Слайд 1Социальные институты
Немова Ольга Алексеевна
к. соц. н., доцент кафедры Экономики предприятия НГПУ
им. К. Минина
Слайд 2Основные институты общества:
Определение и типология социальных институтов.
Функции и дисфункции институтов.
Институт как
социальная организация
Слайд 3Определение и типология социальных институтов
Социальный институт (лат. institutum — установление, обычай,
учреждение) – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующий различные сферы общественной жизни и организующих их в социальную систему.
Термин «социальный институт» впервые предложил английский социолог XIX века Герберт Спенсер. Он выявил 6 типов социальных институтов:
промышленный,
профессиональный,
политический,
обрядовый,
церковный,
домашний.
Герберт Спенсер
(1820-1903)
Слайд 4Социальный институт представляет собой:
• ролевую систему, в которую включаются также нормы и
статусы;
• совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
• формальную и неформальную организацию;
• совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
• обособленный комплекс социальных действий.
Слайд 5Основная институциональная концепция общества была разработана Р. Мертоном и Т. Парсонсом.
Типы институтов в современной социологии определяются по их социально-функциональной роли.
1. Институты, регулирующие репродуктивное поведение, — семья и семейно-родственные связи.
2. Институты, определяющие отдельные виды созидательно-общественной деятельности — воспитания, образования, производства.
3. Институты, обеспечивающие сохранение и устойчивость общества, — власть, политика, армия и т.п.
4. Институты, регулирующие деятельность в сфере культуры, — средства массовой информации, театр, кино, музеи.
5. Институт церкви и религии.
Слайд 6Институтционализация
Институционализация – закрепление практики или области общественных отношений в виде закона
или социальной нормы, принятого порядка. Это формализация социальных связей и отношений.
Слайд 7Этапы институционализации
Возникновение общественно значимой потребности, формирование задач для ее удовлетворения.
Стихийно складываются
социальные нормы и правила.
Практическое применение, утверждение данных норм и правил в обществе.
Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института.
Слайд 8Причины оказывающие влияние на изменения социальных инститов
Эндогенные (внутренние) изменения - происходят
из-за кризисных явлений внутри института, вследствие чего социальный институт уже не удовлетворяет все общественные потребности.
Экзогенные (внешние) изменения – происходят в связи с внешним воздействием на социальный институт
Слайд 10Функции и дисфункции институтов
Фунхция (от лат. functio — исполнение, осуществление) —
назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт, или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Дисфункция социального института – это нарушение взаимодействия социального института с социальной средой.
Слайд 12Пример функционального устройства политического института
Слайд 13Явные и латентные функции социальных институтов
Слайд 14Соколов Э. В. Функции и дисфункции
На одном из островов Тихого океана
существовал обычай «охоты за головами». Юноша, достигший совершеннолетия, в день инициации, т. е. посвящения во взрослые, должен был принести голову иноплеменника, чтобы доказать свое мужество и способность к воинскому ремеслу. Этот обычай был запрещен английской администрацией как вредный и антигуманный. Вскоре после этого в обществе аборигенов начались процессы дезорганизации. Люди бросали обжитые места. Рисовые поля и хранилища зерна оставались без присмотра. Старые и больные не получали помощи. Старейшины, руководившие полевыми работами и распоряжавшиеся запасами риса, утратили авторитет.
Приглашенные на остров этнографы установили, что порядок и власть в данном обществе были тесно связаны с культурой рисосеяния, которое не было, однако, жизненной необходимостью, поскольку остров был богат рыбой, дичью и вкусными плодами. Рис использовался для приготовления ритуальной еды, употреблявшейся во время инициаций.
Слайд 15Инициации и «охота за головами» были, по мнению этнографов, теми праздничными,
«пусковыми» событиями, которые придавали Смысл движению времени и приводили в действие всю систему хозяйственно-культурных связей. Без рисосеяния вполне можно было прожить несколько лет. Но случись неурожай фруктов или мор рыбы, и население умерло бы с голоду.
Запасы риса, помимо ритуального значения, давали гарантию выживания в экстремальных условиях. Если бы люди каждый год не сеяли рис, навыки работы с этой культурой скоро бы забылись и восстановить их в нужный момент было бы трудно. Полезность, функциональность земледелия определялась также тем, что оно стабилизировало отношения между семьями и кланами. Полевые работы, которые в утилитарном смысле представлялись необязательными, должны были как-то поддерживаться.
Таким поддерживающим символом была «охота за головами». Если мы хотим устранить какой-то вредный обычай, мы должны спросить себя: чем он «полезен» в данном обществе, какую функцию он выполняет. Установив это, можно искать ему замену - то, что называют функциональным эквивалентом». Прежде чем бороться с пьянством, нужно понять, почему люди пьют, сформировать культурный ответ на потребность, удовлетворяемую алкоголем, а затем постепенно «вытеснять» пьянство, расширяя сеть стадионов, увеличивая продажу безалкогольных напитков, создавая условия для непринужденного общения.
Слайд 16Другой вывод из приведенного примера состоит в том, что функциональны элементы
культуры-действия, идеи, вещи-могут иметь символический характер. Символы нужны потому, что многие важные для общества цели и нормы не имеют большой силы для индивидуального сознания. Индивид действует обычно, исходя из собственной выгоды и расчета. Но обществу важно, чтобы и в повседневном поведении, и в критические моменты действовали бы социальные мотивы поддерживались «стратегические» цели и интересы. Для этого нужны символы, святыни. Имена национальных героев вспоминаются не часто. Но когда враг у ворот, они появляются на знаменах бойцов и становятся могущественной силой.
Источник: Соколов Э. В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для старшеклассников. М., 1994. С. 106-107.
Слайд 17Вопросы и задания к тексту.
1. Что такое функциональные эквиваленты? Приведите примеры.
2. Какую роль
в жизни описанного племени играл обычай «охоты за головами»?
3. Почему автор назвал его поддерживающим обычаем?
4. Какую роль играла культура рисосеяния в жизни этого племени?
5. Почему действия английской администрации следует признать
ошибочными?
6. Проанализируйте по литературным источникам борьбу с алкоголизмом в России как в дореволюционный, так и в советский периоды. Почему антиалкогольная кампания М. Горбачева не увенчалась
успехом? Назовите причины провала. Как бы вы объяснили их с этнографической точки зрения?
7. Приведите собственные примеры запретительных действий властей (местных, региональных) за любой период истории нашей страны, которые не увенчались успехом именно потому, что нарушал принцип функциональной эквивалентности.
Слайд 18Институт как социальная организация
Слайд 19Вопросы для обсуждения
1. В чем заключаются понятия «социальная структура» и «социальная стратификация»?
2. В
чем заключается концепция социальной структуры П. Сорокина?
3. Как происходит социальная стратификация в обществе?
4. Что такое страта?
5. В чем содержание понятия «социальный институт»?
6. Что такое институционализация?
7. Что такое группа в социологии?
8. Каковы признаки группы и их виды?
9. Что такое коллектив и каковы его признаки?
10. Какие бывают виды коллективов?
Слайд 20Основные понятия темы:
• Социальная структура
• Социальный слой
• Стратификация
• Социальная стратификация
• Страта
• Статус
• Социальный институт
• Институционализация
• Группа
• Формальная группа
• Неформальная группа
• Коллектив
• Социальный престиж
• Социально-демографическая структура
Слайд 21Рекомендуемая литература
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М. : Аспект-Пресс, 2000.
2. Галкина Т.П.
Социология управления: от группы к команде. М. : Фи¬нансы и статистика, 2004.
3. Зборовский Т.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004.
4. Маршак А.Л. Общая социология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
5. ТощенкоЖ. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
6. Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002.
7. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М. : ГроссМе- диа, 2005.
8. Шапиро С.А. Организационные коммуникации в целях эффективной работы компании. М.: ГроссМедиа ; Росбух, 2007.