения», «национальная безопасность».



Слайд 6Этнический национализм
Осуществляется от имени этнокультурной группы. Большое значение имеет принцип этническая

принадлежность.
Слабость принципа гражданства.
Идея: каждый этнос должен иметь собственное государство или хотя бы какую-то степень политической автономии.
Опасен из-за тенденций изоляционизма, шовинизма, культурной исключительности.

Слайд 7Для каких стран применимо?
Гражданский национализм характерен для устоявшихся государств Западной Европы,

где сложилось правовое общество и национальная идея имеет давние культурные формы.
Этнонационализм характерен для «молодых» государств, где нет разработанного гражданского законодательства, имеет место дискриминация этнических меньшинств.

Слайд 8Э. Геллнер
Национализм – следствие процессов модернизации и индустриализации
Появилась необходимость в создании

культурной гомогенности всего населения проживающего в границах государства.
Вопрос: почему традиционное общество не ощущает этой необходимости?
Необходима гражданская лояльность



Слайд 9Теория Э. Геллнера
Доиндустриальные общества имели крайне запутанную систему культурных различий, это

«привязывало людей к их общине, местности, социальным связям.
Современное общество, наоборот, крайне заинтересовано в поддержании мобильности.
«Национализм – это прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать» (Э. Геллнер. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.)

Слайд 10Культурная мобилизация нации
Инструментами мобилизации нации являются культура и образование.
Появляются национальные системы

образования. Они могут поддерживаться только государством.
Создается национальная традиция (язык, литература, официальная история, корпус признанных имен).
Национальная культура – это симбиоз власти и обучения.
Официальные учреждения формировали национальную культуру.


Слайд 11Э. Хобсбаум
Но некоторые этнические группы, которые не стали основой для образования

независимых государств или внутригосударственных автономий должны были подчиниться ассимиляции.
Часто в этих регионах была слабее развита экономика (валлийцы, баски, саамы, трансильванцы).
Этнические различия всегда подразумевают социальное неравенство.
Социальное неравенство прочно связано с региональной асимметрией и имеет стилевое выражение.
Понятие «образ жизни» имеет более культурный, нежели социальный смысл.

Слайд 12Теория Б. Андерсона
Нация – это «воображенное политическое сообщество».
Нация» противопоставляется сообществу лицом-к-лицу.

Такие сообщества не нуждаются в «воображении» единства.
Сообщества следует различать не по их ложности / подлинности, а по тому стилю, в котором они воображаются.
Решающую роль в возникновении воображаемых сообществ сыграло книгопечатание, в частности выпуск печатной продукции на национальных языках.
Язык способен генерировать национальные сообщества, а не просто представлять их.

Слайд 13Конструктивизм
Конструктиви́зм — научное направление в социальных науках, представляющее общности как результат конструирования,

создаваемый при помощи интеллектуального воздействия культурных и властных элит.
Аргументация конструктивистов основана на широком спектре фактов искусственного создания и внедрения этнических традиций.
Этническая идентификация не является родством «по крови». Это результат социального воздействия средствами культурной индоктринации.
Возникновение в 60-70-х годах ХХ века.
В России – В.А. Тишков

Слайд 14Инструментализм
Инструментализм рассматривает этничность как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех

или иных целей.
Не ориентирован на поиск определения этноса и этничности.
Любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии.
В обыденной жизни этническая идентичность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется.
На основе этого подхода проводятся эмпирические социологические исследования.

Слайд 15Исследование групп этнических меньшинств
Классическое исследование У. Томаса и Ф.Знанецкого о польской

миграции.
В начале века миграция поляков в США была массовой. Сам Ф. Знанецкий жил на две страны. Четверть всех мигрантов – поляки. Только в Чикаго их было 360 тыс. человек.


Слайд 16Социальные явления, связанные и миграцией
«Атомизация» сознания в условиях новых форм социальной

организации.
Проблема соотношения индивидуального и коллективного в процессах адаптации к инокультурному окружению.
Влияние миграции на анормальное поведение (преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм).
Проблема занятости, стимулов к труду, их соотношения.
Проблема полов, складывания и распада семейных отношений.
Проблема социальной удовлетворенности после переезда в другую страну.


Слайд 17Процессы миграции в США
До начала ХХ века были «волны» миграции
Со второй

трети ХХ века количество мигрантов увеличивается.
Они менее настроены интегрироваться, так как принадлежат не только к европейской культуре.
Значительное количество мигрантов из Латинской и Южной Америки, Азии, Ближнего Востока.
Возникают этнически гомогенные кварталы крупных городах США.
Люди в замкнутых этнических общинах подвергались систематической дискриминации.

Слайд 18Этнические меньшинства
МЕНЬШИНСТВО – это социальная группа, члены которой подвергаются дискриминации, сегрегации,

угнетению или преследованиям со стороны другой социальной группы – доминирующей.
Minorities – «меньшинство», «младшие»
Меньшинства являются источником преимуществ доминирующей группы, поскольку угнетение одной группы людей дает привилегии и высокий статус членам другой группы


Слайд 19ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕНЬШИНСТВ
Меньшинство характеризуется физическими или культурными чертами, отличающими его от доминирующей

группы. Эти черты обусловливают взаимосвязанность членов меньшинства и создание для них менее благоприятных условий в рамках социальной структуры
Меньшинства замкнуты, для них характерно осознание собственной целостности. Его членам присуще ощущение социальной и психологической близости с другими подобными им людьми. Это сознание единства обостряется в результате притеснений, которым подвергаются члены меньшинства
В целом членство в социальной группе меньшинства не является добровольным. Индивид наделяется таким статусом (аскриптивный статус).

Слайд 20СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К МЕНЬШИНСТВУ
Предубеждение – неприязненное и враждебное отношение

к членам группы только на том основании, что они принадлежат к этой группе и априори наделяются предосудительными свойствами, приписываемыми этой группе
Дискриминация – это необоснованный отказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства

Слайд 21Теория культурного участия С. Бенхабиб
С. Бенхабиб исследует современные политики идентичности.
Большинство из

них связаны с попыткой найти пути между универсалистскими принципами «культурными особенностями».
Когда встает вопрос о признании культуры, возникает дилемма: нужно ли сохранять культуру в качестве критерия меньшинства. Одновременно есть необходимость расширить круг демократического участия.
Позиция С. Бенхабиб на стороне второго принципа. Она ставит распространение демократического участия выше сохранения культурных особенностей.



Слайд 22Принципы демократической эгалитарности
эгалитарную взаимность,
добровольное самопричисление,
свобода выхода и ассоциации.


Слайд 23Расовые различия
Того, кого в США считают «черным», в Бразилии сочтут за

«белого»
Жители Африки могут иметь одинаковый оттенок кожи, но существенные генетические различия. Еще большие различия у чернокожих в США, где велика метисация.
Расовые различия востребованы как основание для культурных различий, поддерживающие статусные системы иерархии, которые закрепляются политически
Принадлежность к расовой группе связано с уровнем доходов, неравных образовательных возможностей, предоставления медицинских услуг, доступе к разным сферам занятости.
Расовые различия – проявление социального неравенства.

Слайд 24Расовая принадлежность в США
Asian/American Asian
Black
Hispanics
Native American
White/ Caucasus



Слайд 25Классификация меньшинств (Дж. Огбу)
Автономные меньшинства – достаточно независимы от доминирующей группы

экономически и политически. Обычно достаточно замкнуты. Имеют специфическую территорию или специфическую сферу занятости. Используют преимущественно свой язык. Имеют свои системы социальных сервисов: больниц, школ и т.д.
Пример: евреи, мормоны

Слайд 26Классификация меньшинств (Дж. Огбу)
Кастовые меньшинства – подчинены доминирующей группе экономически и

политически. Имеют свой язык (чаще диалект) субкультуру. На их основе возникает специфическая идентичность. Сфера занятости связана с «грязной», «неквалифицированной», «неуважаемой» работой. Это положение фиксируется официально или (чаще) неофициально.
Пример: афроамериканцы, неприкасаемые в Индии, Буракумин в Японии.

Слайд 27Классификация меньшинств (Дж. Огбу)
Иммигрантские меньшинства – занимают промежуточное положение между первой

и второй группами. Люди, находясь в непрестижном положении понимают свое место как «спасение» или как результат состоявшейся вертикальной мобильности. У них не появляется чувства «привязанности» к своему статусу, сохраняется стремление к достижениям. Многие мигрантские общины (в частности в США) настроены на частичную или полную ассимиляцию к доминирующей культуре.

Слайд 28Проблема этнических различий
Этническая принадлежность также иногда предусматривает физические различия (рост, телосложение,

цвет и разрез глаз, цвет волос и кожи)
Этнические различия могут рассматриваться как различия в «культуре», например в России.
Принадлежность к этнической группе также означает проживание в определенном регионе, с уровнем доходов, уровнем развития образования и здравоохранения.
Этнические различия имеют культурные основания.


Слайд 29
Есть ли в России проявления дискриминации?
В отношении каких групп населения?
В чем

они проявляются?

Слайд 30Дискриминация по этническому признаку
Принадлежность в этнической группе из Кавказского региона
Пренебрежительное прозвище

«Черные»
Исследования в Москве и Воронеже показывают дискриминацию в сфере занятости и найма жилья


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика