Слайд 1Социальный институт
План лекции:
1. Институциональный подход к изучению общества.
2. Социальный институт:
понятие, структура, классификация, функции и дисфункции
3. Развитие общества как процесс институциональной динамики.
Слайд 2Системный и институциональный подход к изучению общества
Слайд 3Социальный субъект (политический лидер, руководитель предприятия, группа энтузиастов и пр.) может
сделать многое (в части развития, стагнации, регресса) для общества в целом или его отдельных подсистем. Поэтому важен поведенческий уровень анализа, который реализуется в рамках институционального подхода.
Подход к обществу как системе социальных отношений, социальной деятельности субъектов ориентирует на анализ правил, которые регулируют взаимодействие субъектов, целей и интересов, позиций и действий социальных субъектов, включенных во взаимодействия.
Системный и институциональный подходы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Общество - сложная институциональная система
Общественное развитие - смена преобладающих в те или иные исторические периоды институциональных систем
Слайд 4Понятие «социальный институт»
Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной
деятельности людей, предопределяющие жизнеспособность любого общества в целом (приспособительные механизмы).
Социальный институт – механизм регулирования социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, социальных групп и общностей, который организуется для общественно значимых целей, достигаемых в процессе совместной деятельности людей.
Социальный институт выполняет общественно значимые функции, обеспечивающие достижение целей.
Функция–польза, которую социальный институт приносит обществу.
Слайд 5
Понятие «социальный институт»
Г. Спенсер . Прогресс общества связан с усложнением
социальных институтов. Цель деятельности институтов - обеспечение стабильности функционирования общества, превращение человека в социальное существо и его включение в социальные взаимодействия.
Слайд 6
Д. Норт (1920-2015) , американский экономист,
Лауреат лауреат Нобелевской премии
по экономике 1993 года.
Институты - это правила игры и способы
контроля за их соблюдением, которые
структурируют взаимодействия между людьми и
создают ограничительные рамки.
Три главные составляющие в институте:
1) неформальные ограничения (традиции, обычаи, всякого рода социальные условности);
2) формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);
3) механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т.д.).
За формированием институтов стоят интересы людей, чаще всего тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых и сохранение старых правил.
Слайд 7Социальные институты - «правила игры»: формальные и неформальные
Соблюдает Не соблюдает
Социальные
институты - механизмы принуждения (наказания) к исполнению правил игры
общественное мнение
тюрьма, выговор, увольнение
Слайд 8Формальные «писаные»
правила
Соглашения
и т.д.
Конституции
Законы
Жалованная грамота Екатерины
II генерал- майору П.В. Завадовскому на имение в Беларусской губернии
Указы
Слайд 9Неформальные «неписаные» правила
Обычаи
Традиции
Условности
Привычки
Неформальные нормы играют в обществе большую роль чем формальные:
основа для формальных правил
длительность эволюции
многие сферы регулируются неформальными нормами
Слайд 10
Проблема согласования формальных
правил и социальных практик;
- практики совпадают с законом;
- нейтральны
к закону;
- противоречат закону
Институты - комплекс практик повседневной деятельности как системы устойчивых и массовых социальных действий и взаимодействий акторов (индивидов, организаций, групп)
Институциональный конфликт
Институциональные правила закрепляются и воспроизводятся в повседневной практике людей.
В социологической трактовке именно комплекс практик повседневной деятельности определяет эффективность (качество) института и определяет возможные пределы его изменений.
Слайд 11Статусно – ролевая структура института четко разграничивает функции участников взаимодействия (учитель-ученик)
и определяет типичные модели поведения
Взаимодействие осуществляется в рамках организационных структур (предприятие, вуз и пр.), где каждый участник занимает должностную позицию (статус), которая определяет функции, права и обязанности. Невыполнение должностных обязанностей ведет к применению санкции.
Для выполнения норм и предписаний С.И. необходимы материальные средства (здания, помещения, оборудование и пр.).
Система символов дает представление о С.И. (обручальное кольцо, герб, флаг страны, крест и пр.).
Идеология – осмысление сущности, ценностей С.И.(семья – любовь; рыночная экономика – конкуренция, религия – православие, буддизм и пр.)
Слайд 12Совокупность признаков развитого института
Слайд 13
Институализация –закрепление общественных (политических, экономических и пр.) отношений в нормах (правилах,
санкциях и т.п.) права и (или) морали
Слайд 14В соответствии с фундаментальными потребностями общества выделяют главные социальные институты:
Слайд 15Внутри главных (основных) институтов функционируют институты, которые выполняют конкретные задачи
Слайд 17
Функции социальных институтов
Явная функция-
осознаваемая, признанная
Латентная функция- непреднамеренная, часто неосознаваемая.
Расширяет возможности института.
Слайд 19Функции семьи как социального института
Слайд 20Дисфункции социального института
Слайд 21Развитие общества - процесс институциональной динамики
Факторы институционального развития:
1) эндогенные (внутренние) происходят
из-за кризисных явлений внутри института, который перестает удовлетворять общественные потребности
2) экзогенные(внешние) возникают под воздействием развития технологии, международной ситуации, экологии и пр.
Слайд 22Институциональные изменения
1.Возникновение новых институтов.
«Path dependence» (К.Поланьи) – зависимость от предшествующего
пути развития
2. Совершенствование сложившихся социальных институтов.
Пути развития новых институтов
Укоренение новых правил и изменение неформальных норм
2. Неформальная институционализация новых институтов
3. Исчезновение - а) не отражаясь на институциональной системе б) сопровождаясь формированием новых институтов в) способствуя активизации уже существующих институтов
Слайд 23Проблема согласования старых и новых институтов
- формальные
новые и формальные старые
- формальные новые и неформальные старые
- неформальные новые и неформальные старые
Институциональные изменения
Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались
Джон Локк